проект "Масленица-широкая"
проект (младшая группа)

Праздник оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка.

Масленица – один из древнейших славянских праздников, традиции которого зародились еще в языческой Руси. Считалось, что человек, весело проведший масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года!

Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор,

пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для

творческого развития каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mart.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону  «Детский сад  № 49»

             

Проект в младшей группе: «Масленица-широкая»

Разработала: Шустова Татьяна Константиновна

г. Ростов-на-Дону

2024 г.

Краткосрочный проект в младшей группе

«Масленица-широкая»

Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 неделя (с 11.03-15.03.2024г.).

 Участники проекта: дети младшей группы «Бусинки», воспитатели, родители.

Цель проекта: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица), посредством вовлечения детей в игровую и творческую деятельность.

 Задачи:

Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества;

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

Формировать любовь к Родине, ее традициям;

Ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к русской культуре в семье.

Актуальность:

Праздник оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка.

Масленица – один из древнейших славянских праздников, традиции которого зародились еще в языческой Руси. Считалось, что человек, весело проведший масленичную неделю, будет удачлив в течение всего года!

Подготовка к празднику развивает память и внимание, расширяет кругозор,

пробуждает фантазию, совершенствует речь и пластику движений.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для

творческого развития каждого ребенка.

Проблема проекта: 

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Ожидаемые результаты проекта: 

 Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – масленицы через непосредственное участие их в игровой и творческой деятельности.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса к родной истории.

 Обогащения духовного мира детей.

Развитие двигательных и музыкальных способностей.

Этапы реализации:

Предварительный этап:

1. составление плана деятельности

2. сотрудничество с родителями

3. подбор стихов и закличек о Масленице

4.подбор музыкальных произведений согласно теме

5. подбор хороводных и подвижных игр

6. подбор материала в родительский уголок

Основной этап:

Беседа: «Неделя масленицы».

Рассматривание картины Б. И. Кустодиева «Масленица»

Заучивание закличек о масленице.

Разучивание хороводных игр «Карусель».

Проведение подвижных игр «Лучики для солнышка», «Ой, блины, блины, блины..»

ОД Рисование блинов: «Ой блины-блины, блиночки»

ОД Аппликация «Самовар с блинами».

Заключительный этап:

1. Выставка аппликаций и рисунков.

Результат:

В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленица, символах праздника, народных гуляниях. Повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям. Проект способствовал развитию у детей любознательности, творческих способностей, двигательной активности. Все проводимые мероприятия были направлены на стремление изучить традиции родной страны.

Приложение 1

Беседа "Что такое масленица"
Масленица – веселый праздник проводов зимы и встречи красавицы весны, который с удовольствием отмечают как дети, так и взрослые. Масленица – праздник переходящий, который не имеет постоянного числа, он отмечается за 7 недель до Пасхи, в последнюю неделю перед Великим постом. Масленица празднуется целую неделю, которая так и называется - масленичная неделя. В последний день масленичной недели устраиваются народные гуляния.
Как ты думаешь, почему праздник проводов зимы называется масленицей?
Праздник называется масленицей потому, что после долгого поста, который длился семь недель, люди начинали жарить блины и кушать масло наряду с другими молочными продуктами.
Почему на масленицу пекут блины, а не ватрушки или пироги?
Потому что круглый, румяный и золотистый блин так похож на солнышко. А весны без солнышка не бывает.
- На Руси масленица всегда отмечалась широко.

С понедельника по среду масленица называлась «узкой», с четверга начиналась «широкая» масленица – люди ходили друг к другу в гости, отдыхали, а работать было запрещено.

Каждый день масленичной недели имел свое значение:

понедельник – «Встреча» (с этого дня начинали печь блины, первый блин отдавали в церковь на помин умерших)
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Блины - это главный символ Масленицы.

Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу : «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение :

Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! —
и убегали.
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.;

вторник – «Заигрыши» (девушки и парни катались с горок, ходили в гости на блины);

среда – «Лакомка» (все пекли и лакомились блинами);

четверг – «Разгул» (начинали работать балаганы, проводиться кулачные бои, катания на санях и лошадях продолжались);

пятница – «Тещины вечерки» (тещи приглашали в гости зятьев на блины); суббота – «Золовкины посиделки» (невесты приглашали в гости будущих золовок на блины);

воскресенье – «Прощёное воскресенье» – вершина праздничных гуляний.

В прощёное воскресенье люди просили друг у друга прощение за все обиды, сжигали чучело зимы на костре. Чучело делали из соломы к первому дню масленичной недели, потом всю неделю водили вокруг него хороводы, пели песни, даже с горок катали. Словом, люди делали все, чтобы задобрить зиму, уговорить ее уйти. А в последний день масленичной недели чучело сжигали на костре.

Приложение 2

Каждому дню масленичной недели дано было своё имя:

Понедельник - Встреча;

Вторник - Заигрыш;

Среда - Лакомка;

Четверг - Разгуляй;

Пятница - Широкая масленица;

Суббота - Золовкины посиделки;

Воскресенье -Прощёный день.

Первый день Масленицы. Встреча.

К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.

Второй день Масленицы. Заигрыш.

Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. Гостей принимали - встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы.

Третий день Масленицы. Лакомка.

На Лакомку созывали всех родных и угощали блинами. Считалось, что нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет ".

Четвёртый день Масленицы. Разгуляй.

В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от

дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.

Пятый день Масленицы. Широкая масленица.

Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

Шестой день Масленицы. Золовкины посиделки.

В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно -вспомним, хотя бы русские народные сказки.

Седьмой день Масленицы. Прощёное воскресенье.

В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения.

Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали

над полями - "на богатый урожай". Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: "Бог простит". Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает

в свои права Таким образом люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика:


Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).

"ПЕЧЁМ БЛИНЫ"

Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой.

Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано (Потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(Подносим сложенные "щепотью" пальцы ко рту, имитируя еду)


Мы для встречи весны (держат правую руку «чашечкой», это сковорода,)
Напекли всем блины (сверху на правую руку кладут левую, это блин,)
Сковорода шипит, (несколько раз переворачивают ладонь с одной)
От блинов пар валит. (стороны на другую.)
Раз – раз – раз – раз (Пальцы зажимают в кулаки по одному)
Вкусный блин готов у нас (большой палец поднят вверх)

Печь блины на праздник будет детвора (хлопать в ладоши, которые надо держать горизонтально, при этом сверху - то правая, то левая рука)
Замесили тесто, (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Есть сковорода. (Соединить тыльную сторону кисти рук, ладошками вверх)
Огонек из печки греет и дымит, (Соединить запястья рук, пальчики расставить, имитировать огонь)
Вкусное варенье на столе стоит. (Правая рука- кулак, левой рукой обхватить кулак)
Первый блин для мамы, (Загибаем поочередно пальчики)
А второй для папы,
Третий блин для бабушки положу любя.
Дедушке четвертый,
Мне достался пятый.
Сытая, довольная, дружная семья. (Хлопаем в ладоши)

Пальчиковая игра « На блины»
Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)
И Иван приди (кончиком пальца проведите по всем пальцам руки малыша, начиная с большого),
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка -
Ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать (хлопайте в ладоши)
И Ивану блин (нажимайте на подушечки каждого пальца по очереди)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке -
Мятный пряничек!

Стала Маша гостей провожать (хлопайте в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибайте пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей! И Митрошечка - До свидания!

Масленицу мы встречали,
Всех блинами угощали, (хлопаем в ладоши)
Этот блинчик с яблоком,
Этот блин с медком,
Этот блин с вареньем,
Этот с творожком,
Этот блин мясной достался,(поочередно загибаем пальцы правой руки)
Ох и сытый я остался! ( поглаживание по животику)

Приложение 4

Игра «Печем блины". Задача малыша - посмотреть, что лишнее.
Игра "Укрась блинчик". Задача малыша - рассмотреть карточку с изображением блинчика и расположением ягод на ней. Затем взрослый убирает карточку, а ребёнок по памяти восстанавливает расположение ягод.

Приложение 5

 Подвижая игра:
(Ведущий держит шест с лентами. Дети встают в круг, берутся за концы лент и под слова в разном темпе движутся по кругу).

- Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом все бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите…
Карусель остановите.

Приложение 6

Конспект занятия по рисованию младшая группа «Ой блины, блины-блиночки!»


Задачи:
• Познакомить детей с традициями русского народа: дать представление о празднике «Масленица».
• Активизировать словарь словами «масленица»,"блины"
• Обучение умением рисовать предметы круглой формы.

Закрепить знание жёлтого цвета

Побуждать проговариванию новых и знакомых слов и фраз по теме

Вызвать у детей интерес к рисованию блинов
Предварительная работа:
Рисование блинов

Материал: листы бумаги, круглой формы, гуашь жёлтого цвета, кисточки.

Ход занятия:

Масленица, Масленица, Какое сейчас время? (зима).

Месяц(февраль)

Когда заканчивается февраль, заканчивается и зима, начинается весна. Природа просыпается после зимнего сна: солнце становится ярче, тает снег, просыпаются животные от зимней спячки.

Ребята скоро к нам придёт весна, а вместе с ней и масленица. А вы знаете, что это за праздник? Это праздник проводов зимы.

Жила была в некотором царстве, в три девятом государстве масленица. А масленица бала добрая, красивая, приветливая. Она всегда ходила в длинном красивом сарафане. Люди очень любили масленицу, они знали, что как только придём масленица, все проводят зиму и будут встречать весну. Масленица ходила по дворам и говорила людям, чтобы они блины пекли всю неделю. .. А что отгадайте загадку

Круглый и румяный

На масле со сметаной

Не наешься ты одним

Слишком вкусным этот (блин.)

Ребята масленица пришла к нам сказала, чтобы мы с вами помогли провести зиму и встретить весну , а для этого нам нужно нарисовать блинчики.

Ребята, а вы знаете потешки, стихи про оладьи и блины.

Ладушки, ладушки,

Печем блины, оладушки,

Масло поливаем,

Всех угощаем.

Маме два, папе два,

Два бабушке , два дедушке,

Два нашей соседушке.

И по два блиночка

Сыну и дочке!

Ладушки, ладушки,

Испечем блины, оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим

Немного погодим

Всем оладушек дадим.

Ребята , а вы любите блины?

Как вы думаете, на что похожи блины? (на круг , на весенние солнышко)

А какого цвета солнышко?

Сейчас мы будем с вами рисовать блинчики.

Приготовила для вас гуашь.

Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.

Детям предлагается лист бумаги в форме круга. Нужно

раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.

Пальчиковая гимнастика.

Вкусные блины бабушка пекла,

Всех своих внучат обедать позвала:(произвольные движения кистями рук)

Машу, Таню, Киру, Ваню и Сережу.(загибаем пальчики)

Все за стол садятся дружно (сжимаем кулачки)

Ведь давно обедать нужно! (разжимаем кулачки, энергичные потряхивания кистями рук)

Блинчики вареньем смажем, (гладим одну ладошку другой).

Бабушке (спасибо) скажем! (сжимаем и разжимаем кулачки). Дети присаживаемся за свои столы.

Ай да ребята, ай да умнички!

Сколько блином напекли. Всем хватит. Как вкусно пахнут. Во время масленицы люди ходят друг к другу в гости, водят хороводы, играют в игры. Русская народная игра «Заинька»

О каком празднике мы сегодня с вами говори (масленица).

А что пекут на масленицу (блины)