Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников.
консультация (старшая, подготовительная группа)
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 251.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Тополек» с.Чапаево
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Методические рекомендации
для воспитателей
Влияние мелкой моторики
на развитие речи дошкольников
Подготовила: воспитатель
Красносвободцева Татьяна Дмитриевна
Содержание
Введение ...................................................................................... | с. 3 | |
1. | Развитие речи дошкольника ........................................... | с. 4-5 |
2 | Влияние мелкой моторики на развитие ребенка.............................................................................. | с.6-7 |
2.1 | Работа по развитию мелкой моторики…....................... | с.7-9 |
2.2 | Дидактические средства развития мелкой моторики... | с. 9-10 |
Заключение................................................................................... | с.11 | |
Список литературы...................................................................... | с.12 |
Введение
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
- Развитие речи дошкольника
Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле - и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим.
С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В наше время можно заметить существенную закономерность - «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что и не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
- Влияние мелкой моторики на развитие ребенка
Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие мелкой моторики улучшает функционирование высших психических функций:
- внимания;
- мышления;
- зрительной памяти;
- воображения;
- пространственной ориентации;
- связной речи.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.
Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.
- Работа по развитию мелкой моторики
При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!
О том, что надо развивать мелкую моторику, слышал каждый родитель, но далеко не все знают, зачем это нужно. Что дадут ребенку хорошо натренированные ручки и пальчики, вы сейчас узнаете.
Во-первых, «послушные» пальчики позволят малышу быстрее освоить элементарные навыки самообслуживания. Завязать шнурки, застегнуть пуговицы, одеться – всё это не будет вызывать каких-либо трудностей, если мелкая моторика хорошо развита. Возможность самостоятельно выполнять действия, которые раньше были доступны только взрослым, всегда очень мотивирует ребенка и переводит его на новый этап развития.
Во-вторых, при тренировки ручек и пальчиков улучшаются графические навыки ребенка, кисть укрепляется, готовится к письму и к предстоящим школьным нагрузкам.
Стоит отметить также, что при развитии мелкой моторики рисунки становятся правдоподобнее и с большим успехом передают то, что задумал нарисовать малыш.
В-третьих, тренировка рук и пальцев способствует ускорению мыслительных процессов и раскрытию творческого потенциала.
Проекция кисти в коре больших полушарий занимает почти 1/3 от общего размера. Соответственно, если деятельность активирует около 30% ресурсов головного мозга, это значительно улучшает умственные способности ребенка, память и восприятие, ускоряет мыслительные процессы.
И, в-четвертых, развитие мелкой моторики благоприятно воздействует на речь. Тренировка ручек и пальчиков помогает малышу быстрее освоить пассивную и активную речь, расширяет словарный запас. Дети с хорошо развитой координацией рук, как правило, хорошо говорят, умеют логично рассуждать, объяснять.
2.2 Дидактические средства развития мелкой моторики
Мелкую моторику рук развивают:
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения с массажным мячом;
- пальчиковый театр;
- массаж ладошек;
- пластилинография;
- игры моталочки;
- ниткография;
- вырезальный тренажер;
- рисование пальчиками, ладонью;
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.
2. Ладушки
3. Разрывание бумаги
4. Перелистывание страниц
5. Бусы
6. Вкладыши-мисочки
7. Крупы
8. Баночки с крупами
9. Рисование на песке
10. Горошина
11. Завинчивание крышек
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка
13. Лепка
14. Рисование и раскрашивание
15. Собирание мозаик и пазлов
16. Вырезание
Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе.
Заключение
Таким образом, вследствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Список литературы
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://rechrebenka.ru/zachem-razvivat-melkuyu-motoriku/
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/10/09/vliyanie-melkoy-motoriki-na-rechevoe-razvitie-doshkolnikov
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-vlijanie-melkoi-motoriki-na-razvitie-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: http://a2b2.ru/methods/32543_vliyanie_melkoy_motoriki_ruk_na_rechevoe_razvitie_detey/
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5c530baa68480a00ae60d599/vzaimosviaz-melkoi-motoriki-s-umstvennym-i-rechevym-razvitiem-5c5c0e43450e5f00ad261c72
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние оригами на развитие речи дошкольников
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...
"Влияние оригами на развитие речи дошкольников"
Консультация для родителей.«Влияние оригами на развитие речи дошкольников».Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, ...
Влияние оригами на развитие речи дошкольников(консультация для родителей)
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, ч...
Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Технология оригами итересное и увлекательное занятия для всех: для детей и взрослых. Мир бумаги загадочен и чтобы получить результат своего труда, например, цветок или животное, нужно научиться всем э...
консультация для родителей "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"
В.М. Бехтерев писал: "что движение рук тесно связано с речью и ее развитием"...
Влияние сказок на развитие речи дошкольников
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. "Влияние аппликации на развитие речи дошкольника".
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убежд...