Развитие навыков исследовательской деятельности
материал (старшая группа)
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped.sovete_2022.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»
(ГБОУ ШКОЛА № 460)
109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36
e-mail:
ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001
Выступление на педагогическом совете
Тема: « Развитие навыков исследовательской деятельности у дошкольников».
воспитатель: Подобуева О.Н.
2022 г.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача –удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу : О.Д.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»,О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в средней группе»
Цели и задачи моей работы.
Цель:
- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
- создание условий для формирования основного целостного мировидения средствами эксперимента
- развитие наблюдательности, умение сравнивать ,анализировать, обобщать
- развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования
-установление причинно-следственной связи
Задачи:
#1056;асширять представления детей о физических свойствах окружающего мира
#1056;азвивать представление об основных физических явлениях
#1056;асширять представление об использовании человеком факторов природной среды
#1056;асширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека
#1057;оздававть условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям,для пробуждения интереса к решению поставленных задач,для возможности радоваться сделанному открытию.
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию «Мы исследователи»,в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда(стаканчики, трубочки ,воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал,(камешки, песок, ракушки, семена),инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, песочные часы, фонарик и т.д.),огород.
С детьми проводились беседы на тему: «Необходимость интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила НОД(непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:
«Можно ли пить талую воду»- показала, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.
«Хитрые семена»- познакомила со способами проращивания семян.
«Ходит капелька по кругу»-0дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
«Узнай все о себе, воздушный шарик»-знакомила детей с качеством и свойствами резины, учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ,и способом его исследования.
«В мире стекла»- помогала детям выявлять свойства стекла(прочное, прозрачное, цветное, гладкое).
«В мире пластмассы»- знакомила детей со свойствами и качествами пластмассы(гладкая, легкая, цветная).
«Дерево умеет плавать»-расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах, учила устанавливать причинно-следственные связи между свойством материала и способом его использования.
«Сравнение стекла и пластмассы»-знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
«Волшебная вода»-расширяла знания детей о свойствах воды(жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед-это вода, пар-это вода).
«Ткань и его свойства»-познакомила с видами и свойствами ткани(ситец лен ,драп, атлас- впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).
«Воздух невидимка »- дала представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами((невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный).
В своей работе создавала образовательные ситуации:
«Спор игрушек»-учила детей описывать предметы и определять материал, из которого сделаны эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к.они хрупкие, а бумажные можно порвать ,намочить и помять.
«На чем полетят человечки»-учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды,
эластичности. Сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской деятельности я использовала дидактические игры:
«Подбери материал для названного предмета»
«Оглянись вокруг»
«Расскажи о предмете »
«Отгадай материал»
«Где спрятался воздух»
«Что из чего будет»
В результате НОД и опытов-экспериментов:
- ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
- познакомились с явлениями природы;
- получили представление о круговороте воды в природе;
- познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных, растений. выяснили способы его обнаружения;
- дети получили представление о свойствах ткани, резины ми т.д.
- познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
- ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.
Для себя я поставила цель на будущее- продолжать работу и изучить следующую литературу по данной теме: Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е. Анфисова , Л.В.Баул «Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации(по ФГОС).
В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:
-интеллектуально-педагогическая компетентность
-информационная компетентность
-регулярная компетентность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...
Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.
Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....
Индивидуальный план повышения квалификации "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
"Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"...
ПЛАН по самообразованию 2013 – 2014г. на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования...
«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
План по самообразованию...
ПЛАН по самообразованию на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Опытно-эксперементальная деятельность в старшей группе....
План по самообразованию на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю...