Развитие навыков исследовательской деятельности
материал (старшая группа)

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.sovete_2022.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 460 ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.А.ГОЛОВАЧЁВА И С.Ф.ШУТОВА»

(ГБОУ ШКОЛА № 460)

109559, г. Москва, ул. Белореченская, дом 11, тел. (495) 358-03-12, (495) 359-35-36

e-mail:

ОКПО 40132817, ОГРН 1037700116838, ИНН 7723320252, КПП 772301001

Выступление на педагогическом совете

Тема: « Развитие навыков исследовательской деятельности у дошкольников».

воспитатель: Подобуева О.Н.

2022 г.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача –удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила необходимую литературу : О.Д.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»,О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в средней группе»

Цели и задачи моей работы.

Цель:

- развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

- создание условий для формирования основного целостного мировидения средствами эксперимента

- развитие наблюдательности, умение сравнивать ,анализировать, обобщать

- развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования

-установление причинно-следственной связи

Задачи:

#1056;асширять представления детей о физических свойствах окружающего мира

#1056;азвивать представление об основных физических явлениях

#1056;асширять представление об использовании человеком факторов природной среды

#1056;асширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека

#1057;оздававть условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям,для пробуждения интереса к решению поставленных задач,для возможности радоваться сделанному открытию.

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей в своей группе я создала мини-лабораторию «Мы исследователи»,в которой имеются необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда(стаканчики, трубочки ,воронки, мерные стаканы, тарелки), бросовый материал,(камешки, песок, ракушки, семена),инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, песочные часы, фонарик и т.д.),огород.

С детьми проводились беседы на тему: «Необходимость интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила НОД(непосредственная образовательная деятельность) и опыты-эксперименты по темам:

«Можно ли пить талую воду»- показала, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

«Хитрые семена»- познакомила со способами проращивания семян.

«Ходит капелька по кругу»-0дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

«Узнай все о себе, воздушный шарик»-знакомила детей с качеством и свойствами резины, учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ,и способом его исследования.

«В мире стекла»- помогала детям выявлять свойства стекла(прочное, прозрачное, цветное, гладкое).

«В мире пластмассы»- знакомила детей со свойствами и качествами пластмассы(гладкая, легкая, цветная).

«Дерево умеет плавать»-расширяла представление о дереве, его качествах и свойствах, учила устанавливать причинно-следственные связи между свойством материала и способом его использования.

«Сравнение стекла и пластмассы»-знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.

«Волшебная вода»-расширяла знания детей о свойствах воды(жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед-это вода, пар-это вода).

«Ткань и его свойства»-познакомила с видами и свойствами ткани(ситец лен ,драп, атлас- впитывающие влагу, кожа, болонья- не впитывают влагу).

«Воздух невидимка »- дала представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами((невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный).

В своей работе создавала образовательные ситуации:

«Спор игрушек»-учила детей описывать предметы и определять материал, из которого сделаны эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к.они хрупкие, а бумажные можно порвать ,намочить и помять.

«На чем полетят человечки»-учила выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды,

эластичности. Сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.

На протяжении своей исследовательской деятельности я использовала дидактические игры:

«Подбери материал для названного предмета»

«Оглянись вокруг»

«Расскажи о предмете »

«Отгадай материал»

«Где спрятался воздух»

«Что из чего будет»

В результате НОД и опытов-экспериментов:

- ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;

- познакомились с явлениями природы;

- получили представление о круговороте воды в природе;

- познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных, растений. выяснили способы его обнаружения;

- дети получили представление о свойствах ткани, резины ми т.д.

- познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;

- ребята с удовольствием высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.

Для себя я поставила цель на будущее- продолжать работу и изучить следующую литературу по данной теме: Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина, А.Ю.Кузина, С.Е. Анфисова , Л.В.Баул «Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации(по ФГОС).

В ходе реализации поисково-исследовательской деятельности я реализовала следующие педагогические компетенции:

-интеллектуально-педагогическая компетентность

-информационная компетентность

-регулярная компетентность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...

Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.

Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....

План по самообразованию на тему: «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Китайское изречениеТо, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю...