ПРОЕКТ «Семья» для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект для детей старшего дошкольного возраста | 59.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 комбинированного вида» города Великие Луки»
ПРОЕКТ «Семья»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель старшей группы детского сада№16
комбинированного вида г. Великие Луки
Захаренкова Ирина Викторовна
Вид проекта: информационно - творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный, 3 недели
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность: в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства. Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров я выяснила, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи. Ребенок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
Идея проекта: Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Новизна проекта: заключается в системе организации усвоения детьми знаний об истории развития семьи, рода и значении семейного герба, тем самым предоставляя им возможность узнать и понять самих себя. Сказать об этом можно словами китайской пословицы: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Тип проекта: групповой; познавательно-исследовательский
Вид проекта: среднесрочный (3 недели).
Цель: формировать у детей понятие «семья»; представление детей о семье, семейных и родственных отношениях;
расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях;
воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй.
Задачи: 1. Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Формировать представления о родственных отношениях.
3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.
4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
5. Воспитывать интерес к своей родословной.
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат.
За время реализации проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений родственных отношениях посредством изучения семейных традиций и создания, совместно с родителями, альбомов «Моя семья»» мы планируем повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть истории и традиции, будут иметь представление о родословной как истории семьи.
I этап – подготовительный.
1.Опрос детей по проблеме «Что я знаю о семье?», «Что бы вы хотели
узнать?», «Где мы это узнаем?». Фиксируем все ответы детей.
2.Составление перспективного плана мероприятий. План-паутинка
3.Создание необходимых условий для реализации проекта и размещение необходимых материалов по центрам. (Доска выбора).
4.Составление азбуки проекта
5.Подбор материала и оборудования для бесед, игр с детьми;
6. Подбор художественной литературы по теме;
7. Подборка материала для изобразительной деятельности;
8. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»;
II этап – основной (практический).
1.Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.
2.Разработка консультаций для родителей «Что такое генеалогическое древо?»
3.Создание альбома «Моя семья» с фотографиями и гербом семьи.
4.Выставка детских рисунков «Моя семья».
5. Дидактические игры
6. Художественная деятельность
7. Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Строим дом»,
«Дочки-матери», «День рождения», «Маленькие помощники».
Строительная игра «Дом для моей семьи».
Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».
Познавательное развитие
Тематические беседы:
«Какой я?», «Мы разные», «Моя семья»,
«Что означают наши имена?» «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»;
Дидактические игры:
«Чей дом?», «Чей малыш?», «Профессии», «Инструменты»,
«Если я тебе» «Кто главный?», «Кого как зовут?»; «Что делает мама?» «Назови ласково» "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», ««Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
Речевое развитие
Составление рассказов: «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка».
«Выходной день в моей семье»,
«Как я помогаю дома»;
Чтение художественной литературы:
С. Я. Маршак «Кошкин дом»; сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Гуси-лебеди», «Айога», рассказы Л. Н. Толстого; «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Как Вовка бабушек выручил»; стихи, пословицы, поговорки.
Разучивание стихов «Семья»,О. Чусовитина «Самый лучший!», пальчиковой гимнастики «Наша семья», загадывание загадок, словотворчество;
Художественно-эстетическое развитие
Рисование на темы:
«Моя мама», «Моя семья», «Бусы для мамы», раскраски «Семья», «Мамин портрет»,
Аппликация: «Дом для нашей семьи».
Музыкальное развитие:
Песня «Гимн семьи», «Больше всех я люблю мамочку мою», «Без бабушки не испечь оладушки», «Все улыбки, мама, тебе»
Физическое развитие
Физминутки «Кто живет у нас в квартире?», подвижные игры «Дедушка сапожник»,«Бабушка, распутай нас!», веселые эстафеты.
III этап - заключительный
1.Обработка результатов по реализации проекта.
2.Презентация проекта «Моя семья».
Предварительная работа: Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой»; Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом»; Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу, стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму»; Беседы на тему «Моя семья».
Оборудование: Картинки на тему: «Семья»; проектор с презентацией.
Результат проекта: за время реализации проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений родственных отношениях посредством изучения семейных традиций и создания, совместно с родителями, альбомов «Моя семья»» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
2. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
4. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Продукт проекта: Презентация альбомов, созданных воспитанниками совместно с родителями на тему «Моя семья», выставка рисунков, творческие рассказы на тему «Моя мама», «Мой папа» «Мой дедушка» «Моя бабушка», рисунки детей, дидактические игры, фотографии досугов.
Достигнутые результаты:
За время реализации проекта «Моя семья» уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
1. Дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья.
2. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
3. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор, и обогатился словарный запас детей.
4. Родители из наблюдателей перевоплотились в активных участников жизни детей в детском саду.
Используемая литература
1.Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2.Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.: Линка- Пресс, 2007.
3.Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: - М.: Т.У. Сфера, 2004.
4.Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: - М.: Просвещение, 2001.
5.Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».
6.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет».
Приложение
Конспект образовательной деятельности по развитию речи
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик.
Вопросы: 1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
3. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет).
4 Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя)
5А вы им? (Племянник и племянница).
6. Есть ли у них дети? (Да. Нет).
7 Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
8. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).
9. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
10. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
11. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
12. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)
13. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
14.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
15.Что такое семья?(Ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, какое слово спряталось в нашей картинке? Дети: Слово «семья».
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Физминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю пословицы про семью и мы с вами одну выучим. Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогают.
Везде хорошо, но дома лучше.
Воспитатель: Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
(Рассказы детей о своей семье).
Воспитатель: Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди
Воспитатель: Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье, о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.
Физкультминутка
«Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре
(Хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире?
(Шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять
(Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать
(Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра
(Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка
(Наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я -
(Повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья.
(Хлопаем в ладоши)
Конспект познавательно - исследовательской деятельности
по теме «Моя семья»
Цель: обогащать духовный мир детей;
воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним;
развивать общительность и коммуникабельность;
упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения;
совершенствовать диалогическую форму речи детей; обогащать словарный запас детей.
Ход занятия.
Педагог. Ребята, сегодня я с вами поиграю в необычную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. С вашей помощью я смогу заселить жильцов в этот замечательный домик.
Вопросы:
1. Назовите самых родных для ребенка людей? (Папа и мама).
2. Кто самый младший член семьи? (Ребенок).
3. А самые старшие члены семьи? (Бабушка и дедушка).
4. Есть ли у ваших мамы и папы родные братья и сестры? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Тетя и дядя) А вы им? (Племянник и племянница).
5. Есть ли у них дети? (Да. Нет). Кем они вам приходятся? (Двоюродный брат и двоюродная сестра).
6. Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)? (Ответы детей).
7. Кем вы приходитесь бабушке? (Внучка и внук).
8. Кем приходится ваша мама вашей бабушке? (Дочка).
9. .Как вы думаете, это чужие люди или родственники? (Родные люди).
10. Как можно назвать одним словом этих людей? (Родственники)
11. Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой? (День рождение).
12.Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему? (Ответы детей).
13.Что такое семья?(Ответы детей).
Воспитатель. Как вы думаете, какое слово спряталось в этой картинке? (Воспитатель показывает карточку, на которой изображен ребус:7 я.)
Дети. Слово «семья».
Воспитатель. Как вы думаете, что обозначает это слово - семья? (Ответы детей).
Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Физминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
Воспитатель. В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:
Согласие да лад - в семье клад.
Согласную семью горе не берёт.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья без детей, что цветок без запаха.
Семейный горшок всегда кипит.
В семье и каша гуще.
Не будет добра, коли в семье вражда.
В хорошей семье хорошие дети растут.
В своем доме и стены помогают.
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель. Недаром в народе говорится: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Согласная семья - самая счастливая!» Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье?
(Рассказы детей о своей семье).
Воспитатель. Спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье. У каждого человека есть близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите своих близких?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: надо передать мячик и называть действия, которые можно отнести к домашнему труду. Старайтесь не повторяться.
Дети: приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья……..
Воспитатель. Ребята, как мы замечательно провели время, узнали много интересного о вашей семье ,о домашней работе и главное, что её надо выполнять всем вместе.
Вы знаете, что семья должна быть дружной.
Конспект познавательно - исследовательской деятельности по теме «Моя родословная. Генеалогическое древо».
Цель:
- познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо», «поколение»;
- учить составлять связные рассказы о своей семье на основании генеалогического древа;
- расширять представление «семья», расширить знания о своих близких родственниках;
- учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи;
- активизировать словарь существительных, обозначающих членов семьи и качественных прилагательных и глаголов по темам «Семья», «Профессии».
Развивать:
- монологическую речь, внимание в ходе составления описательных рассказов;
- выразительность движений в ходе физкультурной паузы.
Воспитывать:
- уважение к старшим членам семьи;
- умение почувствовать энергию своего рода.
- аккуратность, умение доводить начатое дело до конца в ходе изготовления древа.
Материал:
- макет генеалогического древа;
- тарелочка с листочками;
- кувшин с водой для игры;
- мольберт, лист А3, маркеры;
- семейные фотографии;
- карточки с моделью «генеалогического древа»;
- одноразовые стаканчики;
- музыкальное сопровождение;
- схема рассказа о членах своей семьи;
- призы-медальоны с надписью «Дружная семья».
Предварительная работа с детьми:
1. Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей, бабушек и дедушек.
2. Беседа с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи и ее членов.
3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
4.Совместная деятельность детей с родителями по составлению «генеалогического древа».
5. Загадки на тему «Семья».
6. Совместная подготовка с родителями рассказов детей о членах своей семьи по схеме.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей.)
Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом).
- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей).
(воспитатель условно обозначает ответы детей, а затем обобщает их).
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (Только родственники).
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (Вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).
-Все ли члены семьи живут в одно время? Докажите.
Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать: (указательным пальцем пересчитывают и
Папа, мама, брат, сестренка, загибают поочередно пальцы на руке)
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья!
На мольберте модель генеалогического древа.
Воспитатель. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом».
Составление генеалогического древа.
Воспитатель. Дети, посмотрите, на мольберте дерево. Какой величины листочки вверху, а какие внизу?
Дети. Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Воспитатель. Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут фотографии бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети раскладывают фотографии).
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, (Дети берут свои деревья и встают в круг).
сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?
Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
Психогимнастика
Включается музыка. Воспитатель. Ребята, встаньте удобно на ковре.
Представьте себе, что вы сморщенное семечко
(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками) .
С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти
(дети начинают медленно подниматься).
У него раскрываются листочки
(руки убирают с головы и тянут вверх).
Растет стебелек
(вытягивается туловище вверх).
Появляются веточки с бутонами
(руки в стороны, пальцы сжаты.
Наступает радостный момент — бутоны раскрываются.
(резко разжимаются кулачки) .
Росток превращается в цветущее дерево.
Рассматривание работ.
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды.
Все ваши семьи вместе – это уже целый народ! Давайте закроем глаза и попробуем ощутить, какая большая сила у нашего народа, когда мы все вместе из поколения в поколение.
Воспитатель. Послушайте, как я произнесу слово «семь - я». «Семь Я». Посчитайте, сколько фотографий поместилось у вас на древе? Кто ещё является членами Вашей семьи?
Аня покажет вам дерево своей семьи. (Рассказ ребёнка о членах своей семьи.)
Кто еще хочет рассказать о членах своей семьи?
Игра «Кувшин доброты».
Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Сейчас зазвучит музыка. Во время звучания, вы должны подумать над пожеланиями для своей семьи. Кто захочет, может танцевать.
Музыка останавливается.
Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.
Воспитатель. Вода зарядилась от вас очень хорошей энергией и сейчас мы тоже с вами получим положительные эмоции. Для этого я угощу вас этой водой.
Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.
Дидактические игры.
«Домашний труд».
Цель: содействовать развитию у ребенка памяти, логического мышления, учить называть действия, которые можно отнести к домашнему труду, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик, картинки с изображением различных действий человека во время выполнения домашнего труда.
Ход игры.
Воспитатель. Вы уже знаете, что такое домашний труд. Давайте поиграем: я передаю мячик и называю действия, которые можно отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и передать мячик другому. Старайтесь не повторяться.
Дети. Приготовление пищи, уборка комнаты, глаженье белья, мытье посуды, ремонт крана, вынос мусора, чистка паласа, покупка продуктов, стирка белья и т.д.
«Передай свое тепло ребенку стоящему рядом».
Цель: воспитывать умение почувствовать энергию другого ребенка; активизировать словарь детей; развивать творческое воображение, выразительность движений в ходе образуемого хоровода.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Прижмите свои ладони к сердцу. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Воспитатель. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:
Утро настает, солнышко встает.
Мы собираемся, в добрый путь отправляемся.
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
«Чем можно порадовать маму».
Цель: способствовать развитию у ребенка памяти, воображения, совершенствовать диалогическую форму речи.
Материал: мячик.
Ход игры.
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Сейчас мы с вами поиграем в игру, будем передавать мячик друг другу. Мама – это близкий человек, который всегда рядом: и в радости и в печали, ее мы любим, ею дорожим, ее не хочется огорчать, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, чем можно порадовать свою маму.
Д/и «Скажи, как тебя ласково дома называют». Цель : Активизация ласкательных существительных.
Дидактическая игра «Подбери признак»: мама (какая?) — ... (сестренка, бабушка, воспитательница).
Дидактическая игра «Назови ласково»: мама — мамочка, мамуля, матушка (бабушка, сестра, тетя).
Упражнение «Что делает мама?»
Предлагаем ребёнку рассмотреть картинки и вспомнить, что делает мама дома, ответить на вопрос: «Что делает мама?».
Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек, ...
Одна сестра, две сестры, три сестры, четыре сестры, пять сестер, ...
Одна тетя, две тети, три тети, ...
Упражнение "Скажи наоборот" на подбор антонимов.
Бабушка старенькая, а мама - ...
Мама высокая, а ты - ...
Упражнение "Помощник" на умение изменять глаголы по временам.
Я мою сегодня пол - завтра я пол ... (вымою) - вчера я пол ... (вымыл).
Я стираю снйчас белье - завтра я белье ... - вчера я белье
Игры на развитие мелкой моторики.
Пальчиковое упражнение «Дом».
Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику; добиваться точности координации движений кистей и пальцев рук.
Ход игры.
Воспитатель.
Ой ,смотрите, теремок, (Руки вверху «домиком»)
Он не низок, не высок,
Не висит на нем замок, (Пальцы соединяются в виде «замка»)
Кто, скажите, здесь живет?
Меня к себе пустите! (Ладони делают «чашечку», руки – вперед)
Печеньем угостите,
Я по дому все умею - (Загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Шить, готовить, убирать,
Я сама везде поспею,
Буду пол мыть и стирать.
Что ж, никто не отвечает, (Ладошку приложить к уху, прислушаться)
Что же это означает? (Плечи поднимаются вверх).
Если дом стоит пустой, (Руки вверху «домиком»)
Будет этот домик мой!»
Подвижная игра.
«Кувшин доброты».
Цель: способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга; повысить уровень речевой компетентности детей; помочь детям лучше относится к членам своей семьи и делать добрые дела.
Материал: кувшин с водой, одноразовые стаканчики.
Ход игры.
Воспитатель. У меня есть кувшин с волшебной водой доброты. Она поможет нам ещё лучше относиться к членам своей семьи и делать добрые дела. Послушайте музыку. Кто захочет, может танцевать. Музыка останавливается.
Воспитатель. Дети, подойдём все к кувшину. Каждый из вас может сказать воде пожелания своей семье. Вода находится на нашей Земле повсюду. Где бы ни находились члены вашей семьи, они обязательно получат ваши прекрасные пожелания.
Дети по - очереди желают своей семье всего самого хорошего.
Воспитатель. Вода получила от вас очень хорошую энергию.
Воспитатель раздает всем «волшебную водичку» и дети пьют.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в старшей группе
Цель: формирование представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая. У бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.
Задачи: учить детей отражать в играх события реальной жизни; воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.
Оборудование: посудка, детская одежда, тазик.
Ход игры:
Организационный момент
Беседа с детьми: Дети, что такое семья? Это мама, папа и вы.
Распределение ролей
- Я хочу предложить вам поиграть в семью. Для этого нам нужно определить, кто будет папой, кто мамой и кто будет ребёнком. Кто из вас хочет быть папой? Что будет делать папа? (ходить на работу, помогать во всём маме) А кто будет мамой? Что будет делать мама? (стирать, убирать, готовить кушать) А кто хочет быть ребёнком? Что ты будешь делать? (играть, рисовать, помогать маме и папе).
Обыгрывание ролей
Дети выполняют свои роли, воспитатель поправляет и направляет их на определённые действия.
В процессе игры дети используют посудку (мама моет, а ребёнок вытирает её, одежда кукол и тазик (стирают одежду в тазу). Мама готовит еду, ребёнок ей помогает. Папа пришёл с работы, мама накрывает на стол, папа кушает. Затем убрали посуду со стола и помыли. Постирали одежду в тазу, посушили, погладили её. Вечером все легли спать.
Итоги игры: Воспитатель говорит, кто из детей лучше всего справился со своей ролью и поясняет детям, что всегда нужно помогать своим родителям готовить, стирать, убирать за собой вещи и игрушки на место.
Сценарий игры – путешествия «В какой сказке встречаются семьи?»
Цель :
Пополнять литературный багаж сказками о семейных отношениях.
Способствовать возрождению нравственно-этических норм и
традиций семейного уклада.
Развивать интерес детей к сказкам.
Воспитывать через сказки любовь и уважение к близким людям.
Оборудование : карточки - цифры.
Ход игры.
Дети заходят в музыкальный зал, встают полукругом, а воспитатель читает стихотворение:
Чем крепка семья? — Теплом,
Без тепла не прочен дом.
Дунет ветер — нет его,
Теплый дом важней всего.
Чем крепка семья? — Добром,
Без добра тоскует дом,
В нем вздыхают и страдают,
Счастье редко в нем бывает.
Дружбою семья крепка
И любовью — на века.
Света крепостью она
Быть во все века должна!
И в русских народных сказках - семья на первом месте. И сегодня я
предлагаю вам попутешествовать по сказкам, ведь в сказках тоже есть папы
и мамы, братья и сёстры, дедушки и бабушки, тёти и дяди.
Для начала давайте вспомним, с помощью каких предметов, или
волшебников путешествуют сказочные герои? ( Волшебный клубочек, ковёр - самолёт, сапоги-скороходы, Сивка-Бурка, Конёк-Горбунок, Серый волк,
ступа, метла).
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие в сапогах – скороходах.
Двигательный тренинг.
Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!
Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте! (дети встают в круг)
Вот мы и пришли в сказочную страну.
Творческое задание «Назови сказку или героя?» (Читаю детям
отрывки из сказок и прошу их ответить на поставленные вопросы)
Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто,
Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее - самые подходящие имена
для честной луковой семьи.
ϖ В какой сказке и родители, и дети были луковками?
Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя
лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что
и в сказке, не расскажешь.
ϖ Как звали жену Ивана-царевича из сказки «Царевна Лягушка»?
Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке: Сходи-ка, Красная
Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова
ли она.
ϖ Какое угощение несла Красная Шапочка своей бабушке? Кем является
Красная Шапочка бабушке?
Выйдет Крошечка - Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку и
рассказывает, как ей тяжко жить-поживать: Коровушка-матушка! Меня
бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят.
ϖ Кого называла матушкой Крошечка - Хаврошечка?
Иванушка говорит: Сестрица, Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козленочком станешь! Не послушался Иванушка и
напился из козьего копытца. Напился и стал козленочком...
ϖ В кого превратился братец Иванушка, не послушав советов своей
сестрицы Алёнушки?
Была зима. Шел январь месяц. В такую-то пору, под вечер, злая мачеха
приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой
печке и сказала падчерице: Сходила бы ты в лес да набрала там
подснежников.
ϖ Кого отправила в лес за подснежниками злая мачеха из сказки С.Я.
Маршака «Двенадцать месяцев»?
У старика и старухи не было своих детей, и они слепили себе дочку из снега.
Какое имя они дали девочке?
Этюд «Мы - артисты"
Взрослые и дети распределяют между собой роли и выполняют
выразительные действия по сюжету сказки.
Сказка «Репка» - выполняют девочки.
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - выполняют мальчики.
«Веселая сказочная математика» (Дети поднимают таблички с цифрой
ответа).
Я сейчас задам хитрые вопросы, а вы подумайте и ответьте.
Все герои сказки «Три медведя» стали пить чай. Сколько чашек им
понадобилось?
Настасья Филипповна связала всем носочки. Сколько пар носков связала
Мишуткина мама? Кому?
Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Х.К. Андерсена Дикие
лебеди»?
Сколько всего персонажей в сказке «Репка»? Кто тянет репку первый?
Кто стоит третий? Кого последним позвали на помощь?
Игра «Как у бабушки Маланьи», развивать чувство юмора,
Ход игры
Дети стоят в кругу и произносят текст и выполняют движения:
Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,
Было семь сыновей, все они без бровей! (закрывают руками брови)
Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)
Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)
Вот с такими носами, (показывают большой нос)
Вот с такой головой, (большую голову)
Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)
Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!
После слов «Делали вот так!» Педагог дает задание детям: показать, как
мама шьет и т. п.
«Угадай-ка!» (работа с карточками на интерактивной доске)
ϖ Какое яичко снесла курочка- Ряба?
а) золотое б) киндер-сюрприз в) пасхальное?
ϖ Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки?
а) рогалик б) колобок в) бублик?
а) Кто сделал из полена Буратино?
а) Карабас - Барабас б) папа Карло в) Мальвина?
ϖ К кому первому обратились за помощью дед и бабка, не справившись с
репкой?
а) к внучке б) к залу в) к Жучке
ϖ Как звали сестрицу братца Иванушки?
а)Настенька б) Дарьюшка в ) Алёнушка
ϖ Как называется сказка, в которой есть такие слова: «Двенадцать лет
жил купец в супружестве и прижил только одну дочь, Василису
Прекрасную. Как почувствовала себя купчиха совсем плохо, то
призвала свою дочь и дала ей куклу…»?
а) «Василиса Прекрасная» б) «Куколка» в) «Про Василису
Прекрасную и куколку»
ϖ Какого персонажа нет в русской народной сказке «Репка»?
а) Бабки б) Деда в) Внука
Рефлексия.
Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Пора
нам возвращаться в свою группу. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей
дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить
его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Понравилось ли вам
путешествие по русским народным сказкам? А что вам больше понравилось?
А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?
Надеваем сапоги – скороходы и вперед.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)
И отправились в дорожку (шаги на месте или по кругу).
• Пословицы о семье.
В хорошей семье хорошие дети растут.,
Везде хорошо, но дома лучше.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.
Человек без семьи, что дерево без плодов.
Братская любовь лучше каменных стен.
- Пальчиковая гимнастика «Семья»
Это пальчик –дедушка
Это пальчик-бабушка
Это пальчик -маменька
Это пальчик-папенька
Это пальчик –наш малыш!
Зовут его Ванюшка!
Конспект занятия «Портрет мамы».
Цели и задачи: закрепить знания детей о жанре портрета. Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства.
Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос).
Учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.
Воспитание любви к членам семьи.
Материалы и оборудование: лист бумаги формат А-4, карандаши, акварельные краски. Толстые и тонкие кисточки, стаканчики для воды, салфетки.
Ход занятия: Воспитатель загадывает загадку:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто - нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в каске верхолаз.
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой.
В нарисованной картине
Самый главный он герой.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я.
Нарисована в картине.
Может, вся моя семья.
Догадаться тут несложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется. (Портрет)
Воспитатель: - Дети сегодня мы будем рисовать портрет самого дорогого и любимого для всех человека – портрет своей мамы. Вы знаете, какие у вашей мамы глаза, цвет волос, какая прическа, какое любимое платье?
Портреты бывают:
-В полный рост.
-Погрудный.
-Портрет головы.
-По пояс.
-Портреты различают и по размеру, например миниатюрный.
-Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя.
-Прежде чем рисовать портрет мамы, мы рассмотрим портрет этой актрисы, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах.
- Какой формы голова? (обвести пальцами голову).
Положите руку на лоб. Глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица.
- Какой они формы? (овальные с острыми уголками).
Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.
Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.
- Какие глаза у твоей мамы Рома?
- Коричневые глаза.
- Твоя мама кареглазая! А твоя Вика?
- Мама голубоглазая, сероглазая и т. д.
- Что находится над глазами? (брови).
Это дугообразные полосы.
А вот нос у человека такого цвета как лицо. Поэтому нужно нарисовать только кончик носа посередине расстояния от глаз до конца лица. А вот от кончика носа до конца лица находятся губы.
- Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы). Положите руку на подбородок.
- А теперь расскажите, где расположены глаза? (посередине лица).
- Кончик носа? (посередине от глаз до конца лица).
- Губы? (посередине от кончика носа до конца лица).
- Портрет своей мамы вы нарисуете подгрудный – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).
- Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.
Пальчиковая гимнастика «Как мы маме помогали»
Раз, два, три, четыре, Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Мы посуду маме мыли: Потереть одной ладошкой о другую.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Ребенок загибает пальчики, начиная с большого.
И большую поварешку.
Мы посуду маме мыли, Потереть одной ладошкой о другую.
Только чашку мы разбили, Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.
Ковшик тоже развалился,
Носик чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Вот как маме помогали! Ребенок сжимает и разжимает кулачки.
Дидактическая игра «Мамочка, какая?»
Мама улыбается – улыбчивая. Мама грустит – грустная. Мама смеётся – веселая. Мама плачет – плаксивая. Мама злится – злая. Мама задумалась – задумчивая и т. д. А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.
Физминутка
На всей большой планете
(чертим руками невидимый круг)
Куда не посмотри
(голова: влево- прямо -вправо)
И взрослые и дети
(руки на пояс- вытянуться; присесть- руки на коленки)
Мечтают о любви
(обе ладони к сердцу)
Все люди ищут пару,
(обнять друг друга)
Чтобы её любить.
(начертить в воздухе сердце двумя руками)
Дарить друг другу радость
(поднять руки вверх и покружиться)
Тепло и доброту.
(ладонь влево; ладонь вправо)
Приду домой и сразу
(ходьба на месте)
Я маму обниму
(обнять себя руками)
(Подражательные движения по тексту.)
Воспитатель: Но прежде, чем приступить к работе, давайте скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
Представьте себе свою маму и начинайте рисовать.
Рисовать портрет не просто, сначала делаем наброски.
Карандаш простой возьмем и тихонечко начнем!
Самостоятельная работа детей.
Итог: - Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах?- Дети, вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы. Что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Все мамы на портретах получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Мимические упражнения
Изобразить маму (огорчённую, печальную, радостную).
Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и провинившегося ребенка.
«Родители ушли в гости, а ребёнка оставили дома одного». Изобразить состояние тоски и одиночества.
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.
Упражнения для щёк и губ
Малыш отказывается пить горячее молоко. Прижать губы к зубам и деснам верхней и нижней челюсти.
Малыш, захотел кушать. Размыкать губы при закрытом и открытом рте, язык лежит на дне ротовой полости.
Прощание. Мгновенное смыкание губ с разрывом, «поцелуй».
Упражнения для языка
Мама испекла блинчики. Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
Мама испекла пирожки с разной начинкой. Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык – «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами – «пирожок с брусникой».
Дразнилки. Губы в улыбке, «широкий» язык на нижней губе. Произносить: «Пя-пя-пя, бя-бя-бя».
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«К бабушке»
Стучат колеса – тук-тук-тук,
И под весёлый этот стук
Мы едем к бабушке своей,
Везём подарочки мы ей.
Бабуля выйдет на порог
И вкусный вынесет пирог,
Расскажет сказку про зверей.
Мы едем к бабушке своей!
(Дети шагают на месте, скандируя текст)
«Ваня и Таня»
Дверь открыла детям мать.
Ребятишек не узнать!
Два чумазых поросёнка
У дверей стоят в сторонке:
«Где тут Таня? –
Где тут Ваня?
Побегу топить я баню!»
Долго-долго Таню с Ваней
В бане мылили сперва.
А затем мочалкой колкой
Тёрли, тёрли добела.
Вот – Ванюшка!
Вот – Танюшка!
А не две смешные хрюшки...
(Дети шагают на месте, скандируя текст)
СТИХОТВОРЕНИЯ
«Это всё – моя семья!»
Кто домой приходит поздно,
Кто на вещи смотрит грозно?
Кто меняет лампочки?
– Ну, конечно – папочка!
Кто с утра до ночи белкой,
Моет, варит, режет мелко?
Кто летает ласточкой?
– Ну, конечно – мамочка!
Кто готов построить дом,
Бегать, прыгать, ржать конем?
Кто наш непоседушка?
– Ну, конечно – дедушка!
Кто расскажет на ночь сказку
Про Принцессу-Златовласку,
Испечет оладушки? –
Ну, конечно – бабушка!
Кто сломает, что построил,
Кто поможет мне с сестрою?
Кто шалун – мальчишка?
– Вот и он – братишка!
Кто вся в бантиках и куклах,
Вся в эмоциях и чувствах?
Кто поёт, как птичка?
– Это же – сестричка!
Кто, вы спросите меня,
Эти милые друзья?
Я отвечу, не тая,
– Это всё – моя семья!
ЗАГАДКИ
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я».
Что получится? (Семья)
Днём работает она,
Вечером она – жена,
Если праздник, она – дама,
Кто же это? Моя... (мама)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед –
Мой родной, любимый... (дед)
Кто веселый карапузик –
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка –
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка –
Моя старшая... (сестрёнка)
Мамы старшая сестра –
С виду вовсе нестара,
С улыбкой спросит: «Как живёте?»
Кто в гости к нам приехал? (Тётя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне… (дядя)
СЧИТАЛКИ
«Раз, два, три, четыре»
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живёт в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я –
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.
ПОСЛОВИЦЫ
Дерево держится корнями, а человек – семьёй.
В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.
Мать кормит детей, как земля людей.
Отца с матерью почитать – горя не знать.
Только трудом держится дом.
Согласие да лад – в семье клад.
Намёки да попрёки – семейные пороки.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«Назови ласково» Мама - мамочка папа - папочка
Сестра – сестрёнка, брат - братишка
И имена свои близких, например, Таня – Танечка и др.
«Скажи наоборот» (формирование слов-антонимов)
Взрослый – ребёнок, молодой – старый.
Старший – младший, высокий – низкий.
Большой - маленький и т. д.
«Отгадай, кто это?» (отгадывание членов семьи по заданным признакам):
Заботливая, трудолюбивая, самая красивая – (мама)
Сильный, строгий, большой – (папа)
Добрая, ласковая, заботливая – (бабушка)
Мудрый, серьезный, добрый – (дедушка).
Предложите ребёнку, рассказать о семье опираясь на вопросы:
1) Как тебя зовут?
2) С кем ты живёшь?
3) Как зовут членов твоей семьи?
4) Кто самый старший, младший?
5) Как ты помогаешь взрослым, младшим?
6) Ты любишь свою семью?
«Чей? Чья? Чьё?»
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
«Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
«Договори предложение»
Я ем и папа ... (ест).
Я пою и мама … (поёт),
Я шью и бабушка ... (шьёт).
Я готовлю и сестра ...(готовит).
Я играю и брат ...(играет).
Я пилю и папа ...(пилит).
Я вяжу и мама ...(вяжет).
Я строгаю и дедушка ... (строгает).
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Дедушка сапожник»
Цель: развивать внимание.
(Дети стоят в кругу, в центре – «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему).
Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги.
Дед: Подождите, дети, потерял очки!
Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь?
Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош.
Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошёл?
Дед: Подождите, дети, я очки нашёл!
(Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит).
«Бабушка, распутай нас!»
Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект «Герб моей семьи» для детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с изображением и значением гербов в разных странах, эпохах....
Проект "Папа, мама, я - музыкальная семья" для детей старшего дошкольного возраста
Проект по творчеству Владимира Шаинского...
Проект "Моя дружная семья" для детей старшего дошкольного возраста
Семья – там, где уютно и комфортно, где всегда ждут, утешат и поддержат.Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать...
Проект "Моя дружная семья" для детей старшего дошкольного возраста
Семья - там, где уютно и комфортно, где всегда ждут, утешат и поддержат.Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать ...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Познавательно-творческий проект «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность: В современном образовании остро стоит вопрос воспитания и социализации детей. Исследователи показали, что особую роль здесь играет семья. Именно в семье закладываются навыки общения, нор...
ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ» (для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, це...