Консультация: Речь детей раннего возраста "
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания.
Основные тенденции в развитии речи:
1. Пассивная речь опережает активную: ребенок понимает намного больше слов, чем может сам произнести. Сначала он понимает слова-указания («садись», «рядом»), затем — слова-названия («машинка», «мячик»), позднее наступает понимание инструкций и поручений («сядь рядом»), и наконец, понимание рассказов. В 13 месяцев ребенок понимает около 50 слов, а в 18 месяцев уже умеет говорить 50 слов.
2. К двум годам фонематический уровень овладения речью оказывается достаточно развитым: ребенок может различать слова, отличающиеся
одной фонемой (одним звуком, например, «кит» и «кот»). Фонематический слух опережает развитие артикуляции: ребенок сначала научается правильно слышать речь, а затем правильно говорить.
3. Интенсивно развивается активная речь ребенка. Первыми словами ребенок называет значимых людей («мама», «папа»), движущиеся объекты («мяч», «машина»), знакомые действия («дай», «хватит»), знакомые состояния («нету», «мое»).
4. Между 18-м и 24-м месяцами часто происходит скачкообразный рост словарного запаса, так называемый «языковой взрыв». Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название, у него появляется желание «увеличить свой словарь». Ребенок часто указывает на разные предметы и спрашивает: «Что это?», «Кто это?». Стремится играть с родителями и другими людьми в игры, связанные с называнием объектов. Кроме того, начинает активно пытаться произносить те слова, которые слышит. Видимо, этот «взрыв» связан с усовершенствованием навыков категоризации, каждое новое слово относится к некоей новой категории и поэтому его необходимо знать. Открытие взаимосвязи между словами и сигналами, получаемыми и социального мира, также влияют на этот процесс. Дети могут начать усваивать за неделю больше новых слов, чем узнали за все месяцы, прошедшие с того момента, как начали говорить. К трем годам активный словарь ребенка достигает 1000–1500 слов.
5. Новые слова усваиваются по правилам:
• Название предмета, впервые услышанное ребенком, относится к целому объекту, а не к его частям и не к действию с ним. Например, слово «цветок» ребенок отнесет ко всему цветку, а не к его частям — листку, стеблю, к
окраске цветка и не к совершаемому взрослым действию, касанию, например.
• Если объект уже имеет название и представляется под другим именем, то это новое название означает «подкатегорию» первоначального. Если, например, ребенок уже знаком со словом «цветок», а ему показывают на него и говорят, что это ромашка, то для него «ромашка» будет выступать как особый вид цветка.
• Контекст предложения помогает уяснить значение нового слова. Дети слышат незнакомые слова, заключенные в предложения, содержащие уже известные слова.
6. Примерно между полутора и двумя с половиной годами, вскоре после скачкообразного увеличения словарного запаса, дети начинают связывать слова между собой — появляются предложения, состоящие из 2–3 слов, так называемая телеграфная речь. Чаще всего такие предложения состоят из двух слов, обозначающих два понятия: «папа вижу», «носок снять», «еще сок». Дети поначалу используют одну и ту же конструкцию для высказывания разных утверждений. Например, ребенок может сказать: «Мама печенье», наблюдая, как мама ест печенье, но также и в случае, если он хочет, чтобы мама дала ему печенье. Ребенок оставляет только самые информативные слова, опуская все второстепенные.
Повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Речь ребенка начинает сопровождать его действия с предметами. Например, ребенок говорит о перемещении игрушек («мишка упал», «мячик укатился»). Эта речь на первый взгляд не обращена ни к кому, она просто фиксирует действия ребенка. Однако такая речевая фиксация имеет огромное значение для формирования вербального мышления ребенка.
7. На границе второго и третьего года жизни ребенок интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой, и начинает усваивать грамматический строй речи.
8. К концу раннего детства ребенок овладевает почти всеми синтаксическими конструкциями, которые есть в языке. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.
На третьем году жизни ребенок уже понимает содержание простых сказок и стихов, любит слушать их в исполнении взрослых. Легко запоминает небольшие стихотворения и сказки, воспроизводит их. Пытается рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.
Речь навык тренируемый , и сильно зависит от окружающей среды ребенка. То насколько часто и разнообразно вы говорите с ребенком, насколько обширный словарный запас вы применяете, используете объяснения или приказы, похвалу или порицание. Живые разговоры с ребенком это единственно эффективный способ развития его речи. Никакие развивающие приложения и мультики его не могут заменить по объективным природным причинам.