Консультация для педагогов «Методы изучения семьи воспитанников»
консультация
Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного образования, необходимо детальное изучение семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_metody_izucheniya_semi_vospitannikov.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы изучения семьи воспитанников»
Поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности дошкольного образования, необходимо детальное изучение семьи.
Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания−это способы (инструменты), которые помогают собрать, проанализировать обобщить данные о семье, семейном воспитании, специфике, взаимосвязях, закономерностях воспитания в семье.
Для изучения семьи и семейного воспитания необходимо, прежде всего, иметь план изучения опыта семейного воспитания. Приведем один из наиболее типичных вариантов такого плана, который предлагается большинством ученых-педагогов.
Примерный план изучения опыта семейного воспитания:
I.Важнейшие сведения о семье:
- состав семьи;
- образование родителей и других членов семьи;
- профессии родителей и членов семьи;
- увлечение (хобби) родителей.
II. Семейная атмосфера, особенности взаимоотношений в семье:
-тон обращения (доброжелательный, дружелюбный, недоброжелательный, недружелюбный);
-характер отношений (изменчивый, противоречивый);
-позиция каждого члена семьи (независимость, подчиненность приспособленность).
III. Приоритеты семьи в воспитании детей:
- здоровье, здоровый образ жизни;
- раннее образование детей;
- развитие нравственных качеств;
IV. Особенности семейного воспитания:
- степень участия родителей и всех членов семьи в воспитании детей;
-степень воспитательных усилий (согласованность, несогласованность, непоследовательность, наличие или отсутствие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, который выполняет постоянную воспитательную функцию);
- отсутствие целенаправленного семейного воспитания.
V. Организация совместных форм деятельности в семье:
- вовлечение детей в общие семейные дела;
- разобщенность родителей и детей в семейных делах;
- отстранение детей от семейных дел;
VI. Отношение семьи к учебному дошкольному образовательному учреждению:
- степень сотрудничества (высшая, средняя, низкая);
- все воспитательные функции перекладывают на дошкольное учреждение.
План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространенными являются:
- беседа;
- наблюдение;
- интервьюирование;
-анкетирование.
Метод анкетирования (фр. enqimte− список вопросов)− письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.
Виды проведения анкетирования:
1) контактное (когда исследователь проводит анкетирование непосредственно сам);
2) заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).
Типы анкет:
1) открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);
2) закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);
3) смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предоставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).
Интервьюирование(англ, interview− беседа, встреча)− способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.
Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регламентируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.
Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим способом (на пленку магнитофона, диктофона).
Основные требования по проведению интервью:
1. Правильный выбор места проведения интервью и создание благоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких препятствий при его проведении.
2.Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.
3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.
4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).
Беседа− метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.
Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.
Особенности беседы, ее подготовка и проведение:
1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.
2. Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.
3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.
4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.
5. Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.
6. Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.
7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.
8. Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.
Важно:
- Понимать и четко представлять себе, что вы хотите сказать и главное зачем.
- Не следует превращать обсуждение проблемы поведения ребёнка в банальную жалобу.
- Начинайте разговор с положительного, похвалите ребёнка, а затем уже расскажите о том, что Вас тревожит.
- Как бы ни были Вам неприятны грубость и хамство некоторых родителей, не опускайтесь до их уровня, проявите сдержанность, такт.
Наблюдение−метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.
В процессе наблюдения:
1) ставится задача;
2) составляется план;
3) идет фиксация данных;
4) следует обработка зафиксированных данных;
5) делаются соответствующие выводы.
Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка.
В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:
1.Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ситуациях.
2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.
3.Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии - к другим).
4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.
По результатам единичного наблюдения делать выводы о специфике домашнего воспитания нельзя: необходимо наблюдать изучаемое явление многократно, в сходных и разных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы изучения семьи
Методы изучения семьи...
Педагогический час "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников, методы активации родительской инициативы"
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Детский сад и...
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ИЗУЕНИЕ СЕМЬИ...
Характеристика основных и вспомогательных методов изучения семьи, требования к их применению.
Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, в нем формируется его личностные и нравственные качества, отношение к миру людей и представления о характере межличностных отношений.Метод...
Семинар для воспитателей ДОУ "Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания"
Методическая разработа по изучению семьи и опыта семейного воспитания...
Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания дошкольников.»
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоц...
Консультация для педагогов Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации ФГОС
Консультация для педагогов...