Консультация
материал (старшая группа)

Ганеева Руфина Рафаилевна

Консультация для педагогов, старших и подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Использование билингвального образования в системе патриотического воспитания старших дошкольников»

Подготовила

Педагог-психолог: Ганеева Р.Р.

Детский сад – это начальное звено социального института образования. В связи с этим основной функцией дошкольного образования является социализация личности ребенка. Только в тесном социальном партнерстве с окружающей средой ребенок и его наставники реализуют право на развитие своих потребностей, способностей и возможностей.

Воспитательная миссия дошкольного учреждения – управление формированием и развитием личности, способной легко адаптироваться в современной среде.

Многообразие мира, языков, культур определяет в настоящее время философию межкультурного взаимодействия. При этом языковое многообразие рассматривается как один из наиболее ценных элементов культурного наследия. Нередким становится явление билингвизма у детей и их родителей.

Билингвизм – способность различных национальных, социальных, культурных или других групп людей объясняться на двух языках, зачастую одинаково хорошо на обоих. Людей, свободно владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух — полилингвами, и более шести — полиглотами.

Поскольку язык — главная и прямая функция конкретной национальной, культурной или другой группы людей, то билингвы, как носители языков двух групп, одновременно являются и носителями определённых особенностей этих групп, иными словами – они принадлежат к двум различным группам людей.

Билингвизм ребенка наиболее естественно развивается в смешанной семье. Несмотря на некоторую необычность и трудности, в одноязычной семье родители тоже могут воспитывать ребенка с рождения на двух языках.

Различают следующие виды билингвизма:

1. В зависимости от ситуации:

- национальный билингвизм (употребление нескольких языков в определенном сообществе);

- индивидуальный билингвизм (выбор языка для индивида диктуется конкретной ситуацией);

- естественный (бытовой (встречается, в основном, у детей от смешанных браков или в семьях эмигрантов, возникает без видимых усилий благодаря языковому окружению (в т. ч. радио и телевидению) и богатой языковой практике, без осознания специфики языка.);

- искусственный (учебный (напротив, характеризуется тем, что знание языка приобретается посредством осознанных действий, включая понимание и применение на практике особенностей языковой системы).

2. В зависимости от возрастных периодов:

-   ранний, обусловленный пребыванием и жизнедеятельностью в двуязычной культурной среде;

- поздний, при котором овладение вторым языком происходит в старшем возрасте, после овладения родным языком.

3. В зависимости от степени владения языками и количества речевых действий:

-  рецептивный (воспринимающий) понимание иностранных текстов и речи без умений говорить и писать.

- репродуктивный (воспроизводственный) билингвизм позволяет билингву не только воспринимать (пересказывать) тексты на иностранном языке, но и воспроизводить прочитанное и услышанное.

-   продуктивный (порождающий) билингвизм позволяет билингву понимать и продуцировать иностранные тексты, а также создавать их.

В соответствии с принятой ФОП ДО, одним из главных направлений воспитания выступает патриотическое. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю, наследию и родной стране. Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

При воспитании детей-билингвов эта задача усложняется, к ней добавляются другие подзадачи. Для родителей таких детей важно, чтобы ребенок, овладевая русским языком и приобщаясь к русской культуре, не забывал свой родной язык и свою культуру.

В процессе патриотического воспитания дошкольников посредством билингвального образования можно выделить несколько направлений:

1. Работа с родителями. Сплочение усилий семьи и педагогов образовательного учреждения, формирование единого социокультурного и образовательного пространства, развивающего личность ребенка и его потенциалы при создании равных стартовых возможностей для начала обучения детей-билингвов в школе.

2. Расширение предметной среды группы. Насыщение развивающей предметно-пространственной среды предметами и элементами, представляющих национальный этнос малой Родины детей-билингвов.

3. Работа с воспитанниками. Воспитание толерантности, этики межнационального общения с людьми другой национальности. Пополнение знаний детей-билингвов о русской национальной культуре (обычаи, традиции, национальный костюм, народные праздники, фольклор) развитие любознательности, кругозора посредством организованной образовательной деятельности, досугов, экскурсий. Социализация детей ДОУ через знакомство с культурами народов мира. Формирование у них знаний о разных национальных культурах и этносах (костюм, фольклор, национальные игры, праздники, блюда) малой родины детей-билингвов, в том числе посредством музейной педагогики.

Важной частью воспитания является игра, усвоенный материал дети закрепляют в народных играх (подвижные, хороводные, досуговые), играх – драматизациях, в собственном творчестве. Можно использовать в практике много словесных игр таких, как «Цветок красивых слов», «Похвали соседа», «Река вежливости» и другие.

При работе по патриотическому воспитанию важной особенностью является приобщение к народным праздникам. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдении за характерными особенностями времен года, погодными имениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии. Во время работы по данному направлению с детьми можно изучать малые фольклорные формы малых народов России (стихи, песни, поговорки и др.).

Педагогам, работающим в мультикультурной детской группе, следует учитывать опыт организации процесса мультилингвального и билингвального обучения специализированных детских садов, где данная система билингвального образования работает уже много лет. В частности следует учитывать, что необходимо активно включать родителей в образовательный процесс, так как они – носители культуры и традиций и могут оказать помощь в процессе как в ознакомления своего ребёнка с его родной культурой, так и других детей, при построение предметно-пространственной среды, необходимо включать в неё методический и дидактический материал на родном (иностранном или русском) для ребёнка языке.

Конечной целью билингвального обучения дошкольников является достижение равной компетенции в двух языках. В этой связи требуется относительно полное и качественное развитие личности на каждом из языков. В дошкольном возрасте языковая личность ребенка находится только на стадии становления, поэтому необходимо заложить основы для дальнейшего развития «положительного языкового ядра», т. е. базу языковой компетентности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....