Особенности экспериментирования в 2-3 года
статья (младшая группа)
Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Для детей раннего возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга и объединены в одно значение. Играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, у него развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.
Дети третьего года жизни способны выполнить отдельные простейшие поручения, начинают воспринимать инструкции и рекомендации, но к самостоятельной работе они еще не готовы, поэтому ведущую роль принимает на себя педагог.
Учитывая возрастные особенности детей, строим свою работу по принципу - что вижу, то и познаю. Знакомство детей с окружающим миром и расширение представлений о нем - осуществляется во время НОД, так же в разных режимных моментах в течение дня, под постоянным контролем педагога:
во время мытья рук, говорим о свойствах воды, прислушиваемся, как она журчит;
во время кормления обращаем внимание на то, что чай и компот – теплые, кефир – прохладный;
в играх знакомимся со свойствами и качествами предметов (легкий - тяжелый, гладкий - шершавый, материалами, из которых сделаны эти предметы или игрушки (пушистый, мягкий, жесткий, резиновый, деревянный) и другими.
Важным условием организации экспериментирования в группе раннего возраста, для усиления познавательного интереса детей создается и соответствующая (предметно-пространственная развивающая среда) РППС: это могут быть:
мини - лаборатории,
уголки маленьких экспериментаторов,
центры экспериментирования.
Суть такова, что в этих уголках и центрах должно быть все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: это емкости разного размера, лейки, камешки, песок, вода, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д., пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки. Так же необходимо продумать место в данном центре для свободного доступа и выбора предметов - контейнеры с безопасными стимулирующими к экспериментальной деятельности материалами.
Во время экспериментирования взрослый не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка и т. д.
Дети раннего возраста очень любят такие игры-эксперименты, важно не ограничивать их во времени при проведении опыта, но и стараться не переутомлять. При работе по экспериментированию с детьми раннего возраста особое внимание уделяем играм с водой и песком, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка. Зимой экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажаем огород на окне. При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому: все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, для того чтобы вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для детей раннего возраста актуален принцип повтора…. ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. За один раз предлагаем детям рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
Благодаря целенаправленной работе по опытно-экспериментальной деятельности дети становятся более наблюдательными и любознательными. Экспериментирование с водой:
Предлагаем Вашему вниманию небольшой блок опытно-экспериментальной деятельности.
1. «Дождик». Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.
2. «Плавает – тонет». Предлагаем ребенку опустить в воду деревянную и резиновую рыбку и понаблюдать, как одна плавает на поверхности воды, а другая тонет. «Плывет наш кораблик». Ребенку предлагается опустить в воду бумажный кораблик, подуть на него и понаблюдать, как он плывет. В ходе этой игры можно предложить поиграть и в разноцветные кораблики. Закрепить знания о цвете, формировать умение группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить играть с синим корабликом, а другому — с красным. «Разноцветная водичка». В этой игре, используем разноцветную гуашь. «Бросаем камешки в воду». Взрослый предлагает бросить камешки в воду. Камешки находятся в плоском контейнере. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала бросает одной рукой, потом другой. «Тонет - не тонет». Тонут или плавают на воде предметы? (скорлупа грецких орехов, перышки, бумага, камни) Почему? Предметы тяжелее или легче воды. «Рябь на воде» - тренируем дыхательный аппарат (дети дуют в трубочки)
3.«Водопад», используем водяную мельницу. Можно провести и другие игры-эксперименты: «Игра - забава заводными игрушками для воды». «Вода теплая – холодная». Закрепление понятий «тёплый», «холодный»; «Круги на воде». «Ловим рыбу сачком и удочкой».
Экспериментирование с песком.
«Здравствуй, песок! (Знакомство с песком). Педагог предлагает по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок: дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями.
«Песочный дождик». Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на свою ладонь.
«Угадай, что спрятано в песке» (используются мелкие игрушки, камушки). «Движение песка» Детям предлагается пропустить песок через воронку, понаблюдать за его сыпучестью.
«Сыпется, не сыпется» Дети через сито пропускают песок и разноцветные камушки, наблюдают, песок просеялся, камушки остались на сито.
«Испечем угощение» Детям предлагается из мокрого песка слепить пирожки руками, можно предложить формочки для лепки кекса.
«Собери большие и маленькие камешки». Взрослый предлагает ребенку пропустить через сито песок с камушками. Песок осыпался, а камушки остались, разложить большие и маленькие камушки в контейнеры.
Можно провести и другие игры-эксперименты: «Следы на доске», «Цветные заборчики», «Необыкновенные следы», «Идут медвежата», «Прыгают зайцы».
Игры-эксперименты с воздухом «Веселые пузыри»
Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.
«Ловим воздух» Детям предлагается пакетом поймать воздух (рассматривают, что он бесцветный, легкий)
«Игрушка-вертушка»
Предлагается подуть, наблюдаем за вращением вертушки, эту игру - эксперимент можно провести на прогулке.
Можно провести и другие игры-эксперименты: «Воздушный шар», «Машем веером над водой».
Можно проводить эксперименты и с другими материалами: с бумагой:
«Волшебная бумага», «Бумажные комочки»
Эксперименты с тканью:
«Разноцветные лоскутки»
Любая работа по воспитанию и образованию детей, в частности, мы говорим об экспериментировании, всегда тесно связана с родителями. Родителей привлекаем к созданию центра экспериментирования, и совместными усилиями пополняем экспериментально - исследовательский уголок. Использование исследований и элементарных опытов помогают сделать деятельность детей более интересной и разнообразной, у детей развивается речь, моторика, восприятие, мышление, внимание. Каждый маленький ребёнок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в разных формах. Количество этих форм очень велико, и перечислять их не имеет смысла. Чем старше становится ребенок, тем большим разн...
Консультация "Особенности экспериментирования в разных возрастных группах"
"Все дети думают.чувствуют по-своему."Ж.Ж.Руссо....
Особенности экспериментирования в разных возрастных группах
Выступление на методическом объединении. Экспериментирование - как форма работы в образовательной области "Познание". Консультация для педагогов....
Особенности экспериментирования с воспитанниками старшего дошкольного возраста
Доклад на педчасе на тему: «Особенности экспериментирования с воспитанниками старшего дошкольного возраста»...
Протокол родительского собрания на начало учебного года в логопедической группе старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) .Особенности психофизического развития детей седьмого года жизни. Задачи воспитания и обучения.
Учитель-логопед Марина Петровна познакомила родителей с основными направлениями работы по коррекции речи в старшей подготовительной группе (от 6 до 7 лет); рассказала об особенностях речевого развития...
Особенности развития ребенка в 3 года. Особенности возраста трех лет и рекомендации родителям.
Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не зам...