Что такое портфолио?
материал
Предварительный просмотр:
Что такое портфолио?
Портфолио в образовании – это подборка разнообразных материалов, позволяющих растущему человеку составить представление о себе, как о личности и представить себя окружающим..
Цель создания портфолио дошкольника как будущего первоклассника состоит в следующем: отразить мир представлений ребенка о себе для себя и мир представлений о себе для других.
Портфолио дошкольника – перспектива социально – личностного развития.
- Портфолио способствует росту саморегулируемого поведения. В совместной деятельности ребенка и взрослых зарождается и осознается совместное и обоюдное регулирование поведения ребенка.
- Работа над портфолио создает возможности для развития общения и коммуникации, поскольку может создать почву для внеситуативно – личностной формы общения ребенка с авторитетным взрослым.
- Важный момент при создании портфолио ребенка – углубление его ориентировки в социальных связях и отношениях, так как он включается в актуальные ситуации взаимодействий.
- Оформление портфолио позволяет формировать у ребенка рефлексию, так как рефлексия в дошкольном возрасте находится в зарождающемся состоянии, и всевозможные способы ее актуализации с помощью портфолио привнесут новизну и разнообразие в построении образа Я растущего человека.
В целом саморегулируемое поведение, внеситуативно – личностную форму общения, начала рефлексии, углубление ориентировки детей в социальных связях и отношениях можно рассматривать как предпосылки учебных действий, формирование которых создает основу преемственности дошкольного и начального образовании.
Портфолио выпускника детского сада
Для чего дошкольнику портфолио? Это своеобразная копилка успехов ребенка по основным показателям, характеризующим существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития старшего дошкольника.
Работа с портфолио на протяжении года перед поступлением в школу поможет взрослым и детям установить близкие отношения, проводить больше времени вместе, создаст атмосферу общности интересов.
С помощью портфолио ребенок в первые школьные дни в деловой и обстановке может рассказать о себе и своей жизни, преодолев ложную скромность и сохранив самооценку на должном уровне. Портфолио в этом случае служит опорой для высказываний ребенка и имеет привлекательный для учителя и одноклассников вид. Самопрезентация первоклассника на основе портфолио служит «мостиком», соединяющие точки личностного развития ребенка в детском саду и школе.
Каким будет портфолио?
Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Объясните ребенку, что за «волшебную книжку» вы вместе начинаете собирать и для чего. Книжка о себе самом - самая интересная. Она «с восторгом примет» все творческие работы, с «особым вниманием отнесется» к удивительным фантазиям, а через некоторое время «с любовью напомнит» о том, «каким еще год назад ты был маленьким!»
Такие портфолио дети любят периодически рассматривать как альбомы, с интересом рассказывают о своих достижениях, путешествиях, друзьях, родителях и родственниках. Представляю один из образцов портфолио моей группы.
Период детства так быстро проходит и уже никогда не повторится в жизни ребенка, а портфолио поможет вернуться в него!
И так, какие разделы входят в портфолио?
Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов.
Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:
Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;
блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;
блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Хочу предложить вам свою структуру портфолио. Но сразу оговорюсь, что приводимая мной структура примерна. Можно придерживаться предлагаемой мной компоновки, а можно упорядочить разделы иначе, полагаясь на собственное видение конечного результата.
Титульный лист
Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация ребенка.
Раздел 1. «Это я!»
- Фотография ребенка
– Моё имя - информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя, можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.
- «Эволюционная лестница» ребенка – фотоколлаж от рождения ребенка до времени оформления портфолио.
Раздел 2. «Моя семья»
В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Здесь размещается генеалогическое древо семьи, коллаж или рисунок «Моя семья».
Также родители в этот раздел подготавливают рассказы о семейных традициях, праздниках, а также о распорядке выходного дня.
Вся информация дополняется фотографиями.
Раздел 3. «Мой детский сад»
Этот раздела заполняется краткими данными о детском саде, его название, особенности, адрес расположения, записываются интересные моменты из жизни детского сада.
-фотоколлаж «Один день в детском саду»
- рассказ о воспитателе
- маршрут «Детский сад – дом»
- информация о физическом развитии ребенка в детском саду (динамика роста)
Раздел 4. «Я – будущий первоклассник»
- фоторепортаж «Моя школа»
- рисунки и рассказы ребенка о школе, о его будущей учебе.
- рассказ ребенка «Каким я вижу своего будущего учителя»
Раздел 5. «Золотые ручки»
Данный раздел включает в себя рисунки, фотографии творческих работ
-рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)
-лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)
-аппликация
-конструирование
-фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)
Раздел 6. «Грани таланта»
Грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.
Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.
Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях.
Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.
Раздел 7 «Мои фантазии»
В этом разделе ребенок проявляет всю свою фантазию и может в виде рассказов, рисунков рассказать о своих фантазиях, мечтах.
Через некоторое время, безусловно, очень интересно будет прочитать именно этот раздел портфолио малыша.
Раздел 8. «Вдохновение природы»
Наша жизнь плавно течет от сезона к сезону. Все это находит отражение в детских рисунках и других творческих работах. Кто-то с ранних лет проявляет интерес к фотографии. Все эти работы вполне могут стать прекрасным наполнением этого раздела. Ребенок, посещающий детский сад, принимает активное участие в утренниках. Сюда можно поместить фотографии с утренника, записать стихотворение, которое рассказывал малыш. Записать его впечатления от этого мероприятия.
Раздел 9. «Почитай-ка»
В данный раздел записываются отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды.
Если ребенок уже умеет читать, можно добавить в раздел графики роста скорости чтения
Раздел 10. «Светлая головушка»
В этот раздел помещаются математические задания, штрихи, лабиринты, головоломки, выполненные ребенком в течении года и характеризующие динамику умственного развития.
Раздел 11. «Романтика путешествий»
Фотографии или фотоколлажи о поездках, экскурсиях, походах ребенка совместно с родителями.
Раздел 12 «Отзывы и пожелания»
(в произвольной форме)
– Воспитателей
– Родителей
– Педагогов дополнительного образования
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Здесь можно написать отзыв или пожелание, возможно рекомендации, как педагогом, так и родителем как по итогам учебного года, так и по участию в каком-либо мероприятии.
Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок - родители». Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...