Проект "Масленица широкая"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с «Звёздочка»
Проект в средней группе
« Масленица широкая!»
Автор проекта: Рыбакова Т.Н.
г. Шахунья
2024г.
Проект «Масленица широкая»
Тип проекта: познавательно - творческий
По продолжительности: краткосрочный.
По характеру контактов: внутригрупповой.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: воспитатель, дети 4-5 лет, родители.
Сроки реализации проекта: 11.03. – 15.03.2024 г.
Проблема и актуальность. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. Для повышения интереса к русским традициям, любви к чтению, для развития речи детей мной был разработан проект « Масленица широкая».
Ожидаемые результаты проекта.
Цель проекта: Формирование интереса к традициям русского народа у детей 4-5 лет через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта:
Обучающие: Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие: Развивать коммуникативные способности;
развивать память, мышление, внимание;
развивать интерес к русским народным традициям;
развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные: Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
формировать любовь к Родине, ее традициям,
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Прогнозируемый результат:
Дети:
Дети: умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
-имеют представление о народных праздниках, играх;
-владеют знаниями масленичной кухни;
Интересуются изобразительной детской деятельностью;
С интересом участвуют в народных играх;
Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
проявляют интерес к искусству при просматривании картин;
Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом (отгадывание загадок о весне и зиме);
Педагоги:
-повысится профессиональный уровень, сформируются навыки и умения практического использования методов и приемов по теме проекта.
Родители:
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам развития и воспитания детей через русские народные праздники;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
Продукты реализации проекта:
1. проведение праздника « Масленица широкая» с детьми;
2.подобраны консультации, папки - передвижки
Этапы реализации проекта.
Этапы | Содержание деятельности |
Iэтап Организационный | - Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме; -подбор игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности; -подбор материал для продуктивной деятельности; -организация тематические занятий, игр ,бесед; -оформление «информационного уголка»; -рассматривание иллюстраций о празднике, дидактического материала; -знакомствос праздником « Масленица»; -использование подходящей по данной теме игры.
|
II этап Практический | Работа с детьми. Социально-коммуникативное развитие -Проведение с детьми бесед о русских праздниках и традициях. Беседы о праздниках, традициях русского народа «Что за праздник, Масленица?», «Как отмечать Масленицу». Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!». -Чтение сказок, потешек. Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Отгадывание загадок по тематике проекта. Беседы о сезонных изменениях в природе. Чтение русского фольклора. Познавательное развитие. ООД «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая». Беседы о традициях и обрядах праздника. Просмотр электронной презентации «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника). Видеофильм «Смешарики – Масленица».( дом. задание) Речевое развитие. ООД «Здравствуй, Масленица!» Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Отгадывание загадок по тематике проекта. Беседы о сезонных изменениях в природе. Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет… », «Широкая Масленица Художественно- эстетическое развитие. Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка» Раскрашивание раскрасок тему: «Барышня - Масленица» Разучивание закличек «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др. Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка». Физическое развитие Народные подвижные игры «Ручеек», «Звонарь», «Заря», «Жмурки», «Горелки». Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле». Подвижные игры на прогулке «Блины», «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота» -Подготовка к празднику « Масленица». -Проведение праздника « Масленица» -Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и группы. |
III этап. Заключительный | 1. Проведение праздника «Масленица» 2. Совместное творчество в выставке рисунков « Масленица широкая» 3.Подобраны консультации, папки – передвижки для родителей |
Заключение и выводы
Традиции и праздники русского народа, вводят детей в круг необыкновенных событий,, происходящих с их героями, учат доброму отношению к людям, к своему народу, к своей Родине. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности. В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.
На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература, подобраны русские народные игры, потешки, пословицы с учетом возраста детей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству (нарисовать с детьми сказку « Масленицу»). Для родителей были оформлены папки – передвижки о празднике « Масленица», его культуре и традициях.
Основной этап проектной деятельности длился 1 неделю. За это время дети познакомились с русскими народными потешками, загадками, литературой по теме . Я старалась привлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение потешек, с удовольствием их разучивали, отгадывали загадки, участвовали в конкурсах рассматривали иллюстрации, повторяли за педагогом с интересом принимали участие в мероприятии « Масленица широкая». Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желание общаться.
Дети вместе с родителями приняли участие в выставке рисунков «Масленица широкая» и с гордостью показывали свои рисунки детям и воспитателям и рассказывали о празднике.
На заключительном этапе было проведено мероприятие « Масленица»совместно с детьми.
Организована выставка рисунков совместно с родителями «Масленица широкая».
Подобрана информация для родителей
Используемая литература:
1.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС), приказ № 1155 от 17 ноября 2013 г.;
2.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
3.СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г. №26;
4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С, Васильева М.А. «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / от рождения до школы. Под ред.. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 304 с
5. Агафонников В. «Заплетися плетень» - русские-народные песни и хороводы. – Москва изд. «Музыка», 1973г.
6. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» – М. «Сфера», 2006г
7. Куприна Л.С., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» - изд. «Детство-Пресс», 1999г.
8. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор» - Москва «ООО Гном – Пресс», 2000г.
Приложение:
Рассказ педагога на тему: «Почему масленица называется масленицей»
Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».
По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».
Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.
А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года — зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.
Поговорки на масленицу.
Не житье, а Масленица.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов -не Масленица.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.
Песенки и заклички на Масленицу
Приезжай к нам в гости, масленица,
На широкий двор —
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцам потешаться!
Масленица Просковея,
Приходи к нам поскорее.
Везетвезет Весна,
Везет везет Красна,
Ясные денечки,
Частые дождички,
Зеленые травы,
Красные цветы,
Теплые деньки!
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
-Масленка, Масленка,
Не видала ли Горасенка?
-А Гораска в красной шапке
На вороненькой лошадке,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог -
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!
Уж ты, моя Масленица,
Красная коса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Трех матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать!
Масленица, лезь на горку,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку - соловейку,
На денечек, на недельку.
Ты не в среду-то пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделюшку веселье.
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
Со блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масляные,
Шаньги мазаные.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
А сегодня в воскресенье
Наше кончится веселье.
Ты прощай, прощай,
Наша масленица.
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
А мы, девушки, ее состречаем,
А мы, красные, ее состречаем!
Ой да Масленица, погостюй недельку,
Широкая, погостюй другую!
Масленица: "Я поста боюся!"
Широкая: "Я поста боюся!"
"Ой да Масленица, пост еще далече,
Широкая, пост еще далече!"
А мы масленицу дожидаем,
Дожидаем, душе, дожидаем.
Сыр и масло в глаза увидаем,
Увидаем, душе, увидаем.
Как на горке дубок зелененек,
Зелененек, душе, зелененек.
А Ванюша, дружок, молоденек,
Молоденек, душе, молоденек.
Наша Масленица, будь счастливой,
Будь счастливой, душе, будь счастливой.
Наша горушка будь катливой,
Будь катливой, душе, будь катливой
Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали — нашей Масленице
Семь годков,
А всего у Масленицы
Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!
Благословите боги
На холм взойти,
Весну кликать,
Лето отмыкать,
Зиму закрывать,
Лето теплое,
Зиму студеную.
Лето на сенях,
Зима в санях.
Студеную Зиму в коморочку,
Лето теплое на улочку.
А мы масленицу дожидали,
Сыром, маслом гору укладали,
Ой ты, масленица растянися
Да за белую березу зацепися,
А мы масленицу провожали.
А мы масленицу дожидали,
Дожидали, душе, дожидали.
Сыром, маслом гору укладали,
Укладали, душе, укладали.
А мы масленицу увстречали
Увстречали, душе, увстречали.
Ой ты, масленица растянися
Растянися, душе, растянися.
А мы масленицу провожали.
Провожали, душе, провожали.
А мы думали масленки семь недель
А осталось от масленки один день.
Наша масленица годовая,
Она гостья нам дорогая,
Она пешею к нам не ходит,
Все на конях разъезжает,
Кони у нее вороные,
Слуги у нее молдодые...
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
Идет Матушка-весна, отворяйте ворота!
Первый Март пришел, всех детей провел
А за ним — и Апрель отворил окно и дверь
А уж как пришел Май, сколько хочешь гуляй!
Идет Матушка-весна по полям-лесам одна
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Весна! Весна красная!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом обильным!
А мы Масленицу провожали
Часто, важко по ней все вздыхали:
Ой, ты, Масляница, воротися!
Ты до красного лета протянися!
А мы Масленицу провожали!
Ой, ты, Масленица, обманщица!
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Уходи, Зима, ко сну,
Присылай Весну!
Прощай, Масленица!
Прощай, Масленица!
Прощай, Масленица!
А мы Масленицу провожали,
Тяжко, важко по ней все вздыхали.
А мы Масленицу провожали.
А Масленица-бледноножка,
Протянись ты хоть немножко -
Хоть недельку, хоть денечек,
Хоть денечек, хоть часочек.
Ой, блины – блиночки…
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
На поднос она кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
Перечень спортивных игр-забав
Карусель.
Этот аттракцион пользуется большим успехом у детей. Столб, в верхний конец которого вгоняется металлический стержень, вкапывают землю или вмораживают в лед. Его высота - 70-80 см. Затем на металлический насаживают старое (или специально сделанное) колесо. К колесу прикручивают проволокой или прибивают гвоздями длинные шесты, а к ним подвязывают санки. Дорожку, по которой будут катить сани, очищают от снега и заливают водой. Для большей устойчивости санки можно сделать широкими (60-90см) или скрепить вместе двое саней. Вокруг столба снег посыпают золой или песком, чтобы не было скользко ребятам, которые будут раскручивать карусель.
Перетягивание каната.
Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка - как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.
Снежный тир.
В зимнем городке можно установить постоянные мишени для метания снежков. Лучше всего если это будут деревянные щиты размером 1*1 м с начерченными на них концентрическими окружностями диаметром 30,60 и 90 см. Щиты можно установить на врытых в землю столбах, повесить на глухую стену или на забор. Наверное, стоит сделать и особую стенку тира, на которую можно ставить мишени, их ребята будут сбивать снежками.
Горелки.
Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.
Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.
Звонарь.
Игроки становятся в круг и выбирают водящего (например, при помощи считалки). Водящий идет по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки в это время пританцовывают на месте. Произнеся слово «звон», водящий поворачивается к игроку, который стоит около него, трижды хлопает в ладоши и кланяется. Игрок тоже хлопает в ладоши три раза, кланяется и становится за водящим. Теперь они ходят по кругу вдвоем, приговаривая все те же слова:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слове «звон» хлопки и поклон повторяется, и в игру включается третий участник. Так водящий ходит по кругу до тех пор, пока за ним не окажется 4-5 человек. После этого те, кто остался в кругу, начинают хлопать, а водящий и те игроки, которые шли за ним, танцуют. Когда игроки в кругу перестают хлопать, водящему и другим игрокам нужно стать с кем-то в пару. Тот, кто остался без пары, становится водящим.
Подари платочек симпатии.
На площадке устанавливаются воротца с наклонной перекладиной, на которой на тонких нитках подвешены цветные носовые платочки, на разной высоте. Участникам соревнований необходимо разбежаться, подпрыгнуть и сорвать один из платочков, а затем назвать имя девочки и подарить ей свой сорванный
Петушки.
На площадке чертят круг. В кругу стоят двое играющих. Каждый из играющих встает на одну ногу, другую сгибает в колене, поддерживает ее за пятку одной рукой. Задача играющих - вытолкнуть противника из круга, не используя при этом руки и стоя на одной ноге. (Толкают друг друга плечами).
Забавы в течение масленичной недели
Снежный лабиринт
На ледяной или снеговой площадке предварительно чертят схему лабиринта в форме квадрата или круга с двумя выходами на противоположных сторонах. Сначала снегом выкладывают внутренние секторы лабиринта, затем, двигаясь от центра к краям, - стены. Они не должны быть высокими (до1 м), чтобы легко было обнаружить того, кто заблудился в ходах лабиринта. Ширина ходов - 80-100 см. Если снега много, можно сделать лабиринт, вынимая снег лопатой и укладывая его по сторонам ходов. Лабиринт можно не строить, а протоптать на площадке запутанные ходы.
Снежная горка
Высота горки может быть разной, здесь важно наличие большого пространства. Угол горки должен быть по длине в три-четыре раза больше её высоты. Ширина площадки, где ребята готовятся к спуску, и дорожки на раскате - не менее 1 м, а ширина санной колеи - 1,5 м. Чтобы сделать горку, надо во время оттепели скатать снежные комья и сложить их кучу. Затем снег утрамбовать ногами или лопатой, срезать лишний снег и сделать из него барьер или лесенку. Полить горку холодной водой, иначе могут образоваться проталины. Можно соорудить и более сложную горку с поворотами, промежуточными подъёмами и спусками, декоративными арками. Разница между уровнями старта и финиша должна составлять 3-5 м.
Кто быстрее на метле
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
«Блинная» эстафета»
Готовят несколько сковородок, на каждую кладут блин. Все участники пробегают определённую дистанцию. Нужно подбросить блин на сковороде не менее трёх раз. Разумеется, блин нужно поймать, не прерывая бег. Упавший блин можно поднять. Первый добежавший получает приз. (Блины изготовлены из бумаги).
Масленичные частушки.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
***
Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!
***
Блин с вареньем, блин с икрою!
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел!
На душе так хорошо!
***
Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!
***
Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя -
Можно съесть и лишнего.
***
Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
***
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
***
Мы с подружкою гуляли,
Сыром гору налепляли,
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!
***
Как на масленой недели
Со стола блины летели,
И сыр, и творог-
Все летели под порог!
***
Масленица – белоножка,
Задержись у нас немножко,
На недельку, на денёчек,
На единственный часочек!
***
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
***
Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!
***
Веселись, честной народ,
Набивая свой живот.
Это Масленица,
Праздна Масленица!
***
С наступленьем воскресенья
Просим мы у всех прощенья.
Наши добрые стремленья
Вызывают восхищенье.
***
Я на Масленицу катался,
Трое санок изломал.
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.
***
Купи, тятя, мне коня –
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.
***
У меня четыре шали,
Пятая – пуховая,
Не одна я боевая –
Все мы здесь бедовые.
***
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.
Беседа на тему: «Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица»
Масленица - в славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть. Название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны - Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, затем выносили за околицу и сжигали. Масленицей называли также чучело из соломы, обряженное в женское тряпье, иногда с блином (от масляного блина - само название Масленица ) или сковородой в руках; с ним вместе веселились, катались на тройках в течение масленичной недели, а затем хоронили или провожали в конце праздника, разрывая чучело на околице селения или (чаще) сжигая на костре, разводившемся на возвышенности. Похороны Масленицы сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным смехом, призывами весны и поношением Масленицы в специальных песнях .
Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
1. Масленичное чучело делается по принципу огородного пугала. Нужно взять два сухих бруска. Один длиннее, на нем чучело будет стоять. Второй короткий брусок – это будут руки. Бруски сбить крестом.
2. Самый активно горящий материал это солома и бумага. Нужно взять солому, бумагу или сухую траву и привязать ее бечевкой (бумажным шпагатом) к кресту, формируя тело чучела. Если кукла планируется небольшая, а соломы или травы не найти, можно пустить на сгорание пару веников.
3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.
3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.
4. Далее надо нарядить чучело в сарафан или старое платье. Если трава из чучела вываливается, можно зашить снизу подол платья. Чтобы сделать чучело более правдоподобным, нужно набить травой два маленьких полотняных мешочка и наденьте их на концы палки — это будут кисти рук. Опустить рукава и завязать их, чтобы скрыть завязки мешочков.
5. По желанию, можно нарисовать масляничной девице лицо. Румяные щеки и алые губы будут контрастно смотреться с белым снегом. А вот глаза чучельной красавице рисуют по обычаю закрытыми.
6. Из белой или желтоватой ткани или плотной бумаги можно сплести чучелу две косы. Прикрепить их под платком. На концах завязать яркие бумажные ленточки. Воткнуть готовую масляничную куклу в снег.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "МАСЛЕНИЦА" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Цель:
Задачи:
1. Познакомить с праздником Масленицей.
2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
4. Активизировать активный словарь.
5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.
7. Приобщать детей к русской истории.
8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
Весна, весна красная водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким останавливаются, руки
поднимают вверх, встают на
носочки
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки
Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
Понедельник — Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник — Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж-ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда — Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
Акак выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо но простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)
Четверг — широкий, Разгуляй-Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.
Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,
сжимают руки, гладят ладошки
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем
Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый
Снежок
Два – поймаем, «ловят» снежок
Три – уроним «роняют» снежок
И сломаем! топчут снежок ногами.
Пятница — Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
Суббота — Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!
Игра с мячом: «Назови ласково»
Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воскресенье — прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий фольклорного праздника "Широкая Масленица"
В нашем детском саду проходят фольклорные праздники. Предлагаю Вашему вниманию сценарий одного из них....
конспект праздника "Широкая масленница"
Материал апробирован в младших группах детского сада. Дети получили большое удовольствие, занимались с интересом....
Консультация для воспитателей "Масленица широкая!"
материал можно использовать для знакомства детей старших и подготовительных групп...
"Широкая масленица"
Сценарий праздника "Широкая масленица" для детей всех возрастных групп детского сада....
Посиделки. Широкая Масленица.
Посиделки.Сценарий праздника – Широкая Масленица.На входе всех гостей встречают дети в русских народных костюмах.1 ребенок: Все! Все! Все на праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем. Весну заклик...
Комплексы обще развивающих упражнений с эластичной трикотажной лентой (широкой бельевой резинкой).Девиз комплексов "Тот сильней у кого лента стала длинней!" Старший дошкольный возраст.
О.Р.У. с простейшим тренажёром...
Конспект в старшей группе. Познание(ФЦКМ). Тема:"Широка страна моя родная"
Закрепление знаний о родном крае, о стране....