Приказ о наставничестве
материал

Елена Владимировна Ковальчук

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Черепашка»

Сообщение к семинару-практикуму

«Особенности обучения изобразительной деятельности в разных возрастных группах дошкольного учреждения»

Ковальчук Е.В. , воспитатель

г. Радужный,  2024

Когда-то Василий Александрович Сухомлинский, замечательный педагог и детский писатель, вывел одну из закономерностей воспитания. Она звучит так – через прекрасное к человечному. 

Ребенок берет в руки карандаш, кисточку, пластилин и начинает создавать что-то свое. С помощью рисунка можно очень многого добиться в воспитательном процессе. Это и познание окружающего мира, и развитие творческих способностей, развитие личности, коррекция нарушений и многое другое. 

Да, возможно, для взрослого человека детские рисунки и не открывают ничего нового. Но для самого маленького художника – это открытие целого мира. Что может быть чудеснее, чем взять в пальчики карандаш или обмакнуть кисточку в баночку с краской и провести первые линии по белому листу бумаги, своими руками создавая, пусть и незамысловатые, но в тоже время, чудесные рисунки

  1. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ

Особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста

Задачи, которые стоят перед педагогом, при обучении рисованию детей раннего дошкольного возраста

Особенности обучения изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Задачи, которые стоят перед педагогом, при обучении рисованию детей младшего дошкольного возраста

Особенности обучения изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Задачи, которые стоят перед педагогом, при обучении рисованию детей среднего дошкольного возраста

Особенности обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Задачи, которые стоят перед педагогом, при обучении рисованию детей старшего дошкольного возраста

Методы и приемы обучения изобразительной деятельности можно разделить на три основных группы: 

  • наглядные;
  • словесные;
  • игровые. 

Давайте рассмотрим каждую группу более подробно.

Наглядные методы и приемы обучения

В эту группу входят следующие методы и приемы – натура, репродукция, образец, наглядные пособия. 

Рисование с натуры – это изображение предмета или явления при непосредственном наблюдении. Предмет (явление) изображается ребенком с определенной точки зрения, при работе используется зрительное восприятие. Рисование с натуры полезно тем, что облегчает процесс памяти – изображение объединяется с восприятием, учит анализировать свойства изображаемого предмета, воспринимать его, как совокупность неких качеств, учит показывать объем. 

Рисование по образцу может использоваться как метод и как прием обучения. Например, в декоративно-прикладном творчестве, аппликации, конструктивных работах, образец выступает как метод обучения. Дети рассматривают красивые предметы, орнаменты, учатся срисовывать узоры или отдельные элементы. В качестве приема обучения образец выступает в предметном рисовании и лепке. С помощью него, дети уточняют свои представления об изображаемом предмете. 

Картины в обучении используются воспитателями для того, чтобы уточнить представления детей об окружающем мире. Это хороший способ пояснить, какие средства и способы используются для изображения. Картины дают зрительно воспринимаемый образ. Причем психологи уверены, что дети уже с двух лет могут воспринимать картины, как изображение предмета.

Словесные методы и приемы

В эту группу входят беседа и словесные указания воспитателя. Беседа воспитателя с детьми перед началом занятий должна пробудить интерес к предстоящей деятельности, помочь детям вспомнить ранее воспринятые образы. Как правило, беседа достаточно краткая, но содержательная и эмоциональная. В ней обращается внимание на предстоящий творческий процесс (цвет, конструкция, содержание, композиция и т. д.). В процессе беседы могут уточняться представления детей об изображаемом предмете, воспитателем могут демонстрироваться приемы изображения. 

Словесный образ можно выражать в загадке, стихотворении, рассказе и т. д. Все это способствует активному воображению и работе детской мысли, создает творческое настроение. Указания воспитателя сопровождают творческий процесс, в основном, среднего и старшего дошкольного возраста.

Игровые методы и приемы

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста. Они способствуют привлечению внимания детей, облегчают работу мышления и воображения. 

Например, с игровых упражнений начинается обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию, так создаются простейшие линейные формы, развиваются правильные движения руки. В младшей группе можно, например, лепить угощение для кукол. В средней группе дети могут рисовать игрушку с натуры, а потом воспитатель «приглашает» игрушку оценить изображения и выбрать самое красивое. 

Подведем небольшие итоги. Выбор методов и приемов обучения зависит от того, какие задачи стоят перед воспитателем, какие изобразительные материалы будут использоваться в процессе творчества, с какой возрастной группой детей предстоит работа.

        

Особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста

В творческой работе с детьми раннего дошкольного возраста большая часть активной деятельности принадлежит педагогу. Он направляет ребенка в его изобразительных экспериментах. Процесс творчества здесь почти свободный, без назиданий, оценок или строгого контроля. Педагог отталкивается от возможностей ребенка, при этом, не забывая про обучение. Не стоит настаивать или давить на ребенка, это приводит к потере интереса к творческой деятельности. 

Все приемы, которые будет использовать педагог для обучения, должны подкрепляться словесными пояснениями. Педагог непосредственно может участвовать в процессе рисования, управляя движениями малыша. Все действия нужно подкреплять словами, так ребенку будет проще овладеть основными понятиями, запомнить их. Включение игровых моментов позволяет сделать процесс рисования интересным и живым. 

От совместных действий с педагогом, малыши постепенно переходят к самостоятельной работе. Они выделяют в пятнах знакомые предметы и объекты, дорисовывают их. Конечно, степень реализма таких изображений не высока. Но детям не важен результат, им интересен сам процесс рисования.

Задачи, которые стоят перед педагогом, при обучении рисованию детей раннего дошкольного возраста

  • знакомство детей с изобразительными предметами, материалами и техниками; 
  • обучение детей соотношению движений руки со словесными указаниями педагога;
  • показать, насколько может быть выразительная та или иная цветовая гамма;
  • обучение детей передавать свои ощущения и настроение через цвет;
  • обучение детей работать от пятна до целого образа;
  • обучение детей простейшим приемам рисования;
  • обучение детей нанесению точек (различных по размеру, группировке, форме и т. д.), рисованию линий;
  • обучение детей восприятию и рисованию простых геометрических форм;
  • сформировать умение использовать изобразительный материал;
  • сформировать умение смешивать цвета;
  • развивать у детей наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, память и воображение;
  • способствовать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности, умения слушать и выполнять действия по инструкции.

Особенности обучения изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Педагог, обучая рисованию детей младшего дошкольного возраста, способствует не только расширению их познавательной сферы и изобразительного опыта, но и помогает закрепить имеющиеся умения. Все достижения, которые получил ребенок в раннем возрасте, становятся основой его дальнейшего обучения. Занятия с этой возрастной группой строятся так, чтобы раскрывался имеющийся опыт, осваивались новые умения. 

В процессе работы детям предоставляются педагогические эскизы, репродукции, фотографии и т. д. Такое многообразие должно стимулировать детей на собственное творчество. Главное здесь – обучение детей изобразительным приемам, которые они смогут использовать самостоятельно. Педагог направляет процесс рисования, корректирует движения ребенка, но при этом не мешает творческой инициативе, не рисует за ребенка. 

Важно в этом возрасте научить ребенка правильно держать инструменты. Изменить неправильные навыки в дальнейшем будет значительно сложнее. В качестве методов и приемов используются образцы, эскизы, словесные указания (в художественной форме). Именно в младшей возрастной группе педагог может проводить анализ детских работ. Педагог отмечает положительные моменты, старается подчеркнуть даже малые достижения.

Задачи, которые стоят перед педагогом, при обучении рисованию детей младшего дошкольного возраст

  • продолжать знакомить детей с материалами, техниками и инструментами; 
  • обучать детей соотношению движения руки со словесными указаниями;
  • обучать детей смешивать цвета;
  • продолжать обучать детей выражать свои эмоции и настроение через цвет;
  • продолжать обучать детей приемам рисования;
  • обучить детей использовать в работе выразительные средства – точка, линия, штрих, пятно;
  • познакомить детей с композицией рисунка;
  • обучить детей созданию различных образов – реалистичных, абстрактных, стилизованных;
  • обучить детей составлению простого орнамента, выполнению элементарных узоров;
  • обучить детей процессу составления из простых форм более сложных;
  • способствовать формированию умения смешивать цвета;
  • способствовать развитию формообразующих движений;
  • способствовать формированию чувства цвета, формы, композиции;
  • развивать у детей наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память и воображение;
  • способствовать закреплению понятий, полученных в раннем дошкольном возрасте;
  • стимулировать интерес ребенка к творчеству;
  • воспитывать эстетический вкус, аккуратность, умение выполнять определенные действия по инструкции.

Особенности обучения изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В этом возрасте педагог обучает детей изображать предметы, объекты и явления, передавать их признаки и структуру. Требования к качеству рисунка увеличиваются по сравнению с предыдущими возрастными группами. У детей формируются следующие умения: внимательность, усидчивость, способность длительно работать над одним образом, умение оценивать свою работу, умение детально обследовать предметы и сравнивать их между собой. 

В качестве основного метода обучения выступает рисование с натуры. При этом используются знакомые ребенку предметы. В процессе работы педагог вместе с детьми анализирует композицию, разбирает ее структуру и компоненты. В обучении рисованию большое место занимает показ эскизов и определенных приемов изображения, использование художественного слова. Основное внимание дети в процессе рисования уделяют главным для себя деталям, изучают элементы и мотивы росписей, продолжают осваивать орнамент и его отдельные элементы. 

Анализ работ проводится так же, как и в группе младшего дошкольного возраста, лишь характеристика работ становится более детальной, педагог тактично указывает детям на их ошибки и недочеты.

Задачи, которые стоят перед педагогом, при обучении рисованию детей среднего дошкольного возраста

  • закрепить умение работать инструментами, материалами, техниками;
  • обучение детей получению нужных оттенков в результате смешивания цветов;
  • обучение детей использованию различных выразительных средств;
  • обучение детей приемам рисования;
  • обучение детей элементарному натурному рисованию;
  • обучение детей составлению композиции и сюжета;
  • способствовать формированию умения пользоваться палитрой;
  • развивать у ребенка наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память и воображение;
  • закрепить понятия, полученные ранее. 

Особенности обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В этой возрастной группе на первый план выходит творческая деятельность самого ребенка, его самостоятельное творчество. Дети, используя накопленный опыт, уже сознательно экспериментируют над созданием различных образов. Приемы и методы обучения претерпевают качественные изменения. 

Так, например, рисование с натуры усложняется, становится более разнообразным. Все больше обращается внимание на правдоподобность изображения, образцы картин воспринимаются детьми, как целая композиция, сочетание выразительных средств, используются природные материалы (плоды, ветки, цветы и др.). В старшей дошкольной группе дети уже точнее используют цвет, форму и композицию, стараются создавать динамичные образы. 

Педагогом для обучения детей в этой возрастной группе активно используются упражнения (для отработки некоторых приемов рисования), педагогические эскизы, вводятся новые техники рисования, более сложные приемы, литературные произведения. Дети знакомятся с таким понятием, как типизация, когда герои сказок или другие литературные образы обладают характерными чертами. Например, у Бабы-Яги есть горб, метла и ступа.

Задачи, которые стоят перед педагогом, при обучении рисованию детей старшего дошкольного возраста

Некоторые задачи переходят из одного этапа в другой. В старшем дошкольном возрасте к ним прибавляются следующие задачи: 

  • совершенствовать умение детей пользоваться материалами, инструментами, техниками, получать различные оттенки;
  • обучение детей составлению декоративных росписей, орнамента;
  • обучение детей сюжетному рисованию;
  • воспитывать эстетический вкус, чувство цвета, формы, композиции;
  • развивать у детей формообразующие движения;
  • развивать у детей память и воображение;
  • закрепить у детей навыки, полученные на предыдущих возрастных этапах. 

Конечно, не все дети любят или умеют рисовать, но, главное, не результат, а сам процесс творчества. Тут очень многое зависит от педагога! Как не отбить у ребенка интерес к творчеству, не превратить его рисунки в обычное схематическое изображение, сформировать правильные движения рук или привить эстетический вкус? 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №9 «Черепашка»

Мастер класс для воспитателей

«Подарки из ничего»

с использованием бросового материала 

Воспитатель Ковальчук Е.В.

Радужный, 2024

Тема: «Подарки из ничего» (с использованием бросового материала) 

Цель:

выявление и распространение педагогического опыта работы по    изготовлению игрушек и поделок из бросового материала

Задачи:

  • Расширить знания и умения педагогов в изготовлении изделий из бросового материала путем освоения несложных техник;
  • Активизировать творческую фантазию педагогов в процессе работы с бросовым материалом;
  • Познакомить с идеями по насыщению предметно-развивающей среды новыми пособиями;

- Добрый день, уважаемые педагоги!

Я очень рада, видеть вас на мастер-классе. Но для начала давайте возьмемся за руки, пожмём их, посмотрим, друг другу в глаза и улыбнёмся. Мне хочется, чтобы мы стали настоящими друзьями, а ведь дружба начинается с улыбки!

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Заниматься начинаем

Много нового узнаем.

Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.

Я хочу вам причитать стихотворение. Вы послушайте и подумайте, а было ли с вами такое?

Мама в полном изумленье

И не хочет ведь понять.

Покупает дорогие

Мне игрушки, чтоб играть.

Очень яркие, цветные

Словно радуга – дуга.

День я с ними поиграю,

Ну, от силы может два. А потом…

В дом тащу большие палки,

Кусочки красных кирпичей.

В карманах всякие железки

И камень тоже был ничей.

Мама каждый раз ругает,

Что всякий мусор в дом несу.

Меня всё это – обижает,

Она меня - не понимает!

Было такое?

Мамы этот «мусор» выбрасывают. Дети очень обижаются, что их не понимают взрослые. Каждый раз, возвращаясь с прогулки, дети снова несут в карманах всякую всячину. Прячут их по дому в укромных уголках и тайком играют!

Чего же не хватает ребёнку?

А не хватает ему простора для фантазии. Фантазия нежная птица – в неволе не живёт! Для её развития нужны те самые предметы – «мусор»: камешки, палочки, фантики, крышечки, кусочки ткани, пластмассовые флаконы от шампуней и кремов, катушки, мыльницы, пробки, пластмассовые тарелки, пластмассовых трубок, трубочки для коктейлей, сломанные погремушки.

Все эти предметы могут месяцами лежать в ящике для игрушек или в укромном уголке, но вы можете быть уверенными, что малыш помнит о них, и очень расстроится, если не найдёт их. Разрешите ребёнку поставить специальную коробку в дальнем углу комнаты и хранить там всякую всячину. И фантазии вашего малыша не будет предела!

Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о бросовом материале.

Бросовый материал - это чудо, он начинает новую жизнь в умелых руках. Мы тоже собираем и храним, как сокровища, все ненужные вещи, которые друзья и знакомые выбрасывают в каждом доме, и используем их на занятиях с детьми.

Работа с таким материалом способствует развитию не только конструктивной деятельности детей, но и развивает воображение и творческую активность ребёнка.

Для начала работы с бросовым материалом надо, чтобы вес материал было в чистом виде.

Итак, для аппликации нам понадобится:

1)Пенопласт;

Клей;

Ножницы;

Цветные фломастеры;

Картон.

2)Берём ножницы и режем пенопласт на две равные части. Получается 2 квадрата.

3)Вырезаем по диагонали один квадрат (получаем 2 треугольника)

4)Приклеиваем квадрат на картон (получилась основа для дома). Далее приклеиваем один треугольник (получаем дом)Вырезаем из остатка пенопласта прямоугольник (труба от печи) и приклеиваем к крыше. Фломастером рисуем двери и окно.

Таким образом картину можно дополнить солнышком и др.

Бабочка своими руками

1)Нам понадобится:

Фантики от конфет;

Газета;

Любая ненужная бумага;

Ножницы,

Прищепки.

Ленточки (от букета цветов).

Вырезаем большой и маленький квадрат из ненужной бумаги.

Складываем бумагу и газету гармошкой по диагонали.

Фантики зажимаем по середине и фиксируем прищепкой.

Соединяем обе бумаги сложённые в гармошку и фиксируем середину прищепкой (тоже самое проделываем и с газетой)

Убираем прищепку и завязываем лентой так, чтобы края ленточки торчали с обеих сторон (должно быть похоже на усики бабочки)

Раскрываем крылья и получаем бабочку.

Весенний цветок -«Нарцисс»

. Для лепки нам понадобятся:

Опилки от карандашей,

Пластилин,

Гуашь, кисточки, баночка с водой, салфетки,

Картина для раскраски.

Берём пластилин и налепляем на картину, далее налепляет на пластилин крупные опилки. После чего, наносим подходящего цвета гуашь на опилки.

Картину можно поставить в рамку после высыхания.

Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Все в ваших руках, уважаемые педагоги и родители! Фантазируйте, творите, освобождайте планету от мусора! Поделки из бросового материала - вторая жизнь для вещей и праздник творчества в вашем доме.

Вначале проведенного мастер класса, я раздала эмблемы по экологии. А в конце объяснила суть эмблемы

Успехов вам и добра вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о наставничестве

Участие в обучение молодых педагогов...

Приказ о наставничестве молодых педагогов.

Долгое время являюсь наставником молодых педагогов в детском саду "Березка"....

Приказ о наставничестве педагога

Приказ о наставничестве педагога...

Приказ о наставничестве

Сканированные копии документов...

Приказ о наставничестве музыкального руководителя

Являюсь наставником в Игримском политехническом колледже....

Приказ о наставничестве педагогов

Приказ о наставничестве педагогов...