Картотека по духовно-нравстенному воспитанию дошкольников
картотека

Рыжкова Ирина Александровна

Цель:

Развитие нравственных качеств личности ребёнка через игру.

Задачи:

  • Воспитание культуры поведения, начала гуманизма, гумманых отношений между детьми и взрослыми;
  • Воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений между детьми, воспитание любви, уважения и симпатий к людям разных национальностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 «Лакшинский детский сад»

        

Картотека дидактических игр направленных на духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

        

        

        Подготовила:

воспитатель Рыжкова И.А.

2023 год

Пояснительная записка

Цель: развитие нравственных качеств личности ребенка через игру.

Задачи:

- Воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);

- Воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви, уважения и симпатии к людям разных национальностей;

Актуальность:

Дошкольный возраст - это благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни.

Сейчас материальные ценности выше духовных, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Необходимо формирование основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Очень важно сохранить человечность в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей. Поскольку ведущая деятельность дошкольников — это игра, я считаю, что ее можно использовать для обучения и воспитания детей. Играя ребенок сам не осознавая того учится быть добрым, справедливым, уважать людей, сочувствовать, быть трудолюбивым и приобретает другие умения и качества.

«Ласковое имя»

Цель: упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Ход игры:

Воспитатель дает инструкцию: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

«Снежный ком»

Цель: позволяет детям скорее запомнить имена, друг друга, установить контакт.

Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, и, называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу

«Круг честности»

Цель: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств — честности ребенка.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом, под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами

«Воздушный шар»

Цель: Формировать у детей осознание, понимание добрых поступков. Учить анализировать делать выводы. Отличать героев по поступкам. Формировать понятия положительного и отрицательного персонажа.

 Ход игры: 

Воспитатель читает сказку, рассказ. Затем происходит обсуждение прочитанного произведения. Дети отвечают на вопросы воспитателя. По желанию пересказывают понравившийся отрывок из текста. Далее происходит классификация по средством вопросов воспитателя, то есть деление героев на положительных и отрицательных. Положительных героев сажаем в воздушный шар при этом ребёнок объясняет почему он выбрал именно этого героя (приводит примеры добрых поступков данного персонажа).

«Добрая тучка»

Цель: Формировать понятие "Доброта," доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы. Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о своем  ближнем, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям. Воспитание доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки.

Ход игры: Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.

«Подарок»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям. 
           Ход игры:

 Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик), а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т.д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».

«Волшебные очки»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.


          Ход игры: 

Воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

«Щедрые подарки»

Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости.

Распределение ролей: Один ребенок  - Фея Щедрости.Остальные дети получают разные буквы и запоминают их.

Ход игры: 

Под музыку дети кружатся. Когда музыка обрывается, дети замирают.

«Фея Щедрости» дотрагивается до кого-нибудь своей волшебной палочкой. При этом ребенок называет свою букву. «Фея Щедрости» должна придумать, какой щедрый подарок на данную букву она приготовила.

Например, тому, у кого буква «З», она подарит зонтик, чтобы он не промок под дождем, или зайчика, чтоб он с ним играл. Если «Фея Щедрости» не может сама придумать какой-нибудь подарок, ей помогают те дети, которых она уже «оживила».

«Как надо заботиться»

Цель:  формирование представлений о добре, любви и заботе.

Ход игры:

Дети встают в круг. Педагог обходит круг и вкладывает в руки детей разных игрушечных зверей, а затем называет одного игрушечного зверя, например, кошку. Тот, у кого в руках оказывается кошка, выходит на середину круга и просит детей по очереди рассказать, как нужно заботиться о кошке. Ребенок в центре круга дарит свою игрушку тому, чей рассказ понравился ему больше.

«Любимое качество»

Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиций нравственно-этических норм.

Ход игры:

Попросить детей сесть в круг и предложить им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество. Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в группе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости. В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества. Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своей группе.

«Палочка-выручалочка»

Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи.

Ход игры: 

Дети встают в круг и по очереди вспоминают какую-либо ситуацию, когда им нужна была помощь.

Например: плохое настроение, болел зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку. У педагога в руках красивая палочка-выручалочка.

Когда первый ребенок расскажет о своей проблеме, педагог говорит: «Палочка-выручалочка, помогай! Друга из беды выручай!». Тот из детей, кто знает, как помочь другу в беде, поднимает руку, и педагог передаёт ему палочку-выручалочку. Этот ребенок прикасается палочкой к своему другу и рассказывает, как можно помочь ему.  

Если никто из детей не знает, как помочь своим друзьям, педагог сам прикасается палочкой-выручалочкой к тому или иному человеку и рассказывает детям, как можно выручить друга из беды.

«Добрые эльфы»

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: 

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя): - Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы.

С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их...Разыгрывается бессловесное действо.

«Муравьи».

Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: 

Воспитатель: «Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну, и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике.Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают прогревать землю. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатываю знатный пир. У меня такое предложение: покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами».

  Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.

«Не выпустим шарик из круга»

Цель: Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального напряжения.

Ход игры:

Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается воздушный шарик. Задача — любыми способами, но, не разъединяя рук, удержать шарик в воздухе как можно дольше.

«Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Ход игры:

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

«Подбери цвет»

Цель: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов — антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Ход игры:

 Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет). Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов. Добро — зло, горе — радость, хорошо — плохо, трудолюбие – лень, жадность – щедрость, трусость – храбрость, любовь – ненависть, грубость – вежливость, мир – война, темнота – свет, дружба – вражда, грязь — чистота и т. д.

«Пять орешков»

Цель: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

 Ход игры:

 Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества. Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

«Пасхальный кулич»

Цель: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

 Ход игры:

 На столе в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

«Розовые очки»

 Цель: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

Предварительная работа: Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

Ход игры:

 Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение:

Вы вздыхаете уныло,

Видя в таксе — крокодила,

В апельсине — кожуру,

В лете — страшную жару,

Пыль в шкафу, на солнце пятна…

Дело в зренье, вероятно.

Так воспользуйтесь советом,

Маленькие старички, —

НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.

Те очки вам будут впору…

Вы увидите — и скоро

В таксе — лучшую подружку,

В апельсине — сока кружку,

В лете — речку и песок,

А в шкафу — одни наряды…

Знаю, будете вы рады!

А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

«Ангел-хранитель»

Цель: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

Ход игры:

 Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому — предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

"Птица счастья "

Цель: Стимулировать детей на добрые дела, заботиться, оказывать помощь окружающим.

 Ход игры:

 Стенд в виде птицы (Павлин), расположен на уровне глаз детей в доступном месте. Рядом с птицей в коробочке лежат кружочки. В этой же коробочке лежат вырезанные лица детей или их метки на обороте каждой метки липучка для крепления. Ребёнок прикрепляет свою метку и от неё лучиком выкладывает кружочки. Они обозначают дела. Красный кружок - помочь на занятии, голубой кружок - помочь одеться товарищу, оранжевый кружок - помочь дежурным, зелёный кружок - помочь воспитателю полить цветы, синий кружок - принести и насыпать корм в кормушку и т. д. Кружочки прикрепляются в течении дня в конце дня подводятся итоги.

«Колечко красоты»

Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

Ход игры:

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Помоги слепому дедушке»

Цель: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Ход игры:

Количество игроков — не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры — до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры:

Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2–3 минуты):

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

 Игровое упражнение «Связующая нить»

Дети встают в круг и передают друг другу клубок ниток так, чтобы тот, кто уже держал клубок, не выпускал нить из рук. При передаче клубка мы говорим друг другу добрые пожелания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 «Лакшинский детский сад»

        

Картотека игр

«Духовно-нравственное воспитание                              детей старшего дошкольного возраста».

Подготовила:

воспитатель Рыжкова И.А.

2023 год

Пояснительная записка

Цель: развитие нравственных качеств личности ребенка через игру.

Задачи:

- Воспитание культуры поведения, начал гуманизма, гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.);

- Воспитание коллективизма, формирование коллективистических взаимоотношений детей, воспитание любви, уважения и симпатии к людям разных национальностей;

Актуальность:

Дошкольный возраст - это благодатная пора, когда под влиянием окружающего общества ребенок активно формируется как личность с проявлением собственной воли, мировоззрения, способностью понимать и принимать нравственные основы жизни.

Сейчас материальные ценности выше духовных, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Необходимо формирование основ моральных качеств уже в дошкольном детстве. Очень важно сохранить человечность в детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения, умению жить среди людей. Поскольку ведущая деятельность дошкольников — это игра, я считаю, что ее можно использовать для обучения и воспитания детей. Играя ребенок сам не осознавая того учится быть добрым, справедливым, уважать людей, сочувствовать, быть трудолюбивым и приобретает другие умения и качества.

Картотека игр «Духовно-нравственное воспитание детей

старшего дошкольного возраста».

Карточка № 1

«Любимое животное»

Цель: формирование представлений о любви, заботе и добре.

дети садятся в круг. Выбирается ведущий, он изображает свое любимое животное (можно описать словами внешние признаки), а остальные должны отгадать. После этого все дети по очереди рассказывают дополняя друг друга, как можно заботиться о животном.

Карточка № 2

«Волшебный камень»

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуют круг. Один ребенок берет в руки камень и передавая своему соседу говорит хорошее качество (ты добрый, ты заботливый, ты отзывчивый). Дети, передав камешек с хорошими качествами по кругу, благодарят друг друга жестами и мимикой.

Можно передавать настроение (один загадывает и с помощью мимики передает соседу). После кого как настроение прошло по кругу дети его обсуждают. Потом загадывать настроение может любой желающий.

Карточка № 3

«Колечко Колечко, выйди на крылечко»

Цель: формирование личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром.

Ход игры: Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к кому-то колечком и сказать: «хорошо или плохо». А тот, к кому прикоснулись называет плохой, или хороший поступок. Например: «Помочь бабушке донести сумку», «Стукнуть малыша». Колечко таким же образом передается дальше.

Карточка № 4

«Добрые художники»

Цель: формировать доброжелательное отношение к окружающим, прививать сочувствие, желание прийти на помощь, учить договариваться друг с другом.

Ход игры: Играющие, объединяются парами. У каждой пары карандаши, листок бумаги. Детям предлагаются разные ситуации. Например: «Кукла Катя плачет потому что потеряла варежку. Давайте поможем ей и нарисуем новые варежки». Дети в парах договариваются о том, кто что будет рисовать. Кукла благодарит ребят и отмечает их личные качества (добрые, отзывчивые т.д.). Может прийти Карлесон и попросить нарисовать подарки Малышу на день рождения. Может использоваться любая ситуация по желанию воспитателя. Но работа проводиться в парах.

Карточка № 5

«Проведи слепого»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение.

Ход игры: По группе расставлены предметы – «препятствия» (кегли, кубики и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий и ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Здесь лежит кубик. Идем влево. Сейчас обходим стул. Не бойся, доверяй мне». Затем дети меняются ролями.

Карточка № 6

«Только хорошее»

Цель: помочь детям формировать представление о хороших и плохих качествах.

Ход игры: Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (справедливость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

Карточка № 7

«Хорошо и плохо»

Цель: помочь детям формировать представление о добре, хороших и плохих поступках, развитие устной речи, мышления, воображения.

Ход игры: Детям раздаются картинки, на которых изображены разные ситуации. Каждый ребенок должен подумать и объяснить: хороший или плохой поступок изображен на его картинки. Почему он так считает. И как нужно поступить в данной ситуации. Например: дети идут из леса, а весь мусор разбросали по полянке. Это плохой поступок. Потому что они загрязняют окружающую природу. Дикие животные могут порезаться об стекло, съесть пакет и умереть. Нужно было собрать мусор, унести с собой и выкинуть в мусорный бак. И так разбираются все ситуации.

Карточка № 8

«Честные вышибалы»

Цель: формирование нравственных отношений с окружающими через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры: дети встают в ряд, или бегают от одной стены к другой. Воспитатель кидает в них мячом, те в кого летит мяч должны увернуться. Тот, в кого попадут должен рассказать о каком-либо своем поступке, но честно и оценить хорошо или плохо он поступил. Затем он становится ведущим. И действия повторяются, после попадания ведущий передает мяч рассказчику, а сам садиться на скамейку. И так до последнего игрока. Мячом можно кидать только по ногам.

Карточка № 9

«Подарим хорошее настроение» или «Мешочек улыбок»

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям, сочувствие, желание прийти на помощь.

Ход игры: Если утром приходит ребенок с плохим настроением, воспитатель предлагает детям поделиться своим хорошим настроением. Воспитатель говорит: «Ребята у Миши плохое настроение, давайте мы все поделимся с ним хорошим настроением». Дети по очереди «складывают улыбки» (подносят мешочек к губам, растянутым в улыбке) в мешочек и говорят что-то приятное (ты самый красивый, ты мой лучший друг, самый добрый). Мешочек закрывают и дают грустному ребенку, он вдыхает в себя улыбки с приятными словами и настроение поднимается. Можно использовать мешочек, заряженный хорошим настроением в течении всего дня. Если у всех хорошее настроение, мешочек можно просто зарядить на день. И при необходимости давать детям.

Можно сделать второй мешочек, в него будут складываться плохое настроение, обиды, злоба. На прогулку берем его с собой и выпускаем все плохое на улицу.

Карточка № 10

«Собери картинку»

Цель: Приобщение детей к традициям, праздником, воспитание уважительного отношения к культурным ценностям русского народа, элементам русской народной культуры, развитие связной речи. 

Ход игры: Детям раздаются картинки разрезанные на 8-10 частей. Играть можно в парах, группами по 3-5 человек и индивидуально. Воспитатель говорит: «Ребята я несла вам красивые картинки, но кто-то их разрезал. Помогите мне пожалуйста, соберите картинки и расскажите, что вы знаете о том, что изображено на них». Дети собирают и кратко рассказывают о своем изображении. Можно использовать изображения храмов, символов праздников (яйцо, блины, цветок папоротника и т. д.). Также народные инструменты (трещотка, ложки, балалайка, гусли), виды росписи (Мезенская роспись, Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Жостовская роспись, Дымковская игрушка). Можно использовать любые изображения по усмотрению воспитателя.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 «Лакшинский детский сад»

Картотека

русских народных

пословиц и поговорок

Подготовила:

воспитатель Рыжкова И.А.

2023 год

Пословицы - опыт народа в кратких изречениях. Русские народные пословицы несут в себе невероятную силу и вековую мудрость нашего народа, поэтому очень желательно начинать знакомить детей с этим фольклорным жанром уже с самого раннего возраста.

Нет похожих жанров фольклора, которые могли бы затронуть столько жизненных ситуаций. При этом в пословицах русского народа четко показывается, как нужно вести себя в этих ситуациях. Это не просто констатация каких-либо фактов. Пословицы и поговорки- это вид народного творчества. Они несут в себе великое информативное значение. Опыт поколений собран в этих стихотворных фразах. Знания из абсолютно разных сфер деятельности, тонкие моменты в отношениях людей с разными характерами подмечены в пословицах. Сложные мысли под вуалью метафоры звучат в них просто и понятно. Поговорки и пословицы русского народа очень ёмкие и поучительные. Русские народные пословицы и поговорки не только воспитывают в ребенке личность. Они увеличивают словарный запас маленького человека, помогают формулировать мысли вслух красиво и вместе с тем лаконично. С ними дети учатся мыслить образно, вникать в сущность. На формирование поведения ребенка пословицы также сильно влияют.

О родине

1. На чужой сторонушке рад любой воронушке.

2. Кто за Родину горой – тот истинный герой.

3. Кто родине изменяет, того народ призирает.

4. Своя земля и в горсти мила.

5. Чужбина – калина, родина – малина.

6. Матушка-Волга и широка, и долга.

7. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

8. Нет земли краше, чем Родина наша.

9. Народы нашей страны дружбой сильны.

10. Москва от глаз далека, да сердцу близка.

11. Родина поучает, Родина и выручает.

12. За край родной иди бесстрашно в бой.

13. Жить – Родине служить.

14. На чужой стороне и летом холодно.

15. Одна у человека мать, одна и Родина.

16. Береги землю любимую, как мать родимую.

17. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

18. Родина – мать, умей за нее постоять.

19. За край родной иди бесстрашно в бой.

 

О труде

1. За один раз дерева не срубить.

2. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

3.Маленькое дело лучше большого безделья.

4. Не учи безделью, учи рукоделью.

5. Без труда нет и плодов.

6. Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.

7. Без дела   жить, только небо коптить.

8. Не потрудишься – меду не поешь.

9. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

10. Каков мастер, такова и работа.

11. Откладывай безделье, да не откладывай дело.

12. Работай до поту, так и поешь в охоту.

13.В труде рождаются герои.

14. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

15. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – три дня.

16. Умелые руки не знают скуки.

17. Делано наспех, сделано на смех.

18. Красна птица опереньем, а человек рукодельем.

19. Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

20. Труд – дело чести, будь в труде на первом месте.

21. Рукам работа – душе праздник.

22. Мала пчела, да и та работает.

23. Уменье работать дороже золота.

24. Муравей невелик, а горы копает.

25. Глаза страшатся, а руки делают.

26. Делу время – потехе час.

27. Нечем хвалиться, коли, все из рук валится.

28. За все берешься, да не все удается.

29. И кует, и дует, а сам не знает, что будет.

30. Наскоро делать – переделывать.

31. Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

32. Кто делает на авось, у того все, хоть брось.

33. У лодыря Егорки всегда отговорки.

34. И поедим, и спляшем, только пашни не напашем.

35. Не печь кормит, а руки.

36. На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.

37. В полплеча работа тяжела, оба подставишь – легче справишь.

38. У ленивой пряхи нет про себя рубахи.

39. Раньше начнешь, раньше и поспеешь.

40. Народ говорит, что дело мастера боится.

41. Большая работа лучше большого безделья.

О языке

1.Слово – не стрела, а сердце сквозит.

2. Слово -  не обух, а от него люди гибнут.

3. Без языка и колокол нем.

4. Не пройми копьем, а пройми языком.

5. Живое слово дороже мертвой буквы.

6. Красно поле пшеном, а беседа умом.

7. С тобой разговориться, что меду напиться.

8. Сидит, как свеча горит, говорит, что рублем дарит.

9. Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово, сказав, не схватишь.

10. Мал язык, да всем телом владеет.

11. Язык до Киева доведет.

12. Кто говорит, тот сеет.

13. Кто слушает, тот пожинает.

14. Блюди хлеб на обед, а слово на обет.

15. В добрый час молвить, а худой промолчать.

16. От одного слова, да на век ссора.

17. Умей сказать, умей  и смолчать.

18. Доброе молчанье лучше любого ворчанья.

19. На чужой роток не накинешь платок.

20. Ласковое слово и кость ломит.

21. Лишнее говорить -  себе вредить.

О природе

1. В осеннее ненастье семь погод на дворе.

2. В ноябре зима с осенью борется.

3. Первый снежок -  не лежок.

4. В зимний холод всякий молод.

5. Мороз не велик, а стоять не велит.

6. Зимой шубка не шутка.

7. Снег на полях – хлеб в закромах.

8. Спасибо, мороз, что снега принес.

9. Лето собирает, а зама подъедает.

10.Зимнее солнце плохо греет.

11. На хороший цветок и пчела летит.

12. Май леса наряжает, лето в гости поджидает.

13.Жаворонки, прилетите, красно лето принесите

14. Красна весна цветами, а осень плодами.

15. Вода с гор потекла – весну принесла.

16. Апрель с водой, а май с травой.

17. Май холодный – год хлебородный.

18. Май холодный – не будешь голодный.

19. Вода на лугу, сено в стогу.

20. По лесу ходи, под ноги гляди.

21. Дождливое лето хуже осени.

22. Солнце пригревает и все поспевает.

23. Идет дождь, даст нам рожь.

24. Ласточка день начинает, а соловей кончает.

25. Летний день за зимнюю неделю.

26. Много воды – много травы.

27. В июле на дворе пусто, а в поле густо.

 

О книгах и чтении

  1. Книга - друг человека.
  2. Кто много читает, тот много знает.
  3. Книга мала, а ума придала.
  4. Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
  5. Книги не говорят, а правду сказывают.
  6. Книги читать - скуки не знать.
  7. Не красна книга письмом, а красна умом.
  8. Книги читать - не в ладушки играть.
  9. Одна книга тысячу людей учит.
  10. Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
  11. Испокон века книга растит человека.
  12. Книга - лучший подарок.
  13. С книгою жить – век не тужить.
  14. Дом без книги – день без солнца.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по гендерному воспитанию дошкольников

Игры по гендерному воспитанию дошкольников можно использовать со второй младшей группы. Данные игры помогают формировать у детей дошкольного возраста умение выделять существенные сходства и разли...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников...

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников

Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место; расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разн...

Картотека бесед по нравственному воспитанию дошкольников (ранний возраст)

Картотека бесед по нравственному воспитанию дошкольников (ранний возраст)...

Картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников

Картотека содержит настольно-печатные, словесные и подвижные игры экологического содержания для детей разных возрастных групп....

Картотека игр по трудовому воспитанию дошкольников "Трудовое воспитание в детском саду"

laquo;Кто где работает?»Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.Воспитатель - в детском саду; учитель - в школе...

Картотека "Картотека бесед по нравственному воспитанию дошкольников"

Картотека бесед по нравственному воспитанию детей 5-7 лет....