"Музыкальная лаборатория" (экология и музыка)
методическая разработка

Конспект открытого мероприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.docx21.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мы любим лес в любое время года

Мы слышим речек медленную речь

Все это называется природа

Давайте же всегда ее беречь.

Экология и музыка… Как связаны эти два широких понятия, ведь экология - это наука, а музыка - это один из видов искусств?

Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком понятий, искусство - языком образов. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Таким образом, музыка воссоздает чувственную модель мира, а экология изучает взаимоотношение человека с этим миром, с окружающей его природной средой.

В связи с этим в ДОУ педагоги широко используют различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.

Значение экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников не только к окружающему их миру, если мы говорим о музыке, то и к музыкальной деятельности.

Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, журчит ручей, завывает вьюга, стучат капли дождя.

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в необычное путешествие в страну звуков. Вы готовы? Прошу по 8 человек занять места за столами.

Итак, давайте знакомиться: я профессор музыкальных наук, вы мои юные помощники, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию!

А что мы будем изучать вы узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть не возьмешь их в руки,

Можно только слышать, что же это? (Звуки)

Звук живет в любом предмете, Сколько их – посмотри!

Звук-шутник, играя с нами, Любит прятаться внутри.

Добро пожаловать на первый эксперимент.

Эксперимент 1. «Откуда рождается звук?»

Скажите, пожалуйста, вы знаете, как возникает звук? Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него 1 раз. Что вы чувствуйте? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали? Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесём своё имя. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки, которые похожи на натянутые струны, ниточки. Какой же, вывод, мы можем сделать? Звук можно почувствовать.

Посмотрите, в моих руках музыкальный инструмент гитара представим, что это наше горлышко. А струны, это наши голосовые связки. Для того, чтобы спеть или сказать слово, надо чтобы «струны», т. е. голосовые связки задрожали. Я аккуратно потрогаю струны, начинается вибрация и появляется звук. Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает).

Когда же возникает звук? (что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

Сейчас возьмите каждый по два клавесса, которые лежат в корзинках.

Когда звук звучал громче? А когда тише? Значит, чем сильнее движение и вибрация воздуха, тем сильнее и громче звук.

Чтобы закрепить наши знания о звуках, я предлагаю вам поиграть в музыкально-ритмическую игру «Эхо», в которой начало музыкальной фразы мы будем прослушивать, а повтор мы с вами будем проигрывать на клавессах. Попрошу всех выйти в активную зону зала. Образуем круг. С началом музыки мы, пританцовывая, начинаем движения, в определенный момент мы останавливаемся, внимательно слушаем и запоминаем ритмический рисунок.

Музыкальная игра «ЭХО»

Вот мы и провели первый эксперимент!

Эксперимент 2. «Звуки разные нужны, звуки разные важны»

До того, как мы начнём второй эксперимент, который называется «Звуки разные нужны, звуки разные важны», я расскажу вам сказку. Жили-были 3 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети? (пластмассовый).

Затем подошел к другому, постучал (деревянный), к третьему (стеклянный), к четвертому (металлический).

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками.

А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.

Предлагаю вам взять в руки по карандашу. И попробовать извлечь звук.

Полученные знания предлагаю закрепить в необычном оркестре, где мы сыграем на пластмассовых стаканчиках. Возьмите в руки по два стаканчика, а на помощь к нам придет музыка.

Музыкальный оркестр на стаканчиках «Полька»

У нас с вами отличный оркестр получился! Какой можно сделать вывод? (Различные предметы издают различные звуки).

Эксперимент 3. «Поющая вода»

Настало время 3 эксперимента. Что вы можете сказать о них? (Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные). Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Возьмите палочки и по очереди постучите по сосудам. Какие звуки вы слышите?

А как сделать, чтобы звук изменился? (добавить воды). Возьмите кувшины с водой и вылейте немного воды в сосуд. Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у  сосудов с разным количеством воды.

Что вы сейчас можете сказать о звуках. (Звучание разное). Какой вывод можно сделать? (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) 

Посмотрите, на столе лежат какие-то музыкальные нотки. Но они белые и совсем не музыкальные. Что же нам делать? (Можно взять фломастеры и раскрасить наши нотки, в соответствии с вашим настроением. Дети за столами и раскрашивают нотки под музыку П. И. Чайковский «Вальс цветов». После этого все нотки размещаются на магнитной доске).

Посмотрите, все ваши нотки заняли свои места на нотном стане! Какие они яркие, добрые и музыкальные. Не сомневаюсь, что и наша музыка будет такой же.

ГИМН ПРИРОДЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта "Музыкальное путешествие" образовательная область музыка в соответствии с ФГОС ( для воспитателей и музыкальных руководителей)

Введение ребенка в мир искусства через творчество, фантазийно-игровые впечатления, синтез искусств – музыку и графику; развитие в ребенке личностного высказывания, индивидуальности....

Музыкальная гостиная "Природа и музыка". Связь традиций древней Руси и современности. (музыкально-литературная композиция (стихи автора)

Формирование  навыков коллективной творческой деятельности педагогов, развитие интереса к  классической музыке, создание условий для творческого общения....

Опыт работы музыкального руководителя Бухаловой Э.А. по теме «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»

Опыт работы «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»...

Музыкальное занятие по слушанию музыки с использованием ИКТ "Музыка вокруг нас"

Цель:Формирование  эмоционально-чувственного восприятия музыки средствами ИКТ.Задачи:Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу;Развивать зрительное и слуховое внимание;Развивать ...

Полезные ссылки для занятий музыкой дома (видео и аудио сказки, музыкальные сказки, спектакли, классическая музыка и другое)

Полезные ссылки для занятий музыкой дома (видео и аудио сказки, музыкальные сказки, спектакли, классическая музыка и другое)...

Доминантное музыкальное занятия по слушанию музыки в старшей группе дошкольного учреждения «Мир ребенка в музыке «Детского альбома»

В  музыкальных пьесах «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского (1840-1893) описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам композ...