Формирование речи, музыкальной памяти, творческих способностей средствами музыки и ритмических движений у дошкольников
учебно-методический материал
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Дело в том, что когда мы танцуем – мы двигаемся. Но двигаемся мы не просто так, а под музыку, а значит координируем свои движения с ритмом музыки, тем самым развивая крупную моторику, координацию, мышечную память, чувство ритма, ориентацию в пространстве.
Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений активной речи дошкольника.
Задачи:
- расширять и активизировать словарь дошкольников;
- развивать психические процессы;
- формировать представления о связи музыки, движений и речи;
- способствовать развитию чувства ритма, музыкальной памяти;
- воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechi_muzykalnoy_pamyati_.docx | 41.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Формирование речи, музыкальной памяти,
творческих способностей средствами музыки и ритмических
движений у дошкольников»
Актуальность
Еще десятилетие назад вопрос о развитии речи у детей не стоял так остро, как сейчас. У детей бедный словарный запас, слабо сформирован грамматический строй речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ, и, конечно же, музыкального руководителя. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. И эти занятия имеют неоценимое значение, ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов.
Многими учеными отмечено, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Дело в том, что когда мы танцуем – мы двигаемся. Но двигаемся мы не просто так, а под музыку, а значит координируем свои движения с ритмом музыки, тем самым развивая крупную моторику, координацию, мышечную память, чувство ритма, ориентацию в пространстве.
Физиологи уже давно доказали, что движение тесно взаимодействует с памятью, речью, обучением, эмоциями и стимулирует мозг. В работах Г.А. Волковой, И.С. Лопухиной, Н.В. Микляевой, Е.А. Медведевой, Г.Р. Шашкиной и другими доказана значимость музыкальных и логоритмических занятий в работе с детьми по формированию активной речи.
Не сформированность речи к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений активной речи дошкольника.
Задачи:
- расширять и активизировать словарь дошкольников;
- развивать психические процессы;
- формировать представления о связи музыки, движений и речи;
- способствовать развитию чувства ритма, музыкальной памяти;
- воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
Система работы
Систему своей работы по теме я выстроила во взаимосвязи речи с различными видами музыкальной деятельности, которые, по моему мнению, имеют тесную связь с формированием речи дошкольников, а в параллели с этим развивают музыкальную память и творческие способности.
1. Речь и слушание музыки
Слушание формирует слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Активное восприятие музыки воздействует на речевую сферу и выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. В своей работе по слушанию я сталкиваюсь со скудностью лексикона детей при определении характера музыки, поэтому, используя словарь «эстетических эмоций» обогащаю речь детей эпитетами. Сравнивая произведения, контрастные по звучанию или близкие по настроению, развиваю у детей компоненты устной речи. В процессе беседы о прослушанной музыке формирую навыки монологической и диалогической речи. С помощью поэтического слова помогаю детям раскрыть образ музыкальной пьесы и развиваю интонационную выразительность речи. Обогащаю словарь воспитанников специальными терминами, знаниями о композиторах.
Часто после прослушивания музыкального произведения и беседы о нем, предлагаю детям подвигаться под эту музыку и передать в музыкально-ритмических движениях ее характер, свои чувства, свое отношение к музыке, развивая тем самым творческие способности дошкольников.
В своей работе я стараюсь максимально заинтересовать детей, в том числе тщательно подбирая музыкальный материал для слушания. Интерес детей повышается, если музыкальные произведения:
- объединены общим рассказом;
- принадлежат творчеству одного композитора (несколько занятий) и в заключении детям предложена музыкально-дидактическая игра «Узнай и назови произведение»;
- сравниваются по содержанию и характеру, имея близкие или контрастные названия.
Тем самым активизируется эмоционально-образное восприятие, развивается музыкальная память, расширяются речевые возможности ребёнка.
Работая над предметно-развивающей средой, создала:
- картотеку иллюстративного материала по темам: «Слушание музыки в детском саду», «Музыкальные инструменты», «Симфонический оркестр», «Деревенский дворик», «Русские композиторы», «Зарубежные композиторы», альбом «Мир музыкальных образов».
- картотеку видео презентаций по слушанию. (Показ видео). Видео ряд привлекает внимание детей, повышает заинтересованность в происходящем, развивает зрительную память, формирует речь, т.к. облегчает запоминание слов в песне. (Пример м/м презентация песни с движениями «У дождинок мама есть»)
- музыкально-дидактическое пособие «Карточки настроения». Это карточки трёх цветов (красный, синий, зелёный), количество - 30 шт. Цель: с помощью игры закреплять полученные знания. Задачи: 1) Закреплять умение различать на слух трехчастную форму. (Дети показывают, например, красный-синий-красный) 2) Закреплять знания детей о разных характерах в музыке. Развивать умение соотносить музыку с соответствующей карточкой. (Пример: «Три подружки» Д. Кабалевского. Если играет музыка Плаксы - дети поднимают синюю карточку, музыка Злюки – зелёную, Резвушки – красную.)
2. Речь и логоритмика
На музыкальных занятиях в нашем детском саду дети активно занимаются логоритмикой, которая основана на использовании связи слова, музыки и движения. Другими словами, дети под музыку произносят ритмизованный текст. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова; музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая общую моторику, речь детей.
Наиболее оптимальным вариантом для реализации коррекционных задач являются методические пособия М.Ю. Картушиной «Логоритмические занятия в детском саду» (для всех возрастных групп), где решаются следующие коррекционные задачи:
- развитие слухового и зрительного восприятия
- совершенствование общей и мелкой моторики
- развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата
- нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения
- укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Занятие по логоритмике включают в себя все виды деятельности. Я, исходя из темы своей работы, применяю лишь те упражнения, которые находятся во взаимосвязи «речь-движение-музыка».
- Пальчиковые игры.
Цель – способствовать скорейшему речевому развитию.
В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука — это вышедший наружу мозг человека». Очень важное значение в процессе развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).
Для совершенствования тонких движений пальцев рук провожу с детьми различные пальчиковые игры с пением.
«Дружная семья»
Этот пальчик — дедушка, дедушка, дедушка.
Этот пальчик — бабушка, бабушка.
Этот пальчик — мамочка, мамочка, мамочка.
Этот пальчик — папочка, папочка.
А этот пальчик… а этот пальчик… а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Деда, баба, папа, мама и я!
Вот какая дружная, дружная семья!
- Речевые упражнения.
В таких упражнениях дети ритмично проговаривают, пропевают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку развивает музыкальный слух, воображение, чувство слова.
“Мы капусту рубим”
Мы капусту рубим, мы капусту рубим,
(движения прямыми ладошками вверх-вниз).
Мы морковку трем, мы морковку трем.
(потереть кулачок о кулачок).
Мы капусту солим, мы капусту солим,
(поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).
Мы капусту жмем, мы капусту жмем. (сжимать и разжимать кулачки).
“Барабан”
С барабаном ходит Ежик. Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют ладонями по коленям, можно сопровождать игрой на барабане).
Целый день играет ежик: бум-бум-бум!
С барабаном за плечами: бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
«Аты-баты»
(Педагог) Аты-баты,
(Дети) Шли сол-да-ты, (отбивают ритм ложками)
- Аты-баты,
- На ба-зар.
- Аты-баты,
- Что купили?
- Аты-баты,
- Са-мо-вар.
Развивая творческие способности, педагог может пропевать в маршевом ритме зачин, а дети (по очереди) придумывать свою мелодию в ответ.
- Упражнения на развитие чувства темпа.
Цель – развивать темп речи.
Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
«Большие ноги шли по дороге»
Цель – развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения – под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги, медленно говорят: «Топ-топ-топ». Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ-топ». В дальнейшем упражнение выполняется под музыку, в более старшем возрасте дети проговаривают весь текст.
«Карусели»
Цель – развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения – дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели. (говорить в медленном темпе)
А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает)
Все бегом, бегом, бегом. (говорить в быстром темпе)
Тише, дети, не спешите, (темп постепенно замедляется)
Карусель остановите. (говорить в медленном темпе)
Раз, два. Раз, два – (хлопать в ладоши и медленно говорить).
Вот и кончилась игра!
Упражнение выполнять под музыку.
- Коррекция звукопроизношения.
Такие упражнения позволяют научиться четко проговаривать (пропевать) звуки и “автоматизировать” их произношение.
“Ложки”
Нужно стучать ложками, при этом пропевая (на мотив р.н.п. «Ах вы сени»):
«Кто на ложках так играет, кто на ложках так стучит?
Наша Лера выступает, отбивает Лера ритм:
Ла-ла-ля, ло-ло-лё, лу-лу-лю, лы-лы-ли, лэ-лэ-ле».
(Первые два слога произносятся тихо, а третий-громко)
3. Речь и музыкально-ритмические движения
Танцы с пением и хороводы развивают вокально-двигательную координацию, упорядочивают темп и ритм движения. Общая моторика является своего рода фундаментом для развития всех высших психических функций, включая речь. Дети выполняют танцевальные и хороводные движения изначально при поддержке воспитателя, что даёт наиболее максимальный коррекционный эффект. Хороводные танцы, как правило, кульминационная часть занятия. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые пассивные дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребёнок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, автоматизируются уже отработанные. Большое значение в этом виде деятельности имеет качественный подход к выбору музыкального репертуара. Он должен отвечать следующим требованиям:
- Соответствовать возрастным особенностям.
- Быть небольшим по объёму (протяжённостью 1,5-3 минуты).
- Темп исполнения должен быть умеренно-быстрый или умеренно-медленный.
- Обладать чёткой и ясной ритмической структурой.
- Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям.
В результате музыкально-ритмических занятий у детей систематически развивается музыкально-ритмическое чувство, вырабатываются двигательные навыки, успешнее проходит коррекция ритмической стороны речи. Поэтому, ставя перед собой задачу формирования речи, я использую музыкально-ритмические движения как ведущее средство на каждом музыкальном занятии.
Результаты
Результатами своей работы считаю достижения детей в музыкальной деятельности. Коллектив ДОУ и родители, наблюдая за успехами детей на утренниках, развлечениях, праздниках, досугах, отмечают положительную динамику в развитии речевых функций, музыкально-ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, творческого самовыражения.
На утренниках дети выразительно рассказывают стихи и четко пропевают слова в песнях, что дает нам представление о положительной динамике формирования речи; самостоятельно исполняют танцы, точно запоминая движения и их последовательность, а это значит, что у них достаточно развита музыкальная и двигательная память. Без труда импровизируют:
- в танцах, если на третью часть музыкального произведения им дается такая возможность, (например, «Осенний вальс», «Танец снежинок» и т.п.)
- играх, где зачастую дети могут проявить себя индивидуально (например, если осенний листочек или снежный комок остановился в руках ребёнка, он должен под музыку с ним танцевать).
Дети слышат музыку, меняют движения в связи со сменой музыкальных фраз. Они с удовольствием участвуют в хороводных играх и танцах, эмоционально и выразительно передают характер произведений в пении и ритмических движениях.
Так же воспитанники активно участвуют в городских, муниципальных и всероссийских конкурсах.
Выводы:
1. Музыка – эффективное средство развития речи детей в дошкольном возрасте.
2. Каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а значит, позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.
3. Слушание – универсальный вид музыкальной деятельности, который учит ребенка понимать, о чем «рассказывает» музыка. В процессе слушания музыки и ее анализа у дошкольников обогащается словарь, развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Делясь полученными впечатлениями, дети развивают основные формы связной речи – монологическую и диалогическую. Процесс слушания музыки имеет определенный алгоритм. Последовательность действий очень важна, так она определяет эффективность и результативность работы. Основные методы – наглядный, словесный и практический применяются в сочетании с проблемностью, чтобы процесс обучения носил творческий, развивающий характер.
4. Музыкально-ритмические движения в сочетании со словом позволяют:
- создать атмосферу активного взаимодействия, сотворчества; развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми;
- совершенствовать психические процессы: речь, мышление, внимание, воображение, память, творческие способности.
5. Хороводы и музыкальные игры, воплощающие в себе связь музыки, слова и движения, способствуют прочному запоминанию, формируют навык четкой артикуляции, развивают координацию движений.
Формируется звуковая культура: умение отчетливо произносить звуки, слоги, воспроизводить звукоподражания, слова и фразы.
Таким образом, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в формировании речи дошкольников. Под влиянием музыки, ритмических упражнений и игр, ритмики, при условии использования правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Список литературы
- Боромыкова О.С. Коррекция речи и движений с музыкальным сопровождением. – СПб.: Фаст, 2008.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999.
- Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика – М.: Просвещение, 2004.
- Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов высших
учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2008.
- Егорова И.В. Комплексная коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основе использования средств музыкального воспитания. Диссертация канд. пед. наук, Санкт-Петербург, 2005.
- Железнова Е. Пальчиковые игры для малышей «Веселые пальчики» (2 — 6 лет) / Е. Железнова, С. Железнов: Изд-во Новый диск, 2005.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6- лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей. - Мн.: Аверсэв, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...
Консультация по музыкальному воспитанию «Воспитание ребёнка средствами музыки»
Информация для родителей....
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Воспитание ребенка средствами музыки»
laquo;Воспитание ребенка средствами музыки» - эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого ...
Консультация для родителей по музыкальной деятельности «Воспитание ребёнка средствами музыки»
Цель: Создать условия развития активного отношения ребёнка к миру эстетики, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих ...
Формирование речи, мыслительных умений и творческих способностей средствами музыки и ритмических движений у детей, имеющих речевые нарушения
Музыкальное развитие дошкольников с нарушениями речи имеет особенности, которые определяют содержание и методику музыкального воспитания детей с ОНР. Специфика музыкальной работы с детьми ...
17.03.2021 Роль духовно- нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающей действительности средствами музыки
Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ ЦРР № 87 - Туркиной М.Г. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музык...