ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
методическая разработка
АДМИНИСТРАЦИЯ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5имени Героя Советского Союза А.И.Алексеева»
141300, Московская область,
г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16
тел. 8(496)540-43-52, факс 8(496) 540-43-52
e-mail:sepo_mbou_5@mosreg.ru
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
(ИКТ)
В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Разработала воспитатель: Махова Е.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Если мы хотим идти вперед,
то одна нога должна оставаться на месте,
в то время как другая делает следующий шаг.
Это – первый закон всякого прогресса,
одинаково применимый как к целым народам,
так и к отдельным людям.
Й. Этвёш
Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.
Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.
Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.
ИКТ включает в себя:
- компьютер и интернет
- телевизор
- видеомагнитофон
- видеокамера и фотоаппарат
- DVDи CD
- радио
- игровые приставки
- мобильные телефоны
- магнитофоны
- мультимедиа и интерактивная доска.
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания.
С уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
В соответствии с документом "ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования", утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно- образовательном процессе.
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Цель ИКТ в дошкольном образовании:
повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи ИКТ в дошкольном образовании:
- Обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
- обеспечение взаимодействия с семьёй;
- обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
- облегчение реализации образовательной деятельности ;
- облегчение методической работы;
- обеспечение коммуникации;
- возможность самореализации;
- возможность самообразования.
Использование ИКТ технологии в ДОУ
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России и других стран;
- Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения;
- Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
- Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
- Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
- Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
- Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ
в образовательном процессе:
- Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
- Помогает формировать информационную культуру у детей;
- Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
- Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
- Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе….);
- Помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);
- ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности;
- Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их;
- С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Формы организации детей.
1.Мультимедийные презентации;
2.Обучающие фильмы;
3.Дидактическик игры;
4. КВН;
5. Викторины;
6. Образовательная деятельность;
7. Кружки;
8. Развлечения;
9.Праздники;
10. Мастер - классы;
11. Познавательные беседы.
Работа с родителями.
- Создание сайта группы, постоянное его обновление;
- Родительские собрания;
- Консультации;
- Проведение мастер классов и круглых столов;
- Подбор иллюстрированного материала для родительских уголков;
- Создание видеофильмов о жизни детей в детском саду;
- Создание тематических презентаций на разные темы.
Результат использования ИКТ технологии
1.Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
2. Внедрение ИКТ в образовательное пространство;
3. Повышение эффективности процесса обучения воспитанников;
4 Создание единой информационной среды;
5. Активизация познавательной деятельности обучающихся;
6.Повышение интеллектуального уровня развития ребенка с помощью использования ИКТ;
7. Накопление наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям;
8.Распространение педагогического опыта работы на сайтах ДОУ и других сайтах;
9. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников.
Использование ИКТ в моей деятельности
За свою работу воспитателем я использовала ИКТ:
1.Оформление стендов, группы;
2.Подбор материала к НОД;
3.Оформление документации, отчетов;
4. Создание презентаций;
5.Обмен опытом работы;
7.Участие в конкурсах через интернет;
8. Выкладывала на сайт детского сада статей для родителей, конспектов занятий, докладов и презентаций;
9. Дистанционно повышала квалификацию;
10.. Подбирала танцы и песни для утренников и открытых занятий.
Используемая литература:
1.Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2019г.;
2.Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
6. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
7. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997
8.СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".)
9.Интернет ресурсы:
1.https://nsportal.ru/mahova-elena-aleksandrovna
2.maam.ru/users/1978098
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»
Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
"Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе"
Консультация для педагогов....
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ(ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ(ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ...
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом з...
Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе
Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе...
Мастер класс для педагогов "Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе"
Мастер класс для педагогов "Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе"...
ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
Детский сад –это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом з...
- Мне нравится (1)