Консультация "Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук".
консультация
Консультация "Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук".
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_cherez_razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конец формы | Развитие речи детей через развитие мелкой моторики рук.Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: - внимание; - мышление; - координация; - воображение; - наблюдательность; - зрительная и двигательная память; - речь. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, пальчиковые игры, такие как: - «Сорока-сорока...», - «Ладушки-ладушки...», - «Идет коза рогатая...», - «Пальчик-мальчик, где ты был?...», - «Этот пальчик дедушка... «и другие. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой.
Упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, важных для умственного и психического развития. Важной частью являются «пальчиковые игры» и игры «Расскажи стихи руками». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры», игры «Расскажи стихи руками» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка. Так же эти игры позволяют детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными, способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.
Какова же методика проведения этих игр? Сначала взрослый читает стихотворение, затем читает еще раз и одновременно выполняет движения, потом взрослый еще раз читает стихотворение и показывает его вместе с ребятами. Например, стихотворение «Машина». Би-би-би - постукивать кулачком о кулачок Гудит машина. Тук-тук-тук - хлопки руками Мотор стучит. Едем, едем, едем, едем - топать ногами Он так быстро говорит. Шины трутся о дорогу - потереть ладошки Шу-шу-шу - они шуршат. Быстро крутятся колеса - «вертушка» руками Та-та-та - вперед спешат. Стихотворение «Зайка». Заинька - зайка - прыжки на месте, поджав руки Маленький зайка - садятся на корточки Длинные ушки - ладошки к голове Быстрые ножки - бег на месте Деток боишься - обхватить себя руками, Зайка-трусишка. - изображая страх. Когда дети поймут принцип игры, они сами начнут выдумывать движения - это необходимо поощрять. Следующие стихотворения, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, что обычно вызывает бурю восторга и море фантазии.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно работать с мелким конструктором и другими мелкими предметами. В этом случае очень хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность: - застегивание и расстегивание пуговиц; - всевозможные шнуровки; - нанизывание колец на тесьму; - игры с мозаикой; - игры с конструктором; - сортировка круп, зёрен (гречка - горох, фасоль бобы).
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки: 1. Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр; 2. Деревянная пирамидка - помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь; 3. Кубики - развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики; 4. Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности; 5. Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления; 6. Фигурки на магнитах - развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления; 7. Пазлы - развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук; 8. Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка. Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей "Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки"
Практикум для родителейТема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»(Представленный материал был обобщен в рамках III Областного форума "Большая перемена")Актуальность: сегод...
Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»
Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работ...
Развитие речи детей через развитие мелкой моторики
“Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант)...
Развитие речи детей через развитие мелкой моторики
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики с разнообразными материалами и предметами....
Выступление на педсовете "Повышение уровня компетентности воспитателей в вопросах развития речи детей, через развитие мелкой моторики рук"
Конспект выступления...
Проект "Развитие речи детей, через развитие мелкой моторики посредством криотерапии - игр со льдом."
Проектная деятельность. Инновационная методика работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....
Развитие речи детей через формирование мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник рисования: пластилинография, пуантилизм, фроттаж.
Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к мот...