Почему дети перестали играть в обычные игры?
методическая разработка

Калачева Елена Сергеевна

Публичное выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnoe_vystuplenie.docx23.08 КБ
Файл publichnoe_vystuplenie.pptx1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри. Сегодня я хочу обсудить с вами тему «Почему современные дети не умеют играть?!»

В России с конца 20го века начались кардинальные изменения в образовании, которые продолжаются и поныне. Идет век цифровизации. Сдвиги в общественном сознании повлияли на ход всего процесса образования. Произошли изменения, связанные и с игровой деятельностью.

Президент России Владимир Владимирович Путин на ежегодной большой пресс-конференции выразил свое мнениео возможностяхигрового и креативного контента в образовательных целях: «Человечество всегда развивается, дети всегда лучше и умнее своих родителей. Образование, особенно в детских садах, основано на играх. Возможности цифровизации обязательно должны быть использованы.Вопрос в том, чтобы создавался контент, который шёл на пользу, чтобы молодые люди не заболевали этим интернетом, чтобы не подменяли реальную жизнь сидением в Сети с утра до ночи, чтобы было движение, жизнь была полноценной, спортом занимались, музеи посещали, в театрах бывали. Возможности интернета должны дополнять реальную жизнь».

Уважаемые коллеги, как думаете, изменилось ли отношение детей к игре?

Да, коллеги, я с вами полностью согласна.

В России 88 % детей в возрасте от 5 до 10 лет уже имеют собственный смартфон или планшет, при этом родители не всегда интересуются, для каких именно целей мобильное устройство используется ребёнком. Об этом свидетельствует исследование, организованное «Лабораторией Касперского». Опрос, проведённый в мае-июне 2023 года среди родителей и их детей школьного и дошкольного возраста, показал, что 92 % взрослых используют гаджеты, чтобы занять ребёнка в свободное время. По данным «Лаборатории Касперского», большинство мальчиков и девочек — более 74 процентов — используют ресурсы глобальной сети для игр, 71 % — для просмотра фото и видео, 68 % — для коммуникаций и общения с друзьями, и только 35 % российских детей личные гаджеты задействованы в образовательных целях. По итогам анализа был сделан вывод о том, что за прошедшие 10 лет ситуация с использованием гаджетов ухудшилась.

Взрослые бьют тревогу: дети стали мало гулять, они не встречаются с друзьями, не играют, не отрывают свой взор от мобильных телефонов. Так почему же современные дети не играют, мало двигаются? Возможно во времена «гаджетов» игра утратила свою роль. 

Коллеги, по вашему мнению, почему дети века «гаджетов» перестали играть? Кто виноват?

Да. В век научно-технического прогресса, где господствует телевидение и компьютеры, дети потеряли интерес к обычной игре. Главная причина такой тенденции является то, что нет того, с кем ребенок может постоянно играть, и игры не так интересны, когда играешь в одиночестве. Родители большую часть времени проводят на работе, если есть братья или сестры, то они тоже могут быть, например, на учебе, ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скоро потеряет интерес к ним. Ведь игра – это процесс, а не количество игрушек. Многие родители, чтобы занять малыша, дают ему всевозможные гаджеты для просмотра мультфильмов или игры в простенькие приложения.  А это не только выделяет детей из мира взрослых, но и отделяет их друг от друга. 

Как же влияет игра на развитие детей? Современные психологи продолжают утверждать, что благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет, что игра влияет не только на развитие личности в целом, а у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе».

Значение игр для детей любого возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка. Организации игровой активности в дошкольных образовательных учреждениях определяется особая роль в образовательном процессе. Поэтому проблема приобщения детей к игре волнует сегодня каждого педагога. Как же увлечь детей и их родителей к игре?

 Педагог, как и родитель должен быть примером для ребенка. Нужно не просто вручить ребенку игрушку в руки и показать как правильно в нее играть. Нацелить его в нужном направлении, при этом не ограничивать его свобода выбора. Нельзя навязывать определенную игру. Нужно заинтересовать ребенка, чтобы он сам проявил инициативу и захотел в нее поиграть. Ребенок должен для себя понять, что играть в реальной жизни интереснее, чем в виртуальной.

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования  личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Основная работа по приобщению детей к игре осуществляется в свободное от занятий время, во время прогулок и режимных моментов.Если в помещении мы чаще всего играем в сюжетно-ролевые, дидактические и творческие игры, то на прогулках мы используем подвижные игры, особенно увлекают детей русско-народные игры. От педагога требуется методически грамотное включение разных видов игр и в качестве самостоятельной деятельности детей, и как средство организации познавательной, творческой активности и развития показателей физического роста. Но важно не только педагогам правильно организовать игровую деятельность в рамках детского сада, но и объяснить важность игры родителям, а порой и научить их правильно играть с детьми. Потому что, нередки случаи низкого уровня игровой грамотности, игровой культуры родителей, а также излишний дидактизм руководства игрой. Чтобы научить родителей как правильно играть с детьми, можно использовать следующие формы работы: индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, семинары-практикумы, совместные праздники.

        Для решения данной проблемы лично я в своей работе с детьми применяю коммуникативные игры Клауса Фопеля. Основная задача его игр - развитие эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта.         Клаус Фопель считает, что организуя коммуникативные игры с детьми, педагоги могут достичь таких целей, как: помочь детям ощутить единение с другими, вселить в них надежду и учить сочувствию, показать детям, что значит уважение, помочь ясно мыслить, научить их принимать решения и быть ответственными за свой выбор. Кроме того данные игры полезно использовать и в работе с  родителями. Они понятны, просты в объяснении и не требуют специальных знаний или атрибутов.

В завершении своего выступления хочу сказать, что наступивший 2024  год посвящен семье.Родители и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом и для совместных игр. Я считаю наша задача, как педагогов, сделать так, чтобы игра для детей и родителей стала неотъемлимой частью их жизни.

Все игры различны по своему содержанию, характерным особенностям и занимаемому месту в воспитании детей и их жизни. На сегодняшний день наиболее распространена следующая классификация игр по (С. Л. Новосёловой): сюжетно -ролевые, творческие, подвижные и дидактические.

Федеральная образовательная программа говорит о том, что игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным.

Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную, эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие.

В образовательном процессе игра занимает особое место, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Отсутствие или недостаток игры в жизни ребенка приводит к серьезным проблемам, прежде всего, в социальном развитии детей.

Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты ее применения в ДО.

Для развития игры часто стимулом является организация предметно-развивающей среды, стимулирующей и побуждающей детей к игре. Предлагаем некоторые варианты создания игрового пространства в соответствии с темой творческой игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Публичное выступление на тему: «Почему современные дети не умеют играть?!» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22» города Аши Челябинской области Калачева Елена Сергеевна, в оспитатель МКДОУ №22 г.Аши п едагогический стаж 12 лет

Слайд 2

«Человечество всегда развивается, дети всегда лучше и умнее своих родителей. Образование, особенно в детских садах, основано на играх!» В.В.Путин

Слайд 3

Опрос родителей об использовании гаджетов детьми

Слайд 5

И Г Р А

Слайд 7

Игры Клауса Фопеля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Почему дети перестают слушаться"

  Почему учителя нередко говорят о патологическом упрямстве , лености , жестокости детей , которые только-только пришли в первый класс?    Объяснить это можно тем , что трудновос...

Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению

Почему дети иногда нас не слушаются? Мы же хотим как лучше, мы знаем, что и как надо делать! А может быть, не всегда? Может быть, иногда надо взглянуть на ситуацию глазами ребенка? Новая книга известн...

Почему дети не играют?

Очень часто можно услышать от мам: "Мой ребенок не играет. Игрушки неинтересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!".Нормальна ли та...

Консультация для родителей «Почему детям необходимы игры?»

Консультация на тему «Почему детям не обходимы игры?»...

Консультация для родителей «Почему родители перестали играть с детьми?»

К сожалению, многие современные родители считают нормальным, когда ребенок дошкольного возраста основную часть времени проводит за планшетом, компьютером или телевизором. Любимые занятия их детей - пр...

Статья. «Почему современные дети перестали играть…»

Данная тема актуальна, так как значение игр для детей любого возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка. Организации игровой активности в...