Мои публикации
материал
Предварительный просмотр:
«Хлеб – богатство России»
Музыкально – познавательное развлечение для детей
подготовительной группы
Составила Ковальчук Е.В.,
воспитатель подготовительной группы
Зал украшен соответственно теме «Урожай, осень, хлеб. Выставка мучных изделий»
Ведущая: Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт –
Самой первой святыней
Золотые слова
Забывать мы не в праве:
«Хлеб всему голова!» -
В поле, в доме, в державе!
1. В зал входят дети, приветственно исполняют песню
«Ой вы гостюшки дорогие»
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник! Встретились мы с вами в пору багряную, осеннюю. В народе говорят: «Осень золотистая — хлебом колосистая!»
Выходят девочка и мальчик в русских национальных костюмах. У девочки на подносе с рушником каравай хлеба.
Мальчик: Праздник хлеба мы встречаем
Круглым пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Девочка: Если мы хотим кого-то
Встретить честно и с почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
Каравай ему подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Вместе: Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Мальчик и девочка угощают гостей в зале Караваем
Остальные дети проходят на свои места
Ведущий: Ох и много праздников на Руси раньше было. Многие из них к нам пришли из глубокой старины. Самые веселые, щедрые праздники были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму.
А сегодня у нас необычный осенний праздник. День рождения хлеба. Совсем недавно, 16 октября, во всём мире отмечали день хлеба. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились.
Считалось, что если в доме есть хлеб, то и голод не страшен. С хлебом провожали на фронт, с хлебом встречали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернётся. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь. Не зря же говорят: «Хлеб — всей жизни голова!»
Ребёнок: Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И хлеб-соль - это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
Ведущий: Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб.
Мы знаем, что осень - горячая пора для тех, кто убирает урожай. Давайте споем песню об осени, чтобы собрать хороший урожай.
2. Песня «Осень – золотинушка»
Ведущий: С весны до осени не покладая рук трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел! Как в народе говорят о хлебе? Давайте вспомним пословицы и поговорки.
Дети:
1. Хлеб всему голова.
2. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
3. Хвала рукам, что пахнут хлебом.
4. Не велик кусок пирога. А стоит много труда.
5. Берегите хлеб - он наше богатство.
6. Хлеб – батюшка, а водица – матушка.
7. Хлеб бросать – силу терять.
8. Без хлеба нет обеда.
9. Пот на спине, зато хлеб на столе.
Ведущий: Молодцы ребята!
Из маленьких зёрен растут хлебные колосья. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? (дети отвечают Весной)
Правильно, весной. Самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком, выходил в поле и разбрасывал зерно, а лошадь тащила за собой деревянный плуг.
(Пока Колоски готовятся на танец, Ведущая в это время говорит стих.подводку)
Ведущий: Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели ….
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли.
3. «Танец с колосьями» (после танца – сидят)
Дети:
1. Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
2. Под весенним дождиком пшеница
Будет вырастать и колоситься.
За весною вслед наступит лето –
И нальется колос незаметно.
А потом придет к нам в гости осень.
Собирать пшеницу всех нас просит!
(Колоски встают, уходят)
Ведущий: Вот и созрели колосья. Наступает ребята, пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины. А в старину колосья срезали серпами, косили косами и жали, поэтому уборка хлеба и называлась жатвой.
Косари:
1. Вот жатва настала,
Готов урожай.
Жнецов совсем мало,
Минут не теряй.
2. Скорей за работу
Пшеницу косить!
Проявим заботу
В амбары носить. (Уходят брать косы, строятся на танец)
Ведущий: Солнце поднимается, заря загорается, а наши косари в поле работают, с ночи до зари.
4. Танец «Косарей»
В середине танца приходят девочки-помощницы с «узелками», подходят к Косарям, танцуют, образуют 2 круга, и угощают Косарей «обедом» прощаются.
Ведущий: Русский народ любил веселиться, но веселился он всегда после хорошо выполненной работы. В старину дети всегда рядом со взрослыми были, за их работой наблюдали в поле, а потом это в свои забавы переносили. И в какие только они игры не играли…Давайте посмотрим?
5. Игра «Прилетели птинушки» + «Ручеёк + Обряд невесты»
Ведущий: Да, больших трудов стоит хлеб. Не мало сюрпризов подбрасывает и погода. То сильная сушь, то затяжные дожди. Бывает, вредители полей посягают на урожай. Одним словом, семь потов сойдёт с земледельца прежде, чем зёрна окажутся в закромах. Поле не терпит бездельников, хлеб не любит лодырей.
Девочки - жницы
1. Чтобы всё, что созрело,
Нельзя потерять.
Возьмёмся за дело
Зерно собирать.
2. Колосья склонились
Со зрелым зерном.
Пока не пролилось,
К дождю соберем.
6. «Танец со снопами»
Ведущий: Вот как трудно выращивать зерно, сколько труда вкладывают хлеборобы чтобы зерно выросло, и ещё столько же труда чтобы его собрать!
Вот и славно мы ребята потрудились. Собрали богатый урожай хлеба!
Убран хлеб, и тише стало
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Радуются трудовые люди – собран богатый урожай.
А знаете как говорят в народе:
Кто трудился от души
Веселись теперь, пляши!
7. Танец с ложками
Ведущий: Но путь хлеба на стол ещё не закончен. Чтобы перемолоть зерно в муку использовали жернова. Это ручная мельница. Которая состояла из двух плоских круглых камня диаметром около пол метра. На нижнем камне в середине стоял колышек, в который вставлялся верхний камень.
В отверстие в верхнем жернове сыпали зерно и потихоньку вращали ручку, которая приводила в движение верхний камень. Таким образом зерно перемалывалось, а мука высыпалась на ткань, постеленную под камнями.
Ведущий: А сейчас ребята я вам расскажу, как же рождается хлеб в наше время. Презентация:
1 Слайд: Выращивать и убирать людям хлеб помогает посевная и уборочная техника, трактора и машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведёт его? (Тракторист)
Ведущий: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять!
2 Слайд: К трактору прикрепляют сеялки, и те, ровными, рядами укладывают в почву зерна пшеницы.
3 Слайд: Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях.
4 Слайд: А когда зёрна созрели, начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? (Комбайнёр)
Ведущий: Что же делает комбайн? (Собирает колосья)
Ведущий: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
5 Слайд: Далее машины везут зерно на элеваторы - это специальные сооружения для хранения зерна. А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? (На мельницу)
5 Слайд: Правильно, и там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука? (На хлебозавод, в пекарню)
6 Слайд: Да. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
Ведущий: И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.
Ведущий: Посмотрите ребята на нашу выставку. Сколько разных мучных изделий из муки выпекают руки пекаря. Что мы здесь видим? Это и булочки, батон, печенье, пряники. И все эти продукты можно назвать вместе одним словом.
Хлебобулочные изделия! А что ещё можно сделать из муки?
Дети: (отвечают): Печенье, баранки, сушки, сухари, хлеб, пряники, рулеты, блины, макароны.
Ведущий: Правильно! Но сегодня у нас необычный праздник. И я очень хочу вам рассказать о том, как на Руси готовили обрядовое печенье «Тетёрки»
Для этого, я решила к нам в гости на праздник, позвать бабушку Наталью Ивановну. Давайте её дружно поприветствуем.
В зал заходит бабушка Наталья
Бабушка: Здравствуйте дорогие ребята. Я поздравляю вас с Международным праздником «День хлеба» И хочу с вами поделиться рецептом древнерусского печенья «Тетёрки» Его готовила ещё, моя бабушка.
А выпекалось оно очень просто. В миску насыпали ржаную муку, наливали тёплую воду, добавляли ложку мёда, и щепотку соли. Затем всё нужно было тщательно перемешать. Посмотрите ребята, у нас тесто уже готово. Теперь нужно взять всё по небольшому кусочку, скатать колбаску, а дальше, выкатывать тоненькие жгутики. А из жгутиков мы будем выкладывать солнечные знаки.
Ведущий: (Приглашает 6 девочек участвовать в приготовлении печенья)
Ребята, это печенье выпекали в День весеннего равноденствия из ржаной муки. Тетёрки считались символом солнца и долгожданного тепла. Дети которых угощали «Тетёрками», всегда смотрели на них сквозь солнышко и радовались теплу и свету. И призывали солнышко.
Ведущий: Спасибо вам большое Наталья Ивановна, что обучили наших ребят такому искусному ремеслу.
Бабушка: На здоровье ребята. Но я к вам пришла не с пустыми руками. Для вас я уже испекла те самые «Тетёрки. Угощайтесь! (Уходит)
Ведущий: Вот видите ребята, как много труда надо затратить, чтобы появился хлеб на нашем столе.
Дети:
1. Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел!
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
2. Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Все: Берегите хлеб, друзья!
Ведущий: Ребята, а без русского самовара ни одно застолье не обходится.
8. Песня «К самовару приглашаем»
Ведущий: Каждому знакомы мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома, всему он голова
Крепкою державой его звали встарь.
Хлебушек по праву в государстве - ЦАРЬ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П. Распространение педопыта воспитателя...
Наличие публикаций, включая интернет публикации.
Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...
Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации
Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...
X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...
X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»
Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...