«Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы»
методическая разработка (старшая группа)

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции

Тема: «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы»

Направление: речевое развитие

Дата начала работы над темой: сентябрь

Окончание работы: август

Срок реализации: 1 год

Актуальность темы

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания.

Задачи:

  1. Изучение методической литературы по данной теме
  2. Развитие активного словаря
  3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
  4. Изготовление папок-передвижек
  5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи
  6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, настольно-печатные дидактические игры, сборник консультаций) 7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.

Ожидаемые результаты:

#1055;ри систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

2. Обогащение опыта по проблемной тематике.

#1057;истематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

Форма отчета по проделанной работе:

  • наглядно-информационные материалы для родителей
  • сделать консультацию для воспитателей по речевому воспитанию;
  • изготовить дидактические игры, пособия, картотеку речевых игр в средней группе;
  • составить конспекты занятий, развлечений;
  • создание развивающей среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей, и программным задачам;
  • создание лэпбуков по речевому развитию.

Этапы создания системы работы:

#1058;еоретический этап -изучение учебно- методической литературы; изучить статьи в интернете

2. Практический этап – изучение опытов педагогов ДОУ; подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей; консультации, памятки для родителей; составить перспективный план работы с детьми и родителями. 3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)

Форма работы с детьми:

Групповая;

Подгрупповая;

Индивидуальная;

Методы и приемы работы с родителями и детьми:

Родители:

  • сотрудничество через консультации,
  • ZOOM конференция
  • беседы,
  • совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Дети:

  • специальные занятия по развитию речи,

Дидактические игры на развитие словаря,

  • дидактические игры на формирование грамматического строя речи,
  • дидактические игры на развитие связной речи,
  • дидактические игры на развитие монологической и диалогической речи.

Форма самообразования:

Индивидуальная

Изучение учебно- методической литературы:

#1055;римерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика-синтез, 2014

#1055;етрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010

#1058;каченко И. В. Играю -значит интересно живу/ И. В. Ткаченко, Н. А.

Богачкина.–М.: Дрофа, 2008 #1059;шакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд.

Вентана-Граф-2012

#1059;шакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Программа, консп.занятий, метод.рекомендации М.:ТЦ Сфера,2015. - 192 c. #1040;лександрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.

  1. Жукова Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
  2. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА ОДИН ГОД.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - август

Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Анализ изученной литературы

Работа с детьми

Октябрь

Закреплять умение

пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логику мышление,

Занятие-игра «Путешествие в сказку»

развивать творческие способности детей,

воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Декабрь

Дидактические игры «Скажи, какое», «Высокий – низкий»- закреплять знания, умения и навыки употреблять и использовать в речи детей синонимы;

«Найди по цвету», «Угадай, кто это?» - закреплять умения подбирать прилагательные; «Что загадали», «Похоже- не похоже» - продолжать закреплять умение детей классифицировать предметы по одному признаки.

Развлечение

«Загадки из

Простоквашино»

Март

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Квест-игра «Остров сокровищ»

Июнь

Дидактические игры « Собери из деталей», «Волшебные сказки», «Почемучки» - научиться выкладывать последовательность картинок и составлять по ним небольшой связный рассказ

Вечерний досуг «Почемучки»

Работа с родителями

Сентябрь

Обсудить с родителями проблемы в речевом развитии ребёнка; способствовать повышению роли семьи в гармоничном развитии ребенка.

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

Популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы , современной и детской справочной, научной, познавательной и художественной литературой. Обратить внимания дошкольников, родителей к литературе и художественным новинкам.

Акция «Подари

книгу детям»

Январь

Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть со своими детьми, способствует сотрудничеству ДОУ с родителями.

Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками"

Апрель

«Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

ZOOM- конференция

Самореализация

Сентябрь-май

Публикации на тему «Роль дидактических игр в речевом развитии ребенка».

«Педразвитие», «Альманах педагога», сетевое издание

Ноябрь

Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.

«Речевое развитие ребенка 5-6 лет»

Февраль

Превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей

речевого развития

Изготовление лэпбука «Речевое развитие ребенка»

Май

Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

Планирование деятельности и перспектив развития на 20242025учебный год.

По теме: «Развитие речи детей средствами дидактических и речевых игр»

Пополнение предметно- пространственной развивающей среды.

Сентябрь-декабрь

Разработка дидактических игр и упражнений на развитие словарного запаса детей.

Дидактические игры «Кто что делает?»,

«Назови одним словом», «Один

– много»

Январь- май

Май-август

Разработка дидактических игр и упражнений на формирование

грамматического строя речи

Дидактические игры «Какой, какая, какое?»,

«Детеныши животных», «Кто где?», «Составь предложение по картине».

Изготовление

лэпбуков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ.

1) Понятия: развитие речи и дидактическая игра.2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие3Занятие4...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по развитию речи о творчестве А.С. Пушкина с детьми старших групп, «Пушкиниана».

Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп  объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней ...

Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи ...

Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми средней группы

Цель:  повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания. Задачи:1. Изучени...

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» с детьми старшей группы.

Задачи:• учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;• формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;• ...

Итоговое интегрированное занятие по развитию речи, обучению грамоте с элементами рисования с детьми старшей группы компенсирующей направленности «В поисках Солнышка»

Итоговое интегрированное занятиепо развитию речи, обучению грамоте с элементами рисованияс детьми старшей группы компенсирующей направленности«В поисках Солнышка»Цель: выявить знания у дет...