«Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы»
методическая разработка (старшая группа)
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rech_i_sredstvami_didakticheskih_i_rechevyh_igr_.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции
Тема: «Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы»
Направление: речевое развитие
Дата начала работы над темой: сентябрь
Окончание работы: август
Срок реализации: 1 год
Актуальность темы
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания.
Задачи:
- Изучение методической литературы по данной теме
- Развитие активного словаря
- Подготовка консультаций для родителей по данной теме
- Изготовление папок-передвижек
- Составление картотек дидактических игр по развитию речи
- Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, настольно-печатные дидактические игры, сборник консультаций) 7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Ожидаемые результаты:
#1055;ри систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.
2. Обогащение опыта по проблемной тематике.
#1057;истематизация материала по развитию речи средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.
Форма отчета по проделанной работе:
- наглядно-информационные материалы для родителей
- сделать консультацию для воспитателей по речевому воспитанию;
- изготовить дидактические игры, пособия, картотеку речевых игр в средней группе;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей, и программным задачам;
- создание лэпбуков по речевому развитию.
Этапы создания системы работы:
#1058;еоретический этап -изучение учебно- методической литературы; изучить статьи в интернете
2. Практический этап – изучение опытов педагогов ДОУ; подготовить предметно-пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей; консультации, памятки для родителей; составить перспективный план работы с детьми и родителями. 3. Заключительный этап – презентация (отчет по самообразованию)
Форма работы с детьми:
Групповая;
Подгрупповая;
Индивидуальная;
Методы и приемы работы с родителями и детьми:
Родители:
- сотрудничество через консультации,
- ZOOM конференция
- беседы,
- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
- специальные занятия по развитию речи,
Дидактические игры на развитие словаря,
- дидактические игры на формирование грамматического строя речи,
- дидактические игры на развитие связной речи,
- дидактические игры на развитие монологической и диалогической речи.
Форма самообразования:
Индивидуальная
Изучение учебно- методической литературы:
#1055;римерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: Мозаика-синтез, 2014
#1055;етрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса, 2010
#1058;каченко И. В. Играю -значит интересно живу/ И. В. Ткаченко, Н. А.
Богачкина.–М.: Дрофа, 2008 #1059;шакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд.
Вентана-Граф-2012
#1059;шакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» Программа, консп.занятий, метод.рекомендации М.:ТЦ Сфера,2015. - 192 c. #1040;лександрова О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
- Жукова Н.С. Развитие речи: в зоопарке / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2015. - 240 c.
- Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2016. - 320 c.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА ОДИН ГОД.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - август | Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
| Анализ изученной литературы |
Работа с детьми | Октябрь
| Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования, учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, логику мышление, | Занятие-игра «Путешествие в сказку» |
развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам. | |||
Декабрь | Дидактические игры «Скажи, какое», «Высокий – низкий»- закреплять знания, умения и навыки употреблять и использовать в речи детей синонимы; «Найди по цвету», «Угадай, кто это?» - закреплять умения подбирать прилагательные; «Что загадали», «Похоже- не похоже» - продолжать закреплять умение детей классифицировать предметы по одному признаки.
| Развлечение «Загадки из Простоквашино»
| |
Март | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
| Квест-игра «Остров сокровищ» | |
Июнь | Дидактические игры « Собери из деталей», «Волшебные сказки», «Почемучки» - научиться выкладывать последовательность картинок и составлять по ним небольшой связный рассказ
| Вечерний досуг «Почемучки» | |
Работа с родителями | Сентябрь | Обсудить с родителями проблемы в речевом развитии ребёнка; способствовать повышению роли семьи в гармоничном развитии ребенка.
| Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» |
Ноябрь | Популяризация чтения и пополнение книжного фонда группы , современной и детской справочной, научной, познавательной и художественной литературой. Обратить внимания дошкольников, родителей к литературе и художественным новинкам. | Акция «Подари книгу детям»
| |
Январь | Познакомившись с творческими играми, изготавливать их самостоятельно, играть со своими детьми, способствует сотрудничеству ДОУ с родителями. | Творческая мастерская "Развивающие игры для детей своими руками" | |
Апрель | «Артикуляционные упражнения в домашних условиях»
| ZOOM- конференция | |
Самореализация | Сентябрь-май | Публикации на тему «Роль дидактических игр в речевом развитии ребенка». | «Педразвитие», «Альманах педагога», сетевое издание |
Ноябрь | Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования.
| «Речевое развитие ребенка 5-6 лет» | |
Февраль | Превратить любое занятие в увлекательное путешествие по исследованию особенностей речевого развития
| Изготовление лэпбука «Речевое развитие ребенка» | |
Май | Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. Планирование деятельности и перспектив развития на 20242025учебный год.
| По теме: «Развитие речи детей средствами дидактических и речевых игр» | |
Пополнение предметно- пространственной развивающей среды. | Сентябрь-декабрь
| Разработка дидактических игр и упражнений на развитие словарного запаса детей. | Дидактические игры «Кто что делает?», «Назови одним словом», «Один – много»
|
Январь- май
Май-август | Разработка дидактических игр и упражнений на формирование грамматического строя речи | Дидактические игры «Какой, какая, какое?», «Детеныши животных», «Кто где?», «Составь предложение по картине».
Изготовление лэпбуков
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ.
1) Понятия: развитие речи и дидактическая игра.2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие3Занятие4...
Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."
1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...
Конспект итогового интегрированного занятия (НОД) по развитию речи о творчестве А.С. Пушкина с детьми старших групп, «Пушкиниана».
Аннотация: на предложенном занятии различные виды деятельности детей старших групп объединены одной темой – сказки А.С.Пушкина. Недаром известная русская пословица гасит: «Сказка-ложь, да в ней ...
Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми старшей группы
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи ...
Развитие речи средствами дидактических и речевых игр с детьми средней группы
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах развитии речи детей через использование дидактических игр речевого содержания. Задачи:1. Изучени...
Конспект занятия по развитию речи «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» с детьми старшей группы.
Задачи:• учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;• формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;• ...
Итоговое интегрированное занятие по развитию речи, обучению грамоте с элементами рисования с детьми старшей группы компенсирующей направленности «В поисках Солнышка»
Итоговое интегрированное занятиепо развитию речи, обучению грамоте с элементами рисованияс детьми старшей группы компенсирующей направленности«В поисках Солнышка»Цель: выявить знания у дет...