Проблемные ситуации
материал (старшая группа)
Использование проблемных и игровых ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnye_i_igrovye_situatsii.docx | 106.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проблемных ситуаций в работе с детьми
Дошкольного возраста
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ребенок может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для самого ребенка. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом детей.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Вопросы | Опиши место действия |
Жил-был.. | Опиши главного героя |
Однажды… | Что-то происходит и начинается действие |
И вот… | Что персонаж делает и чего хочет добиться? |
Однако… | Что-то идет не так |
Тогда… | Как персонаж пытается решить проблему? |
Потом… | Получилось или нет? |
В конце концов… |
Игровая ситуация «Создай свою историю» для детей младшей группы (3-4 года)
Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по сказкам, давйте заглянем в наш живой экран и узнаем в какую сказку мы отправимся. (Открываем настенный лэйпбук и с помьщью картинок угадываем какая сказка нас ждет).
Мы отправляемся в сказку «Репка». На коврографе размещены иллюстации по сказке и в центре дед с огромной репкой и знак вопоса.
Воспитатель:Ребята, по моему в сказке что то не так? Посмотрите, на иллюстрациях герои сказки заняты своими делами. Как в думаете, что произошло?
Дети высказывают свои предположения -Дед не может вытянуть репку, потому что? (она огромная, ему никто не помогает, он не может позвать на помощь, его никто не слышит)
Воспитатель добавляет на коврограф картинку с огромной серой тучей.Новый поворот сюжета- скоро пойдет дождь!
Проблема: как быстро помочь Деду?
Дети предлагают идеи, совещаясь с детьми, выбираем самую привлекательную.
Например:позвонить спасателям Полли Робокар и они помогут Деду вытащить репку. Позвать героя из другой сказки. Помочь героям своей сказки, или помочь всем, а потом они помогут Деду, ведь они семья.Это важно!
Проиграли все версии, было интересно.
Для финалапослед взяли последнюю идею, в итоге (по сюжету на иллюстрациях): бабке помогли собрать белье, внучке-разобрать овощи и фрукты, жучке – достали косточку, кошку помирили с мышкой и все дружно помогли Деду вытянуть репку.
В завершении дети на ковгографе прикрепили всех персонажей сказки «Репка», соблюдая последовательность событий.
Игровая ситуация «Создай свою историю» для детей младшей группы (4-5 года)
Дети не могли запомнить стихи про осень к празнику «Осенние приключения».
Все вместе стали разбирать причины, почему?: скучные, длинные, трудные, лучше давайте разучим загадки.
Воспитатель тихо по секрету сообщила, что это зима проказничает, не хочет, чтоб осень хвалили, говорили, как все ярко и красиво, что она щедрая и дарит всем подарки, а ещё и грустили, что она быстро заканчивается. Вот она и мешает ребятам запомнить слова.
Но у осени есть друг и помощник, маленький гномик и он помогает всем ребятам.Если дети справятся с трудным заданием,значит не иначе, как гномик помог.
Тут на глаза попалась незнакомая коробочка, открыли а в ней интересные таблички и схемы с картинками и задание от гномика. Кто угадает по схеме с картинками, что это зашифрован именно его стих, тот значит перехитрит зиму.
А еще гномик прислал ребятам приглашение в гости в осенниий лес, посмотреть, как звери к зиме готовятся и предложил воспитателю направить телефон на какой то зашифрованный знак и сразу появился красивый лес и музыка.
Воспитатель договарилась с ребятами, пока они разгадывают смемы, где чей стих, она отправит этот знак в ноутбук и они смогут вывести все а большой экран.
Чудо свершилось, дети с воспитателем по ссылке или Qr коду попали в осенний лес и увидели и узнали много нового и интересного и про белочку, и про зайца и про медведя и даже про ежика.
А еще каждый смог по секретной волшебной схеме (мнемотаблице) выучить и рассказать свой стих.
На прощание гномик по секрету сообщил, что любит все времяна года и дружит с ними, и пообещал в зиму прислать еще такие же секретные задания и секретный знак.
Игровая ситуация «Создай свою историю» с использованием приема – сторителлинг,
для детей средней группы (5-6 лет)
Была сложная тема по телерантности «Мы все дети, но мы все разные». Надо было познакомить детей с понятием ОВЗ (особые возможности здоровья), т.к. в их группу скоро должен прийти ребенок с ДЦП.
Вопитатель познакомила ребят со сказкой Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Все ребята сочувствовали мальчику Вите и радовались вместе с Женей и Витей, что все закончилось хорошо.
Воспитатель предложила детям игру по сюжету сказки и они сочинили свою историю, в которой один леписток исполнил бы их желания, а остальные помогли другим детям у кого есть особенности и проблемы со здоровьем.
Вместе сделали красивый цветок с разноцветными лепестками и каждый день, отрывая один из лепестков и проговаривая волшебные слова: Лети лети лепесток через запад на восток…., придумывали (разбирали) ситуации и варианты, как можно помочь другим детям, тем, кто плохо видит или слышит, не может играть, как они или хорошо и быстро двигаться на прогулку, а может очень подвижный и шумный. Потому, что рождаются разные дети, но все одинакова хотят играть и дружить.
История получилась немного грусная, но очень интересная и поучительная. А главное ребята были психологически готовы принять особенного ребенка в свой коллектив.
Игровая ситуация «Создай свою историю» с использованием приема – сторителлинг,
для детей средней группы (6-7 лет)
На ежедневном «Утреннем круге», один издетей принес энциклопедию про перврбытных людей. Всем захотелось узнать как жили первобытные люди!.Возникла идея проекта «Путешествие в мир первобытных людей».
Проблема: Как туда попасть?!
Идеи от детей с коментариями: на ракете (глупо, ракета туда не полетит, она летит в космос); придумать быстро машину времени (это фантазия, но можно попробовать); через информационное поле, типа интернет – это реально.
Принято решение, попробовать для интереса изобрести машину времени, с использованием интерактивной панели, провести погружение в видеореальность, а создать иллюстрационную среду с элементы быта в группе! Супер!Круто! (практическая часть).
Воспитатель и продвинутые родители содали Qr коды, их расположили в группе в разных местах, ребята с увлечением искали,находили и узнавали новые факты из жизни првобытных людей. Используя сенсорную панель, создали «машину времени» и совершили виртуальную экскурсию в Дарвиновский музей. Дети мастерили орудия для ловли рыбы, топоры из камней, привязывая их к палкам, создавали дизайн одежды их шкур, пробовали добывать огонь, делали пещерные наскальные рисунки древесным углем, смастерили пещеру прямо в группе, рисовали саблезубого тигра и мамонта и многое другое.
В завершении прошла удивительная фотосессия.