картотека опытов
картотека

Халикова Зульфия Гумаровна

интересные опыты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Кыштовского района детский сад «Солнышко»

Картотека опытов и экспериментов

                                                 Приготовила: воспитатель высшей категории Халикова З.Г

«Таинственный невидимка» (воздух)

Оборудование и материалы: прозрачный стакан с расширенным горлышком, баночка, тазик, ложечка, акварель, почва, вода, веер.
Содержание опыта:

  • Прозрачное ведёрко наполнить до половины водой, добавить акварельные краски любого цвета.
  • Горлышком вниз опустить стаканчик в подкрашенную воду. Внимательно наблюдая за действиями педагога, дети приходят к выводу: стаканчик не заполняется водой. (Что же мешает воде попасть в стаканчик? Как обнаружить невидимку?)
  • Наполнить тазик водой и опустить тот же стаканчик, но донышком вниз. Дети замечают, что стаканчик заполняется водой, а на поверхности воды появляются многочисленные пузырьки воздуха. Вывод: воздух легче, чем вода, поэтому вода выталкивает воздух из стаканчика на поверхность.
  • Опустить ложку в стаканчик и помешивая воду, вызвать появление пузырьков. Вывод: в воде есть воздух.

«Веер, веер, ветерок»

Педагог предлагает детям взмахнуть веером возле лица, от движений образуется воздушная волна и дети смогут почувствовать прикосновение потока воздуха к коже лица, будто услышать шёпот «невидимки»: «Я здесь!».
Обобщающий вывод: воздух окружает нас везде, он есть в воде и почве, а не видим мы его потому, что он бесцветный, без вкуса и запаха.

«Ветер парус надувает»

Дети опускают кораблики с парусами в тазики с водой, дуют на паруса, наблюдают движение корабликов, приходят к таким выводам:

  • без ветра парусники не плывут;
  • очень сильный ветер может привести к крушению корабля.

Итог: ветер — это перемещение воздуха.

«Горка из песка»

Набрать горсть сухого песка и высыпать тонкой струйкой, наблюдая, как образуется холмик.
Итог: сухой песок легко рассыпается.

«Камень и песок»

Дети высыпают камушки в первую ёмкость с водой (стаканчик, детское ведёрко), а песок во вторую ёмкость и приходят к выводу, что камень тяжелее песка, поскольку он быстрее опускается на дно.

«Сухой песок»

  • Дети прикасаются ладошками к песку и делятся своими ощущениями (ласковый, тёплый, нежный, мягкий, сыпучий). Педагог предлагает отыскать спрятанные в песке игрушки. Итог: в песке удобно что-либо прятать или закапывать сокровища.
  • Ребята пытаются сформировать пирожки из сухого песка и убеждаются в том, что это сделать очень сложно, поскольку песок рассыпается и не держит форму. Итог: сухой песок не лепится.

«Вода и песок»

Дети поливают песок водой и замечают, что вода очень быстро впитывается в поверхность песка.
Одну треть ёмкости с водой засыпать песком, после гимнастики дети сливают воду и замечают, что песок остался на дне.
Итог: песок не растворяется в воде.

«Песочная кулинария»

Из увлажнённого песка дети лепят пирожки и тортики и получают наглядное подтверждение тому, что смешанный с водой песок прекрасно передаёт и сохраняет форму.
Итог (формулирует педагог): вода вытесняет воздух между песчинками и грани плотно скрепляются, поэтому мокрый песок держит форму.

«Кирпичик»

Педагог смешивает песок, воду и добавляет немного цемента, из получившейся массы формирует кирпичик, затем демонстрирует кирпичик, сделанный накануне аналогичным способом.
Итог: цемент помогает сохранять форму очень долго, поэтому такой материал издавна используют при возведении мостов, дорог, домов.

«Почва и погода»

Во время прогулки предложить детям прикоснуться к земле ладошками, почувствовать, какая она: тёплая, сухая и светлая в солнечную погоду, тёмная, холодная, мокрая и липкая после дождя.
Итог: погода влияет на состояние почвы.

«Есть ли у воды запах и вкус?»

Педагог предлагает понюхать и попробовать на вкус воду в стаканчиках, затем добавить сахар и соль. Ребята делают следующее умозаключение: сама вода безвкусна и бесцветна, но приобретает вкус и запах вещества, которое добавляется в воду.

«Фильтрование воды»

Дети действуют по схематическому алгоритму:

  • установить воронку на горлышко сосуда;
  • положить в воронку листик тонкой бумаги;
  • на бумагу ложечкой насыпать измельчённый активированный уголь;
  • налить загрязнённую воду;
  • зафиксировать результаты эксперимента (вода стала чище), зарисовать итоги наблюдения.

«Что такое вода, какой она формы?»

Медленно вылить воду в ведёрко. Наблюдая за процессом, дети отвечают на вопрос, что делает вода? (льётся, вытекает, заливает и т. д.). Выводы:

  • вода жидкая, поэтому получила название жидкость;
  • у воды нет своей формы, она приобретает форму ёмкости, в которую её заливают.

«Вода и пар»

Вскипятить воду в сосуде и накрыть сосуд крышкой, продемонстрировать, как пар преобразуется в капли.Вывод: в процессе нагревания вода из жидкости превращается в газ, при остывании происходит обратное преобразование газа в жидкость.

«Снег и вода»

Набрать снег в прозрачную ёмкость, поставить в тёплое место, дождаться, когда снег полностью растает и преобразуется в загрязнённую воду и продемонстрировать результаты опыта детям.
Итог: снег под действием тепла превращается в воду.

«Покров снега»

Ёмкости с водой поместить в снег на разную глубину. Наблюдая за состоянием воды в ёмкостях, дети делают вывод о том, что чем глубже была расположена ёмкость в снежном сугробе, тем теплее в ней вода.
Итог: покров снега согревает растения и почву.

«Снег и лёд»

В одно ведёрко набрать рыхлый снег, в другое поместить плотно утрамбованный снег, в третье — лёд. Наблюдение за содержимым трёх ведёрок поможет сделать такой вывод: рыхлый снег превратиться в воду первым, плотный — вторым, наконец, лёд растает в последнюю очередь.

«Нежный росток»

Подготовить почву, смешав песок, глину и перегной, заполнить ёмкость. Посадить в почву семечко любого овоща или цветка. Полить водой и оставить в тёплом и светлом месте.
Итог: вскоре появится росток.

«Вершки и корешки»

Поместить черенки растения с корешками в прозрачный стаканчик, отметить уровень воды, плотно закрыть крышкой с отверстием для растения. Через несколько дней анализируют данные и делают вывод: уровень воды заметно снизился, потому что корни растения всосали воду.

«Букет»

Из букета выбрать один цветок и поставить в отдельную вазу без воды. Спустя несколько часов сравнить цветы из букета и цветок, оставшийся без воды.
Итог: вода питает растения, без воды цветы увядают быстрее.

«Питание растений»

Цветок поставить в вазу с водой. В воду добавить краску, через несколько дней расщепить стебель горизонтальным надрезом и проследить, на какой уровень поднялась подкрашенная жидкость за время наблюдения. Итог: вода поднимается по стеблю цветка.

«Кораблестроители»

Педагог предлагает детям подобрать плавучий материал для сооружения кораблика. Ребята опускают в воду деревянные или металлические пластины, брусочки из пенопласта, лодочки, сконструированные из бумаги, анализируют результаты наблюдений.

«Волшебные линзы»

Рассматривание различных изображений или мелких предметов (пуговички, бусинки, пёрышки) сквозь увеличительные стёкла позволяет детям сформулировать логическое умозаключение о том, что размеры предметов меняются в зависимости от линзы, которая используется.

«Путешествие солнечного зайчика»

В ясную погоду пронаблюдать за перемещением «солнечного зайчика», как поток света отражается от зеркальной поверхности, как поведёт себя «солнечный мячик», если поставить ещё одно зеркало?
Итог: свет отражается от зеркальной поверхности.

«Нарисуем радугу»

Педагог погружает зеркало в ёмкость с водой и устанавливает его таким образом, чтобы поймать и отразить солнечные лучи на стену в виде разноцветной дуги из семи цветов. Вода преломляет световые лучи и расщепляет белый цвет на цветовой спектр радуги. С высоты птичьего полёта радуга может выглядеть как окружность.
Итог: радуга напоминает разноцветную дугу или окружность, и появляется в момент соединения светового источника с капельками воды, например, дождём.

«Свет и тень»

Направить поток света на различные предметы, рассмотреть результаты опыта и ответить на вопросы. Почему возникает тень? Как меняются очертания тени, от чего это зависит? Итог: тень образуется, когда световой поток не проникают сквозь предмет, тень повторяет очертания предмета, чем плотнее предмет, тем насыщеннее тень.

«Магнитная рыбалка»

Дети с помощью магнита «ловят» металлические предметы на удочку с магнитиком вместо крючка.

Согревающие лучики»

Во время прогулки прикоснуться к кирпичикам, оказавшимся в теневой части здания детского сада и тем, которые освещены солнечными лучами.
Итог: солнечные лучи нагревают поверхность предметов.

«Разноцветные шарики»

Дети надувают резиновые шарики, наливают в их воду, сравнивают размеры и форму, наконец, приходят к выводам:

  • шарики разные по форме и цвету;
  • эластичная резиновая поверхность шарика растягивается при надувании, шарик большего размера получился у того, кому удалось вдуть больший объём воздуха;
  • если не завязать шарик, то он сдувается, то есть резина может не только растягиваться, но и сжиматься;
  • резиновая поверхность шарика не пропускает воду.

«Звёздное небо»

  1. Вырезать из листа картона тёмного цвета круг диаметром пятнадцать сантиметров, нарисовать белым маркером десять маленьких точек в произвольном порядке.
  2. Проделать отверстие в центре окружности и закрепить ось (ручка, карандаш) с помощью скотча.
  3. Раскрутить ось, зажав его между ладонями.

Вывод: на вращающемся круге точки сливаются в световые кольца. В реальности звёзды неподвижны, а Земля вращается, но нам кажется, что это звёзды вращаются.

«Огонь и сахар»

В ложечку положить кусочек сахара и подержать над огнём горящей свечи. Твёрдый кусочек сахара постепенно становится жидким. Без воздействия тепла сахар возвращается в твёрдой состояние. Дополнительный вопрос: может ли сахар перейти в жидкое состояние под лучами солнца? (Солнечного тепла недостаточно для того, чтобы сахар перешёл из твёрдого состояния в жидкое)

«Вулкан»

Педагог предлагает детям рассмотреть макет вулкана, состоящий из пластиковой бутылки, обклеенной несколькими слоями мятой плотной бумаги. Рецепт лавы для извержения: вода, сода, жидкое мыло, краска красного цвета и уксусная кислота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...