Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»
материал

Грекова Галина Сергеевна

Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес кразного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_opyty2.docx61.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии

поисково-исследовательской активности ребенка»

Ребёнок – дошкольник является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию». 

Детское экспериментирование наряду с игрой является ведущей деятельностью в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

               https://fsd.multiurok.ru/html/2021/01/10/s_5ffa958db7895/1609237_4.jpeg

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.

В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированиюОрганизуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования : бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например«Что быстрее растворится?» - морская соль, пена для ванн, хвойный экстракт, - кусочки мыла и т. п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует. У него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать? Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Изображение

 Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Несомненно, каждого родителя беспокоит вопрос о знаниях и уровне развития своего ребенка. Увы, при нашем скоростном ритме жизни, многие родители не могут уделить достаточно времени, что бы ответить на все вопросы маленького «почемучки». Вспомните, как часто на какой-либо вопрос вы отвечаете «Не знаю», «Потом», «Потому». Маленький любознательный человечек, не удовлетворившись вашими ответами, самостоятельно ищет ответы в мире мультфильмов, компьютера или просто придумывает. Ребенок «погружается» в море информации, по большей части ненужной. На самом деле, что бы ответить на многие вопросы вашего ребенка и не потерять связи с ним, времени нужно не так уж и много. Вам на помощь придут опыты и экспериментирование. Дети очень любят экспериментировать. Знаю, вы скажете, тут иногда и поговорить некогда, а вы про опыты. Да и не опасно ли? Ниже я попробую развеять некоторые страхи родителей по поводу экспериментирования.

Страх №1. У меня не хватит времени.

На первый взгляд, для такого вида познания, как эксперимент нужно много времени. Это не так. Конечно, чем старше ребенок, тем более сложные опыты с ним следует проводить. Но практически все опыты можно сделать из того, что у вас под рукой. Чаще всего ребенок остается с мамой. Забот у женщин, как известно, очень много – стирка, уборка и готовка – это самый необходимый минимум. Когда вы готовите, посадите своего лапочку за стол, сосчитать фасолины, горошины, макаронины. Предложите положить в воду, и посмотреть, что с ними случиться. Главное, не забывайте сопровождать действия ребенка наводящими вопросами.

Страх №2. Потребуются сложные приготовления, компоненты.

Не отрицаю, что для детей старшего дошкольного возраста опыты нужно подбирать более сложные. Их крашеной водичкой не удивить. Но не обязательно вам потребуются сложные приготовления. Будем отталкиваться от того, что современный ритм жизни оставляет немного времени для свободной деятельности. Так же на кухне мамы могут предложить своим подросшим помощникам кусочек теста, дети любят лепить. Главное, не забывайте задавать деткам встречные вопросы:

-Какое тесто на ощупь?

-Что с ним можно делать?

-Какие продукты нужны для приготовления теста?

Добавьте в тесто пищевой краситель. Смешайте цвета. Получите зеленый, фиолетовый, оранжевый цвет теста путем смешивания красителей.

Не стоит забывать о папах. Особенно, если у вас мальчик. Отвертки, молоток, плоскогубцы – это же верх мечтаний практически всех мальчишек. Доверьте закрутить шуруп, попросите найти самую большую (маленькую) отвертку. Ваш малыш будет рад, и точно запомнит, для чего нужен тот или иной инструмент.

Страх № 3. Все интересные опыты опасны.

У вас любознательный малыш 4-6 лет. Конечно, нужно подготовки несколько больше. Но, если подумать, опасностей вокруг не так много, тем более, что рядом с маленьким исследователем находитесь вы. Находясь в ванной, предложите выдуть мыльный пузырь с помощью мыла, шампуня. Определите, из чего пузырь получился лучше, больше. Летом, если у вас есть огород, поливая растения, обратите внимание на впитываемость воды на солнце и в тени. Поставьте две одинаковые тарелки с водой на разную высоту, проверьте, одинаково ли нагревается вода. Вы уже знаете результаты, но дети – нет. Им это очень интересно, особенно, если именно ваш ребенок поможет подготовить необходимый материал.

Важно! При любом, даже простом опыте, вы должны присутствовать. Если вы хотите показать сложный опыт, обязательно обезопасьте ребенка и себя. Контролируйте весь процесс.

Страх № 4. Моему ребенку не интересны опыты.

Вы не замечали у вашего ребенка интереса к опытам? Ему больше нравиться рисовать, лепить, спокойно играть в комнате? Возможно, вы просто не пробовали заинтересовать ребенка. Пробовали, и не появилось желание продолжить? Причин может быть несколько.

1. Вы подбирали опыты не по возрасту. Или слишком сложные и ещё не понятные, или совсем простые.

2. У вас серьезное чадо. Дайте немного больше свободы, не теряя контроля над происходящим.

3. Поговорите с ребенком. Возможно, ребенок боится вызвать ваше неодобрение. Скажите, что вы рады помочь. Предложите вместе проверить все его предположения и найти ответы на волнующие вопросы.

Страх № 5. Я не смогу придумать ни одного опыта.

Если вы хотите приметить метод экспериментов дома, не обязательно просиживать часы за компьютером или научными книгами в поисках темы для опыта. Просто понаблюдайте за своим ребенком. Ваш ребенок сам подскажет, что хочет узнать. Вам останется немного проявить фантазии. Вспомните, что вы делали сами, что вас интересовало в детстве. Ведь, наше детство было интересно именно такими моментами. Уверена, вам есть, о чем вспомнить, и чем заинтересовать ваших мальчиков или девочек.

Плюсы экспериментирования.

Надеюсь, я смогла вас убедить, что экспериментирование – это достаточно простой и интересный метод обучения детей. Действенный способ заинтересовать малыша, особенно, если вы хотите обратить его внимание на какую – либо проблему.

Очень много экспериментов можно провести дома и с подручным материалом. За один опыт вы можете ответить на множество вопросов и закрепить знания.

Разнообразные опыты помогут вам определить линию интересов вашего любознайки. Проводя эксперименты различной тематики, вы поймете, какая область интереснее вашему ребенку: химия, физика, биология.

Для проведения любого эксперимента все-таки необходимо хоть чуть-чуть, но подготовиться. Так как в большинстве случаев, ребенок сам не сможет этого сделать, взрослый будет знать, что затеял его непоседа.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыт привлекает и заинтересовывает ребенка.

Действуя вместе с детьми, вы становитесь ещё ближе друг к другу. Время, проведенное с ребенком, подарит вам душевное спокойствие, удовлетворение, чувство семейной сплоченности, зарядит вас энергией.

Советы по обустройству уголка экспериментирования дома.

Наверно, этот вопрос можно даже отнести к страхам родителей. По крайней мере, именно так мы отмахиваемся от данного метода: где выбрать место? Ответ – где угодно. Все зависит от того, чем вы занимаетесь, что хотите показать ребенку. Ванная комната отлично подойдет для опытов с водой, мылом, пеной. Двор или балкон – хорошее место для опытов с растениями, песком, камнями, глиной. Не стоит говорить, что сарай или гараж – царство металла, дерева, различных инструментов. В общем, везде можно экспериментировать, было бы желание!

                                Удачи! Новых впечатлений и радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников"

Ознакомление дошкольников с природой требует постоянного непосредственного общения с ней. Организация интересной, совместной деятельности способствуют установлению более продуктивных контактов между р...

Консультация для родителей: Роль семьи в развитии познавательной активности у дошкольников

Источником воспитания ребёнка  является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни....

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться...

консультация для родителей "Роль семьи в формировании двигательной активности"

показать какую роль и какое отношение родители имеют в формировании двигательной активности....

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников".

Семья служит первой ступенью от которой зависит, прейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность....