Финансовая грамотность. Старший дошкольный возраст Диагностический инструментарий
материал (старшая, подготовительная группа)
Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность. Старший дошкольный возраст
Диагностический инструментарий
Подготовила: Коверина В.С.
Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
Низкий уровень. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов.
Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Средний уровень. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.
Высокий уровень. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Все три уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.
Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Форма проведения диагностики - индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.
Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:
- знания в области социально-экономической сферы;
- знания в области товарно-денежных отношений;
- знания в области производства и связанных с ним вопросов;
- знания в области информационно-организаторской сферы;
- знания в области нравственно-этической сферы;
- знания в области государственно-юридической сферы.
Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых - выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.
Примеры заданий первой серии
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»
Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»
Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.
Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.
Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.
Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.
Вторая серия включает в себя задания, цель которых - выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.
Примеры заданий второй серии
Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?»
Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»
Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?»
Третья серия включает в себя задания, цель которых - определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях, процессе купли-продажи.
Примеры заданий третьей серии
Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»
Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»
Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»
Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?»
Четвертая серия включает в себя задания, цель которых - выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.
Примеры заданий четвертой серии
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»).
Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»
Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.
Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию приготовления пищи.
Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).
Пятая серия включает в себя задания, цель которых - выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.
Примеры заданий пятой серии
Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?»
Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?»
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?»
Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать - экономный, а про кого - бережливый?»
Шестая серия включает в себя задания, цель которых - изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.
Примеры заданий шестой серии
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»
Задание 2. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.
Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?»
Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?»
Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?»
Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом - каждому признаку - каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:
3 балла - при ярко выраженном признаке;
2 балла - при его устойчивом проявлении;
1 балл - в случае слабого проявления признака;
0 баллов - при его отсутствии.
В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:
- 1 уровень (низкий) - количество баллов от 3 до 8;
- 2 уровень (средний) - количество баллов от 9 до 13;
- 3 уровень (высокий) - количество баллов от 14 до 18.
Вариант 1. Диагностика для определения уровней сформированности экономических знаний старших дошкольников
Диагностический лист
(Темы: профессии, орудия труда, бюджет семьи, доход семьи, расход семьи, товар и цена, реклама)
Низкий - ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи; не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение мира.
Средний - ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.
Высокий - ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.
Вариант 2. Диагностика для определения начального уровня финансово-экономических знаний
Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно-поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.
Задание 1 «Выбери верное предложение»
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)
Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».
- Чтобы жить, необходимы деньги.
Чтобы жить, необходимы игрушки.
- Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
- Реклама нужна человеку для развлечений.
Реклама нужна для продажи товаров.
- Пенсию обычно получают мамы и папы.
Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
- Бюджет семьи - это только доходы. Бюджет семьи - это доходы и расходы.
- Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.
1 балл - правильно один или два ответа;
2 балла - правильно четыре ответа;
3 балла - правильно больше пяти ответов.
Задание 2 «Найди лишнее»
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек (категории «деньги»)
- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5 копеечная монета (категория «деньги»);
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории
«товар», производство»);
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»); одежда, дом, продукты, книга (категория «потребность»).
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет
(действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?».
1 балл - все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;
2 балла - две карточки - с помощью воспитателя;
3 балла - все карточки отобраны правильно.
Задание 3 «Продолжи предложение»
Материал: предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.
Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».
- Любой труд приносит …. (пользу).
- Моя мама получает за свой труд …, бабушка получает …, а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
- Доходы семьи можно увеличить, если… (вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
- Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это … (профессии).
- Любой товар можно… (продать, купить, изготовить).
- Место хранения и накопления денег называется … (банк).
- Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).
1 балл - правильно два ответа;
2 балла - правильно четыре-пять ответов;
3 балла - правильно больше пяти ответов.
Вариант 3. Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста
Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям; второе - вопросы определенной области экономических знаний; третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель; определить уровень знаний о потребности человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товарах и услуг.
Задание 3. Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.
Задание 1
- Люди ходят на базар:
Там дешевле весь … (товар).
- Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но месте с желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо.)
- Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных.)
Задание 2
1. Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет … (банкир)
2. В море коварном товаров и цен Бизнес-корабль ведет … (бизнесмен).
3. Мебель, хлеб и огурцы Продают нам … (продавцы).
4. Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)
5. А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле)
6. Люди, каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь.)
7. А какими инструментами пользуются люди, производящие товары?
(Тяпка, лопата, молоток, станок, печь.)
8. Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?
Задание 3
- На товаре быть должна Обязательно …(цена).
Говорят про меня - Деревянный я.
Но неправда, я – железный,
я – тяжелый, полновесный. (Рубль)
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
- На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться.)
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
- Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и
оборудование, которые дорого стоят.)
Задание 4.
- Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без … (рекламы).
Яркой краской привлекает,
Покупать нас заставляет (Рекламный плакат).
Прохожу мимо витрины, И стоит там человек,
Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент).
- Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)
- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)
- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)
- Представь любой товар. Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по финансовой грамотности старшего дошкольного возраста
Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте. Финансовая грамотности должна закладываться именно в дошкольном возрасте....
Картотека конспектов по формированию основ финансовой грамотности старшего дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ Конспект НОД. Тема: «Азбука денег» (Практическая работа «Мини-банк»)Конспект НОД. Тема: «Почему взрослые работают?»Конспект НОД. Тема: «Путеше...
Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста Диагностический инструментарий
Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование....
План по самообразованию педагога по финансовой грамотности старшего дошкольного возраста
Финансовая грамотность...
План по самообразованию педагога по финансовой грамотности старшего дошкольного возраста
план по самообразованию...
КАРТОТЕКА КОНСПЕКТОВ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конспекты занятий по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ...