РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
материал

Дашкевич Любовь Валентиновна

Цель: Формирование элементарных математиеских представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях обектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Содержание психолого-педагогической работы строится по формированию элементарных математических представлений включает в себя следующие направления: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени (с второй младшей группы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx481.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №11»

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Старший воспитатель – Л.В.Дашкевич

        

Наш детский сад работает по основной общеобразовательной программе, которая соответствует ФОП и включает в себя комплексную программу  «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева)

Цель: Формирование элементарных математиеских представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях обектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Содержание психолого-педагогической работы строится по формированию элементарных математических представлений включает в себя следующие направления: количество, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени (с второй младшей группы).

Педагогические приёмы ФЭМП

Наглядные (образец, показ, демонстрация иллюстративного материала, видеофильмов, мультимедийных презентаций):

  • В работе с младшими дошкольниками многократный показ с параллельной демонстрацией наглядного материала и проговариванием алгоритма действий обычно используется как образец нового способа действия. Если малыши уже усвоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Посмотрите, сколько гаражей нарисовано в верхнем ряду? Поставьте под каждый гараж по машинке в нижнем ряду».
  • В средней группе освоение новых интеллектуальных операций (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.
  • В старшей группе расширяют виды используемого демонстративного материала (картинки, модели, схемы, игрушки, геометрические фигуры, карточки с цифрами и примерами). Простейшие схематические изображения вводятся со второй половины учебного года, например, «пирамидка из чисел», «схемы-карты», на которых в определённой логической последовательности размещены рисунки предметов. Наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и рисунки геометрических фигур.

Словесные (пояснения, вопросы, инструкции, комментарии):

  • Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительность, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые понятия проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
  • Психоинтеллектуальной особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?».
  • Инструктируя старших дошкольников, педагог уделяет особое внимание исключительно новым способам действий. Указания и пояснения не касаются сферы освоенных детьми навыков и приёмов работы. Мыслительную самостоятельность и умственную пытливость стимулируют вопросы мотивирующего характера, пробуждающие интеллектуальный поиск вариативных способов решения задачи, например, «Как проверить? Доказать? Сказать?». Выполнив задание, дети рассказывают, что в какой очерёдности они делали, какие результаты получили.

Практические:

  • Упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов), во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные операции. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с двух или трёхкратным повторным воспроизведением каждого для закрепления. В средней и старшей группе сложность и количество упражнений возрастает.
  • Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр. Со старшими дошкольниками начинают использовать комплекс игровых заданий и словесных игр, базирующихся на действии по представлению: «Где больше (меньше)?», «Кто первый назовёт?», «Скажи наоборот» и т. д. Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности.
  • Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу, измерить объём, длину, ширину, сравнить, обнаружить связи и закономерности.
  • Моделирование геометрических фигур, выстраивание числовых лесенок, создание графических моделей стимулирует познавательный интерес, помогают развить интерес к математическим знаниям.

Содержание образовательной деятельности по возрастам:

2-3 года Педагогический работник подводит ребенка к освоению простейших умений в различении формы окружающих предметов, используя предэталоные представления о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживается интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов.

        3-4 года Освоение практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами: больше-меньше, короче-длиннее, шире-уже, выше-ниже, такие же по размеру; больше-меньше, столько же, поровну, не поровну по количеству, используя приемы наложения и приложения; овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы;  освоение слов, обозначающих свойства, качества предметов  и отношений между ними.

Педагогический работник знакомит и активирует в речи название некоторых фигур: шар, куб, круг, квадрат, треугольник,); обращает внимание на использование в быту характеристик: ближе (дальше), раньше (позже); помогает на чувственном уровне ориентироваться пространстве от себя: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева) и времени (контрастные особенности утра и вечера, дня и ночи).

       4-5 лет Педагогический работник  формирует умения  считать  в пределах пяти с участием различных анализаторов (на слух, ощупь, счет движений и др.), пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу; способствует пониманию независимости числа от пространственно-качественных признаков предметов; помогает освоить порядковый счет в пределах пяти,  познание пространственных и временных отношений (вперед, назад, вниз, вперед, налево, направо, утро, день, вечер, ночь).

       5-6 лет Обучение количественному и порядковому счету в пределах десяти; совершенствование счетных умений, понимания независимости числа от пространственно-качественных признаков, знакомство с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов; освоение состава чисел из единиц в пределах пяти; понимание отношений между рядом стоящими числами.

Совершенствование умений выстраивать сериационные ряды предметов различающихся по размеру в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти на основе непосредственного сравнения и определять взаимоотношения между ними; освоение опосредованного сравнения предметов по длине, ширине, высоте с помощью условной меры; обогащение представлений и развитие умений устанавливать пространственные и временные зависимости и отношения при ориентировке на листе бумаги, в календарных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год.   

6-7 лет Педагогический работник формирует умения использовать для познания объектов и явлений окружающего мира математические способы нахождения решений: вычисление, измерение, сравнение по количеству, форме и величине с помощью условной меры и общепринятых мер, создание планов, схем, использование знаков, эталонов и др.

Под воздействием специально-организованной деятельности происходит совершенствование умения считать в прямом и обратном порядке, знакомство с составом чисел из двух меньших в пределах первого десятка, закрепление знаний о цифрах, их роли в жизни людей, обучение умению составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Обогащение представлений о плоских и объемных геометрических фигурах, совершенствование умений выделять структуру геометрических фигур и устанавливать взаимосвязи между ними. Освоение классификации фигур по внешним структурным признакам: округлые, многоугольники (треугольники, четырехугольники и т.п.). Освоение различных способов видоизменения геометрических фигур: наложение, соединение, разрезание и др.

Формирование представлений и умений измерять протяженность, массу и объем веществ с помощью условной меры и общепринятых мер (см, дм, м, кг, л), понимание взаимообратных отношений между мерой и результатом измерения. Формирование представлений о календаре как системе измерения времени, развитие чувства времени, умения определять время по часам с точностью до четверти часа.

Наполняемость Центров Математики

1 младшая группа

  • Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений;
  • Развивающие игры – блоки Дьенеша, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);
  • Атрибуты, материалы для игр с песком и водой;
  • Дидактический столик для развития сенсорных способностей
  • Наглядный материал по сенсорному воспитанию; игры на различение сенсорных эталонов
  • Настольно-печатные игры; «Чудесный мешочек»; разрезные картинки из 4-8 частей
  • Геометрические фигуры – вкладыши, игрушки для нанизывания на стержень, матрешки
  • Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами.

2 младшая группа

  • Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру (шар, куб, круг, квадрат).
  • Иллюстрации, изображающие деятельность людей (детей и взрослых) на различных отрезках времени.
  • Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
  • Предметы и игрушки, различные по назначению, цвету, размеру, форме.
  • Коробки или ящики с отверстиями вкладышами геометрических фигур.
  • Коробки разных размеров, пузырьки пластмассовые, банки с закручивающимися крышками.
  • Набор: грибочки – втулки на стойке (4 -6 элементов)(4 шт.).
  • Рамки – вкладыши с геометрическими формами, разными по величине (4 цветов) (8 шт.)
  • Емкости с крышками разного размера и мелкими предметами разного цвета (для сортировки мелких предметов) (10 шт).
  • Клеенчатые полоски различной длины, ширины.
  • Игры на интеллектуальное и сенсорное развитие.
  • Парные картинки (мяч – большой и маленький; лопата – красная и зеленая; ведерки – красное и желтое и пр.).
  • Дидактические игры«Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек»
  •    Развивающие игры«Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Средняя  группа

  • Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по форме, цвету и объеме ( шар, куб, круг, квадрат, цилиндр, овал).
  • Числовой ряд.
  • Картинки с изображением частей суток и их последовательности.
  • Мелкая и крупная геометрическая мозаика.
  •  «Чудесные мешочки» ( «ящик ощущений»).
  • Клеенчатые полоски разной длины, ширины.
  • Игры для интеллектуального развития.
  • Фланелеграф.
  • Цветные счетные палочки ,логические блоки.
  • Развивающие игры : «Логические кубики», «Уголки», « Колумбово яйцо», « Составь куб», «Танграмм»,  « Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Куб – хамелеон», «Уникуб».
  • Однородные и разнородные предметы, разные по форме, длине, высоте, ширине.
  • Пособия для нахождения сходства и различия.
  • Пособия для составления целого из частей.
  • Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера.
  • Счеты.
  • Песочные часы, чашечные весы.
  • Числовые карточки.

Старшая группа

  • Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь к домику», «Найти клад по схеме».
  • Игры по составление целого из частей (10 -12 частей): «Лоскутное одеяло», пазлы, «Собери волшебный узор», «Создай ковер – самолет».
  • Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Найди одинаковых гномиков» и т.д.
  • Игры на установление последовательности по степени возрастания: «Разложи по яркости цвета, по высоте» и т.д.
  • Игры на поиск недостающего объекта в ряду.
  • Геометрические плоскостные фигуры и объемные формы, различные по цвету, размеру.
  • Числовой ряд. Числовая лесенка. Цветные счетные палочки.
  • Развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Куб - хамелеон», «Уникуб»
  • Блоки Дьенеша. Палочки Кюизенера.
  • Счеты. Счетная лесенка.
  • Песочные часы. Чашечные часы.
  • Магнитная доска. Наборное полотно.
  • Двухполосные карточки для ФЭМП.
  • Логико – математические игры В.В. Воскобовича: «Геоконт», «Чудо - соты», «Прозрачный квадрат», «Логоформочки», «Математические корзинки», «Чудо - цветик», «Счетовозик», «Забавные цифры», «Прозрачная цифра»,  «Конструктр цифр»  пр.
  • Числовые карточки с изображением  от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т.д.)
  • Цифровое обозначение чисел, знаки «больше», «меньше», «ровно».  

Подготовительная  группа

  • игры связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найди путь к домику», «Найди клад по схеме».
  • игры на составление целого из частей (10 -12 частей): «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «собери волшебный узор», «Создай ковер самолет».
  • игры на освоение отношений «часть – целое»: «Прозрачный квадрат», «Шнур – затейник»
  • игры на сравнение предметов по нескольким признакам «Найди пять отличий», «Найди пять отличий», «Найди одинаковых гномиков» и т. Д..
  • игры на установления последовательности по степени возрастания: «Разложи по яркости цвета, по высоте» и т.д..
  • игры на поиск недостающего объекта в ряду.
  • числовой ряд, цветные счетные палочки, логические блоки, числовая лесенка.
  • развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Колумбово яйцо», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Куб хамелеон», «Уникуб».
  •  однородные и разнородные предметы, различные по форме, длине, высоте, ширине.
  •  пособия для составления целого из частей.
  •  блоки Дьенеша, палочки Кюзинера.
  • счеты, счетная лесенка
  • песочные часы, чашечные весы.
  • магнитная доска, наборное полотно.
  • двухполосные карточки для ФЭМП.
  •  логико – математические игры В.В. Воскобовича: «Геоконт», «Чудо – крестики», «Чудо – соты», «Прозрачный квадрат», «Логоформочки», «Математические корзинки», «Чудо цветик», «Счетовозик», «Забавные цифры», «Прозрачная цифра», «Конструктор цифр»
  • спиралевидные модели на познание временных отношений.
  •  изображение равностороннего и разностороннего треугольников, прямой и кривой линии, прямого угла.
  •  числовые карточки с изображением от 1 до 10 кругов (квадратов, треугольников и т.д).
  •  цифровые обозначение чисел; знаки больше, меньше, ровно.
  • геометрические тела: трапеция, шар, куб, цилиндр.
  • таблицы, изображающие целый предмет и части при делении на 2, 3, 4, 5, 6 и более частей.
  • монеты, различные по величине и достоинству.
  • иллюстрации,  изображающую линию, отрезок, внутреннюю и внешнюю область фигуры, осевую симметрию (горизонтальную и вертикальную).
  • циркуль, линейка, шаблоны, трафареты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей воспитанников подготовительной к школе группы в условиях дошкольного образовательного учреждения

В современных  научных источниках  упоминается, что коммуникативные компетенции у детей дошкольного возраста значительно ниже,  чем у подростков. В то же время именно становление вполне...

«Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации по средствам театральной деятельности.»

На что направлена театрализованная деятельность,что такое речь.Каким образом можт влиять театрализованная деятельность на развитие речи детей дошкольного возраста....

Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви

Все игры, входящие в  игровую  технологию, разработанную В.В.Воскобовичем,  важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...

«Игровая технология «Круг». Развитие навыков общения и взаимодействия воспитанников с ОВЗ (со сложными дефектами) через игровую деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Данная методическая разработка основана на личном опыте учителя-дефектолога и ориентирована на воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу со сложными дефектами дошкольного...

Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.

Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.В основной цели реализации области «Речевое развитие» сформулирована...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...