Самообразование «Пескография как средство развития речевой деятельности дошкольников»
материал
Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.
Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.
Основная цель – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Пескография становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_aksenteva_eyu.docx | 42.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Малоенисейская СОШ» - структурное подразделение
План работы по самообразованию на 2022 – 2023 г.
Тема: «Пескография как средство развития речевой деятельности дошкольников»
Воспитатель:
Аксентьева Е.Ю.
2022
Пояснительная записка
Пескография (рисование при помощи песка или, как его еще называют, песочная анимация) появилась в 1970-х годах XX-го века. Успешный опыт Кэролайн Лиф, Ференца Цако и др. положил начало новому виду искусства – рисованию песком.
Пескограф – это световой стол или планшет, на котором рисуют тонким слоем песка на подсвеченном снизу стекле. Процесс рисования при необходимости с помощью видеокамеры передаётся на экран. Обычно используют очищенный песок (соль, кофе). Все действия выполняются руками, хотя в качестве приспособлений могут использоваться кисточки, песочные карандаши, палочки, валики, трафареты и др.
Пескография – это приём целенаправленного применения техники рисования песком в воспитательно-образовательном процессе.
Пескография как средство обучения и развития детей, имеет огромный дидактический потенциал, который необходимо использовать как положительную составляющую коррекционно-развивающего процесса.
Основная цель – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
Пескография становится все более востребованной и эффективной формой работы с детьми.
Трудно переоценить роль пескографии как наиболее эффективного коррекционного средства в образовательном процессе, что особенно важно для дошкольников, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. Наглядный материал воспринимается и усваивается детьми лучше вербального. Эта особенность детского мышления целенаправленно и результативно используется в коррекционно-развивающем процессе.
Применение ресурсов пескографии даёт возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путем.
Ресурсы пескографии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать педагог в целях оптимизации, обеспечения эффективности воспитательно-образовательного процесса, для повышения уровня познавательной активности детей, увеличения периода работоспособности, стимуляции дошкольников к мыслительной деятельности и формирования произвольной деятельности и развития коммуникативной активности, систематизации накопленных знаний, совершенствования навыков, полученных в непосредственно образовательной деятельности.
Основные преимущества метода пескографии заключаются в том, что создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Перенос обычных обучающих и развивающих заданий на световой стол существенно повышает заинтересованность детей, развивает коммуникативные функции, стабилизируют эмоциональный фон: ребенок раскрепощается, чувства и положительные эмоции нормализуют его психическое состояние, и ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми.
В результате использования пескографии значительно быстрее и разнообразнее проходят процессы автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формирование навыков звукобуквенного анализа, развитие связной речи, дети легко заучивают стихи, чистоговорки, составляют рассказы, что в свою очередь влияет на развитие памяти, внимания, логического мышления.
Актуальность выбранной темы:
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.
Песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.
В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии : она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.
Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.
Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.
Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?
Цель: развитие речи детей через использование приёма пескографии.
Задачи:
- продолжать обучать правилам работы с песком, вызывая у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
- сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- активизировать словарный запас детей по разным темам;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
- используя игры-инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробуждать речевую активность: умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями;
- вызвать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- Беседа о правилах игры с песком «О чем рассказала Фея песка».
- индивидуальные и групповые беседы
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей:
- развитие речи детей и ее основных функций;
- совершенствование у детей координации движений, мелкой моторики, ориентация в пространстве;
- совершенствование навыков коммуникации;
- закрепление представления об окружающем мире.
- развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе песочной терапии для детей старшего дошкольного возраста
- пополнена РППС
Срок реализации: 1 год (2022 – 2023 учебный год)
Методическая работа | ||
Форма работы | Сроки | Форма отчета |
Изучение и сбор методической литературы по данной проблеме. | В течение года. | Изучение и просмотр статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» |
Подобрать коммуникативные игры, игры с песком. | В течении года | Картотека игр |
Работа с родителями:
| Ноябрь-май. | Наличие консультаций, заполненных анкет, памяток, рекомендаций. |
Создание картотеки упражнений «Рисуем песком». | Январь 2023 г. | Наличие данного материала. |
Презентация «Песочная анимация для развития ребенка» | Март 2023 | Презентация |
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок | Январь - май | Фотоотчёт |
План работы на 2022-2023 учебный год
Работа с детьми
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Презентация «Песок в жизни человека» | Сформировать знания детей о песке. |
Беседа о правилах игры с песком «О чем рассказала Фея песка». | Сформировать знания о безопасной деятельности с песком. | |
Знакомство с приемами рисования песком | Познакомить с приемами рисования песком (щепоть, пальцем, ребром кисти, ладонью) | |
Игра «Отпечатки наших рук» | Сформировать представления о песочном мире. | |
Октябрь | Знакомство с помощниками Феи Песка | Познакомить детей с предметами пескографа (скребки, трафареты) |
Игра «Смайлик твоего настроения» | Развивать умение выражать в рисунке свое настроение и умение его описать. | |
«Путешествие на Остров Плакс» | Продолжить развивать умение выражать в рисунке свое настроение и умение его описать. | |
Рисование по замыслу | Развивать умение ставить цель, рисовать по замыслу с комментированием действий | |
Ноябрь | Бабочки, которых я видел летом. | Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление. Учить рисовать силуэты симметричных и несимметричных предметов двумя ладонями одновременно. |
Ежики. | Совершенствовать умение рисовать, нанося песок тонкой струйкой из сжатой ладошки. Учить выполнять рисунок тело ежика. Дополнять рисунок деталями. Развивать творческое мышление. | |
Укрась вазу для цветов | Закрепить техники рисования предметов округлой и овальной формы. Закрепить составлять простой узор, используя только пальцы. | |
Рисование по замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения. | |
Декабрь | Ели большие и маленькие. | Совершенствовать умение рисовать, нанося песок тонкой струйкой из сжатой ладошки. Учить рисовать большие и маленькие ели. Дополнять рисунок деталями. Развивать творческие способности. |
Мои рукавички | Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося песок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность. | |
Елкины игрушки-шишки, мишки и хлопушки | Создание новогодних игрушек, узоров на них, композиции с новогодними игрушками. Совершенствовать умение рисовать, нанося песок тонкой струйкой из сжатой ладошки. Учить рисовать большие и маленькие новогодние игрушки. Дополнять рисунок деталями. Развивать творческие способности. | |
Новый Год к нам идет. | Рисование пальчиками. Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма. | |
Январь | Дремлет лес под сказку сна. | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики. |
Рисование по замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать память, внимание, мышление. Снятие эмоционального напряжения. | |
Февраль | Сказочные птицы | Учить рисовать пальцами синхронно, развивать воображение. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. |
Поющая тишина морских глубин. | Побуждать к творческим замыслам и решениям. Развивать память, внимание, мышление. Снятие эмоционального напряжения. | |
Подарок своими руками «Рисунок песком для папы». | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую активность, интерес. Учить готовить сюрпризы для взрослых. Релаксация | |
Рисование по замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать память, внимание, мышление. Снятие эмоционального напряжения. | |
Март | Открытка для мамы | Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони. Воспитывать эстетическое восприятие. Любовь к родителям. |
Необычные узоры | Совершенствовать умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы. | |
Цветы тоже бывают разными. | Закреплять навык рисования завитков. Совершенствовать умение рисовать цветы. Ребром ладони, указательным пальцем. | |
Рисование по замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать память, внимание, мышление. Снятие эмоционального напряжения. | |
Апрель | На другой планете | Развивать тактильную чувствительность и моторике пальцев. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки. Развивать память, внимание. Вызвать интерес к космосу. |
Веселый зоопарк | Учить приему прищипывания, насыпания песка. Развивать чувство композиции, чувство фактурности. Воспитывать эстетические чувства. Развивать творческие способности. | |
Цветное коромысло над рекой повисло | Развивать чувство композиции, чувство фактурности. Воспитывать эстетические чувства. Развивать творческие способности. | |
Рисование по замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать память, внимание, мышление. Снятие эмоционального напряжения. | |
Май | 9 мая – День Победы! | Совершенствовать умение рисовать цветы ребром ладони, указательным пальцем. Воспитывать эстетические чувства. Развивать творческие способности. Развивать чувство гордости за свою Родину. Уважать взрослых. |
Самолеты | Совершенствовать умение рисовать, нанося песок тонкой струйкой из сжатой ладошки. Учить выполнять рисунок самолёта. Дополнять рисунок деталями. Развивать творческое мышление. | |
Рисуем что хотим | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения. |
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
• Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
• Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;
• Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
• Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
• Категорически нельзя бросаться песком;
• Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
• Если песок просыпался на стол или на пол, необходимо самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Каждая встреча с детьми в изостудии состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов). Обязательным является проведение физкультминутки (через 15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка.
Выводы
Как и игры с песком, рисование на песке и песком развивает у детей тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; снимает мышечную напряжённость; развивает мотивацию речевого общения, способствует расширению словарного запаса. Так же занятия пескографией помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; позволяет развивать фонематический слух и восприятие; способствует развитию связной речи, помогает в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
Речь детей становится более понятной, грамматически правильной. С большей уверенностью дети могут рассказать алгоритм своих действий, что помогает им в составлении рассказа, пересказе.
Используемая литература
- Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2019. № 4.
- Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб., 2018.
- Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитиии дошкольников, ООО «Сфера», 201
- Федосеева М.А. Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии. Волгоград: Учитель 2018-122с.
- Зиберова Т.В. Развитие речи детей средствами песочной терапии. Интернет-ресурс: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-razvitie-rechi-u-detey-sredstvami-pesochnoy-terapii-598352.html.
- "Песочная терапия" Большебратская Э.Э. - Петропавловск, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию с презентацией для педагогов, учителей-логопедов на тему: "Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."...
Презентация опыта работы «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»
Обобщен опыт работы с дошкольниками в театрализованной деятельности....
"Игра как средство развития речевой деятельности дошкольников "
Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллект...
Консультация для родителей: «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»
консультация для родителей...
Статья: «Театрализация как средство развития речевой деятельности дошкольников»
Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Разнообразные детские игры открывают мир дошкольного детства и влияют на развитие...
Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников.
Участвуя в театрализованных играх, дети проявляют свое творчество и фантазии, знакомятся с окружающим миром, развивают речь.Влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использоват...
Выступление на тему: «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Известно, что дети любят играть, их не ...