«Использование музыкальных игр (сказок-шумелок) в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка

Кусяткулова Зубайля Вакиловна

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.  Интересными находками является звукоподражание на шумовых и детских музыкальных инструментах, что способствует развитию мелкой моторики у детей, овладению различными приемами звукоизвлечения, развивает слуховую память и восприятие, научит воспроизводить оттенки звучания: громкость, тембр, высоту, ритм. Кроме того, они способствуют развитию творческой активности и самостоятельности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности – игре в оркестре, пении.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Использование музыкальных игр (сказок-шумелок) в работе с детьми дошкольного возраста»

        С дошкольного возраста мы  создаем  условия для общения детей с музыкой, развиваем их эмоции, чувства, воображение, расширяем кругозор, побуждаем  детей к творчеству.

        Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально - творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.

        Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются;  у других позже, развиваются труднее. Но каждый ребенок обязательно откликается на музыку и музыкальные занятия, пожалуй, самые любимые занятия дошкольников. Для эффективности воспитательно-образовательного процесса необходимо максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Познакомившись, со сказками-шумелками, я попробовала применить ее в работе с детьми. Реакция детей была необыкновенной!  Сказки-шумелки являются одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами.

        Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.  Интересными находками является звукоподражание на шумовых и детских музыкальных инструментах, что способствует развитию мелкой моторики у детей, овладению различными приемами звукоизвлечения, развивает слуховую память и восприятие, научит воспроизводить оттенки звучания: громкость, тембр, высоту, ритм. Кроме того, они способствуют развитию творческой активности и самостоятельности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности – игре в оркестре, пении.

     Такие занятия предполагают решение целого ряда актуальных задач художественно-эстетического развития:

  • формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;
  • пробуждение интереса к творческому музицированию;
  • развитие музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха);
  • развитие коллективных навыков игры;
  • формирование художественного вкуса.

            Исполнение  сказок – шумелок  способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время  выступлений. Звукоподражание  на шумовых инструментах, с различной динамикой и темпом развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки.

            Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение детей   с педагогами, родителями  более интересными и плодотворными.  Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Алгоритм работы со сказкой:

  • Знакомство со сказкой: чтение, кукольный спектакль или просмотр мультфильма.
  • Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
  • Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
  • Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
  • Озвучивание сказки.

 Важно знать методику рассказывания сказки - шумелки. 

 - Выбирая текст  сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть. В сказке текст составляется так, что после одной – двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. 

 - Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста.

 - Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

- Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.

 - Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

 - Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

 -  Благодаря использованию инструментов история или сказочка становится более интересной и яркой.

 - Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Следует тщательно продумывать окончание историй.

Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями

В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с  детьми с неврологическими...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются  еще в  детстве....

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым....

Опыт работы "Использование игрового стретчинга в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

В данном опыте работы я опиралась на методику игрового стретчинга А.Г. Назаровой...