«Использование музыкальных игр (сказок-шумелок) в работе с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Интересными находками является звукоподражание на шумовых и детских музыкальных инструментах, что способствует развитию мелкой моторики у детей, овладению различными приемами звукоизвлечения, развивает слуховую память и восприятие, научит воспроизводить оттенки звучания: громкость, тембр, высоту, ритм. Кроме того, они способствуют развитию творческой активности и самостоятельности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности – игре в оркестре, пении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование сказок -шумелок в работе с детьми дошкольного возраста | 57.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование музыкальных игр (сказок-шумелок) в работе с детьми дошкольного возраста»
С дошкольного возраста мы создаем условия для общения детей с музыкой, развиваем их эмоции, чувства, воображение, расширяем кругозор, побуждаем детей к творчеству.
Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально - творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, развиваются труднее. Но каждый ребенок обязательно откликается на музыку и музыкальные занятия, пожалуй, самые любимые занятия дошкольников. Для эффективности воспитательно-образовательного процесса необходимо максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. Познакомившись, со сказками-шумелками, я попробовала применить ее в работе с детьми. Реакция детей была необыкновенной! Сказки-шумелки являются одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами.
Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом. Интересными находками является звукоподражание на шумовых и детских музыкальных инструментах, что способствует развитию мелкой моторики у детей, овладению различными приемами звукоизвлечения, развивает слуховую память и восприятие, научит воспроизводить оттенки звучания: громкость, тембр, высоту, ритм. Кроме того, они способствуют развитию творческой активности и самостоятельности в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности – игре в оркестре, пении.
Такие занятия предполагают решение целого ряда актуальных задач художественно-эстетического развития:
- формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;
- пробуждение интереса к творческому музицированию;
- развитие музыкальных способностей (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха);
- развитие коллективных навыков игры;
- формирование художественного вкуса.
Исполнение сказок – шумелок способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время выступлений. Звукоподражание на шумовых инструментах, с различной динамикой и темпом развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение детей с педагогами, родителями более интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
Алгоритм работы со сказкой:
- Знакомство со сказкой: чтение, кукольный спектакль или просмотр мультфильма.
- Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
- Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
- Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
- Озвучивание сказки.
Важно знать методику рассказывания сказки - шумелки.
- Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Сказка должна быть выучена так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть. В сказке текст составляется так, что после одной – двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
- Определите, какие музыкальные или шумовые инструменты и предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
- Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы. Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.
- Благодаря использованию инструментов история или сказочка становится более интересной и яркой.
- Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Следует тщательно продумывать окончание историй.
Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дыхательной и звуковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями
В данной статье представлены упражнения, направленные на формирование правильного дыхания и развитие голоса. Звуковая и дыхательная гимнастика особенно важны в работе с детьми с неврологическими...
Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....
опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».
Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Все мы хорошо понимаем, что основы физического здоровья, гармоничного развития личности, высокой жизненной активности и в конечном итоге успешности человека закладываются еще в детстве....
Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым....
Семинар для воспитателей. «Использование педагогической песочницы, ПЕКС карт в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая песочница: основные характеристики, использование песочного поля для развития дошкольников»
Консультация для педагогов ДОУ...
Опыт работы "Использование игрового стретчинга в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
В данном опыте работы я опиралась на методику игрового стретчинга А.Г. Назаровой...