Транслирование опыта работы
материал

Кузнецова Ольга Петровна

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Развитие фонематического слуха

у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовили:

Казбулатова Ю.З.

Кузнецова О.П.

Семинар – практикум

«Развитие фонематического слуха

у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:        Повысить        компетентность молодых специалистов в вопросах развития  фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Обратить внимание к проблеме недоразвития  фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить с игровыми приемами развития  фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: презентация «Игры для фонематического слуха», аудиозаписи природных и бытовых шумов, материал к дидактическим играм, памятка «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет», осенние листочки из цветной бумаги, доска.

Ход практикума.

  • Сообщение на тему «Речевой и неречевой слух».

Что такое слух? Это способность человека с помощью органов воспринимать   звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает речевой и неречевой.

Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Вот сейчас посмотрим кто самый внимательный и догадливый, поиграем в игру «Угадай, что звучит?» (логопед включает несколько аудиозаписей бытовых и природных шумов, а педагоги определяют какие это звуки).

          Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого слуха (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Например, «игла» превращается во «мглу», «бочка» в «почку» и т.д.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух и элементарный звуковой анализ.

Фонематический (речевой) слух - это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Это первая ступень в овладении грамотой, которая формируется от одного года до четырех лет.

Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов и слов. Он относится ко второй ступени и формируется после 4 лет.

Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. Какие признаки нарушения фонематических процессов могут быть у ребенка?

1.   Нарушено звукопроизношение (замены и смешения звуков).

2. Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

3. Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков.

             Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение – одна из основных задач при подготовке ребенка к школе, залог успешного усвоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и у детей, с нарушением фонематического слуха могут возникнуть проблемы при чтении и письме в школе.

Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи.     А помогут в этом специальные игры.

  • Игры на развитие фонематического слуха.

                                        

                                           Игра «Будь внимательным!»

Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышишь заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук [Р].

  • л, р, в, х, р, ж, с, т, р, н, п, р, л, в, д, с, н, ж, р, л, д, р, м, б.
  • ла-зы-ру-жа-ра-ту-во-ро-ди-шу-ры-са-це-ре-до-ру-ра-ми-ри-лы-по-ро-ва.
  • Нос, корка, штука, крот, лютик, карандаш, жадина, торт, пирог, лампа, крокодил, носок, сыр, клад, лиса, корова, рак, лопата, роза, лось, краб, баран, кора, морс.

                                          Игра «Назови картинки!»

Задача – учить выделять заданный звук в названии предметов, изображенных на картинках.

Назовите картинки в названии которых есть звук

 [С]: вилки, калоши, слива, лиса;

  [К]: кольцо, лук, курица, огурец;   

  [Ш]: медуза, кувшин, шарик, подушка;     

  [А]: зонт, пуговица, автобус, аист.

                                     Игра «Придумай»

  Задача – учить подбирать слова на заданный звук.

  • Придумайте имя девочке на заданный звук [Н] – Настя, Надя, Наташа;
  • мальчику на звук [В] – Ваня, Валера, Вася, Валя;
  • фрукт на звук [А];
  • животное на звук [Б]; и т.д.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове.

Например:

  • ножницы, носорог, незнайка, носок:
  • удочка, утка, улитка, утюг:
  • матрешка, медведь, машина, мышка:
  • иголка, игрушки, индеец, индюк.

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными в начале слова ([Я], [Ё], [Е], [Ю]), т.к они обозначают двойные звуки ([йа], [йо], [йэ], [йу]). При выделении начальных согласных звуков, следите, чтобы ребенок произносил их без призвука [Э], не «эм», не «мэ», а чистый звук [М], например, в слове «мост».

Игра «Назови последний звук в слове»

Задача – учить выделять последний звук в слове.

Назовите предмет на картинке и выделите последний звук в слове. Например,

дом - [М], дуб - [П].

Игра «Отгадай слово»

Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинке.

Угадайте по первым звукам изображенных на картинках предметов слово.

Например, лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса)

Игра «Добавлялки»

Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или в конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите, получившееся слово. Например:

Звук [Ш]….уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар), мы…(мышь), ду… (душ), …ляпа, …орты, лава…, …каф, ков…, камы…, …арф,…лем, ….кола, …ахта, фини…

Звук [К]….онь, …ок, фини…, внк…, бы…, су…, мая…, …от, …амень, …уб, ма..., пау…, тан…, бан…., …аток, …офе, лу…, …апля, …ол, …уст, …ухня, …уры.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине, конце слова. Например, звук [Ш] – в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине)

Игра «Определи количество слогов»

Задача – учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове, или покажите соответствующую карточку «домик»

Например: балерина (4 звука), дерево (3 звука), ваза (2 звука), лес (1 звук).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: прижать ладонь к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустится вниз (произнося гласные) столько и слогов в слове.

                                           Игра «Телеграфисты»

Задача – развитие фонематического анализа и синтеза.

Взрослый и ребёнок – это телеграфисты, которые передают и принимают телеграммы. Сначала взрослый «передаёт содержание телеграммы»: произносит слово целиком: луна. Ребёнок «принимает телеграмму» – называет слово по одному звуку: л-у-н-а, то есть проводит операцию звукового анализа.  Так же можно играть наоборот. Взрослый произносит слово по отдельным звукам, а ребенок называет его целиком, то есть проводит операцию звукового синтеза. Затем игроки могут поменяться ролями, и продолжить игру.

                                        Игра «Продолжи цепочку»

Задача – учить выделять первый и последний звук в слове и учить подбирать слова на заданный звук.

 Взрослый говорит любое слово, а каждый ребенок должен придумать такое слово, что   бы оно заканчивалось на последний звук данного слова. И так придумывают все дети по цепочке.

                                         Игра «Назови слова на звук»

Задача – учить находить слова на заданный звук.

Взрослый показывает детям сюжетную картину и предлагает назвать все предметы с заданным звуком.

                                        Игра «Звонкий-глухой»

Задача – разложить картинки по двум домикам: картинки в названии которых присутствует данный звонкий звук - в один домик, картинки в названии которых присутствует данный глухой - в другой домик.

                                   

                                        Игра «Твердый - мягкий»

Задача – разложить картинки по двум домикам: картинки в названии которых присутствует данный твердый звук - в один домик (синий), картинки в названии которых присутствует данный мягкий - в другой домик (зеленый).

  • Итог. Обмен впечатлениями от встречи.

Логопеды раздают памятки – консультации для педагогов «Игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Вот наша встреча подошла к концу. Мы надеемся, что время вы провели                    не зря, если у вас возникли вопросы, мы будем рада на них ответить. Очень надеемся, что смогли убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста, и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку, хорошо подготовится к школе.

В заключении нашего семинара, предлагаем вам оставить свой отзыв о проведенном мероприятии. Если вам все понравилось, вы узнали что-то новое – прикрепите на доску зеленый листочек; если понравилось не все, получили недостаточно информации -  желтый листочек; если не понравилось – красный.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Конспект индивидуально-подгруппового занятия

 учителя-логопеда МБДОУ № 17 «Белочка»

Кузнецовой О.П.

Сургут 2024 г.

Тема: " Автоматизация звука"Л": Лунтик. День рождение бабушки Капы".

Цель: развитие и формирование звуковой стороны речи.

Задачи:

    Коррекционно-образовательные задачи:

- автоматизировать звук "Л" в словах;

- формировать лексико-грамматический строй речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, множественного числа существительных, согласование числительных с существительными)

     Развивающие задачи:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать мелкую моторику;

- развивать артикуляционную моторику;

- развивать слухо-речевое внимание.

     Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать положительную установку на участие в занятии;

- побуждать к активному участию к деятельности;

- повышать самооценку ребенка;

- способствовать улучшению эмоционального благополучия.

    Оборудование: зеркало, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, предметные картинки, игрушка "Лунтик", две маленькие коробки для картинок, перемешанная крупа фасоли и гороха в чашке, карточка с загадками, две банки для крупы, мяч, улыбающийся смайлик из самоклеящейся бумаги.

   Ход Занятия:

1.Орг. момент. Сообщение темы:

 Здравствуй. Ты смотрел мультфильм про Лунтика? Мы сегодня с тобой пришли в гости к Лунтику. А вот и он. (Логопед показывает игрушку Лунтика). Давай вспомним какой звук мы учились с тобой произносить? Это звук есть в слове Лунтик. Правильно звук "Л".

2. Артикуляционная гимнастика:

Вот Лунтик проснулся и улыбнулся. Давай улыбнемся вместе с ним (упражнение "Улыбка"). А теперь он пошел чистить зубы (упражнение "Почистим зубки"). Умылся (упражнение "Маляр"). Выбежал во двор и захотел покачаться на качелях (упражнение "Качели").

3. Развитие фонематического слуха, слухоречевого внимания:

 И пока Лунтик качался он вспомнил, что сегодня у его любимой бабушки Капы день рождения, но сейчас ее не было дома и Лунтик захотел нарвать ей большой букет цветов на праздник. И он побежал домой собраться. Когда он был готов и уже подбегал к двери, но вдруг споткнулся и упал. На полу были разбросаны игрушки. Лунтик решил убраться в своей комнате, чтобы сделать бабушке Капе приятное. Нужно было сложить игрушки в коробки. Давай ему поможем? В одну коробку мы будем класть картинки с игрушками, в названии которых есть звук "л", а в другую все остальные игрушки. (Логопед произносит название картинки, ребенок находит ее среди других и кладет в нужную коробку).

4. Произнесение звука "Л" в словах:

 Но кроме игрушек в комнате было еще много других предметов, которые тоже нужно было положить на свои места. Давай посмотрим и назовем эти предметы. (Логопед вместе с ребенком рассматривает картинки, ребенок произносит названия предметов, изображенных на них, а логопед контролирует правильное произношение звука "Л").

5. Развитие мелкой моторики:

Пока Лунтик прибирался в комнате, он уже немного проголодался и побежал на кухню, чтобы перекусить. Но доставая из шкафа печенья он нечаянно рассыпал две банки с бабушкиной крупой, и вся крупа перемешалась. Давай ему поможем разобрать крупу по разным банкам. (Логопед наблюдает, как ребенок разбирает по разным банкам фасоль и горох, по необходимости помогая ему). А пока ты помогаешь Лунтику, я буду загадывать тебе загадки, в которых отгадки начинаются на звук "Л".

6. Образование множественного числа существительных, развитие общей моторики:

 Тут прибежал друг Лунтика Кузя и предложил поиграть в мяч. Давай с тобой тоже поиграем. Я буду кидать тебе мяч и называть предмет, а ты будешь кидать мне мяч обратно и называть этот предмет со словом "много".

7. Образование уменьшительно-ласкательных существительных:

 Ой, Лунтик вспомнил, что он еще не нарвал бабушке Капе цветов и подбежал к окошку, чтобы посмотреть не идет ли она. А так как жили они на высоком дереве, то все, что увидел Лунтик показалось ему очень маленьким. Он увидел не луг, а маленький….лужок. (Логопед добивается, чтобы ребенок сам подобрал нужное слово. Такая же работа проводится с остальными словами)

8. Согласование существительных с числительными:

И вот он увидел, что к домику приближается бабушка Капа и он со всех ног бросился на улицу собирать цветы. Лунтик увидел ландыши, колокольчики и фиалки. Он захотел сорвать каждого цветка по пять штук. Давай ему поможем посчитать ландыши: один ландыш, два ландыша, три ландыша, четыре ландыша и пять ландышей. Молодец! Теперь посчитаем колокольчики (Считают). Теперь фиалки (Считают). Красивый букет у него получился?

9. Итог:

   Лунтик довольный побежал домой, чтобы подарить цветы. Бабушка очень обрадовалась такой заботой Лунтика и целый день улыбка не сходила с ее лица. Я тебе тоже подарю вот такой улыбающийся смайлик, чтобы ты целый день улыбался и не грустил, ведь ты сегодня во всем помогал Лунтику и старался правильно произносить звук "Л"!!!



Предварительный просмотр:

Онлайн конференция

Тема: «Задержка речевого развития. Коррекция»

Цель: Систематизирование знаний о задержке речевого развития у детей раннего возраста и представление путей ее коррекции.

Задачи:

1. Показать важность проблемы раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей.

2. Обобщить знания о задержке речевого развития у детей раннего возраста

3. Познакомить с основными направлениями коррекционной логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития.

Целевая аудитория: родители (законные представители), педагоги дошкольных учреждений.

      Для организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС в ДОУ должны учитываться индивидуальные потребности детей с ОВЗ, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Создаются специальные образовательные программы, применяются различные методы обучения, воспитания, приобретаются учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия, организован комплексный подход, создается доступная среда. ДОУ должно обеспечить равные возможности детей в получении качественного дошкольного образования. Поэтому, для организации инклюзивного образования немаловажным становится налаживание системы ранней комплексной помощи.

Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.

Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

      В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада, поэтому в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии: изучаются особенности доречевого развития детей с органическими поражениями ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, развиваются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность коррекционной логопедической работы.

       Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

         

         Задержка речевого развития - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней («ма» вместо мама, «па» вместо папа, «ав» - собака, «би-би» - машина и т.д.) У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов. Наличие вышеуказанной проблемы у многих детей можно диагностировать уже в раннем возрасте – в 1,5-3 года. Однако квалифицированную систематизированную помощь ребенок с нарушениями речевого развития чаще всего получает только в 4-5 лет при оформлении в логопедические группы в ДОУ. Если своевременно не обратиться к специалисту, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: задержка психического развития, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка - формирование замкнутости и закомплексованности.

         Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

        Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.

         Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

        Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:

• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);

• Обучение должно основываться на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.

• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.

• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.

• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.

• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.

• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу, предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.

         Основная задача корекционно-логопедического воздействия:

Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия

Основные направления коррекционной логопедической работы:

  1. Развитие импрессивной речи.

     Хочу остановиться на развитии импрессивной и экспрессивной речи. Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания ситуации. Логопед, родители, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.). Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол»«возьми книгу с полки». Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Например, «поручения», которые можно выполнять и дома. Сначала ребенок выполняет одну инструкцию, затем две инструкции, потом три подряд: «Пойди, принеси бабушке очки; пойди, принеси бабушке очки, а дедушке газету. Пойди, принеси маме тапочки, бабушке чашку, а папе газету.

     В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки. На столе расположены картинки с изображениями предметов. Попросить показать: собаку, шубу, вазу, сыр, цветок. Дать ребёнку задания: «Дай маме шубу, а мне цветок. Мне кошку, а маме ложку» и т.д. «Холодно, на улице идет снег, что мама наденет?…». «Я хочу пить… Куда я налью чай?». Ведется работа и с сюжетными картинками. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия: «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.

  1. Развитие экспрессивной речи 

     Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. В логопедической работе с детьми важно создать потребность подражать слову взрослого. Логопед постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению с взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации). Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно. Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). Именно в игре развивается речь ребенка. Это и сюжетные игры (Например «Позовем гостей», “Айболит”, «Паровозик»), можно поиграть с куклами би-ба-бо и показать «кукольный театр», где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлеченностью в игровой процесс (Например: сказки «Теремок», «Лиса и Заяц») 

    Используется сюрпризный момент: из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с ней.

  1. Развитие общей моторики.

     Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений целесообразно начинать с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища, учим ребёнка выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Игры: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”

      Наблюдая за животными и птицам, можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

      Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством формирования речевых функций.

  1. Развитие мелкой моторики.

       Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Например, использование:

  • пальчиковой гимнастики. С помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, отрабатывать определенный темп речи, развивать речевой слух: “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”;
  • пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко»;
  • игр с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры: с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, складывание матрешек. Можно мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.
  1. Развитие слухового восприятия. 

     Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходят к нормальному произнесению слов, а далее рот прикрывается экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

      Проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и

фонематического слуха. Например, упражнения с музыкальными инструментами: бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан

(“Что звучит?” ,“Угадай, на чем играю?”) Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.).

     

 6. Формирование навыков артикуляционной моторики.

     

   Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения - важная часть коррекционной работы с неговорящими детьми. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам. Можно использовать упражнения: “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хоботок ”.

7. Развитие зрительного восприятия.

Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа ведется по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта и пиктограмме.

8. Формирование просодических компонентов речи. 

Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.

В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Кузнецова Ольга Петровна, учитель – логопед

МБДОУ № 17 «Белочка», город Сургут.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №17 «Белочка»

Актуальность использования в работе

 учителя-логопеда ИКТ

(информационно-коммуникационных технологий)

Подготовила:

учитель-логопед Кузнецова О.П.

Сургут 2023

        В современном мире человечество уже с трудом представляет свою жизнь без компьютерных технологий. Современное общество активно создаёт новую информационную культуру, в которой уже живут наши дети, и учителя-логопеды не должны оставаться в стороне. Компьютеры заняли активную позицию в офисах и в домашнем интерьере, а теперь быстро проникают в школы и детские сады. Компьютер для педагога может являться незаменимым помощником в воспитании и обучении, а для учителя-логопеда – в формировании речевого развития дошкольника.

В своей практике учителю-логопеду приходится сталкиваться с низкой мотивацией ребёнка, с не критичностью дошкольника к своему речевому дефекту, с быстрой утомляемостью детей. К сожалению, очень часто владение методикой коррекции речи и желания учителя-логопеда, недостаточно для достижения положительной динамики речевого развития у дошкольника.

От учителя-логопеда требуется особый подход к детям с речевыми нарушениями. Для наиболее высокой эффективности работы занятия должны быть постоянно эмоционально окрашены. Детям интересно всё, что связано с компьютером, а если есть интерес, то повышается речевая и познавательная активность ребёнка, активизируется непроизвольное внимание, повышается интерес к логопедическим занятиям, соответственно повышается учебная мотивация. Всё выше перечисленное способствует достижению поставленных целей и улучшения результативности работы учителя-логопеда.

Благодаря последовательному и постепенному появлению на экране, ребёнок имеет возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование в компьютерных играх красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать дошкольника, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным, тем самым вызывая положительный отклик у ребёнка.

        Занятия на компьютере развивают у ребенка не только интеллект, но и мелкую моторику (ребёнку необходимо нажимать на определённые клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук). Мозг ребёнка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением (активно задействован зрительный анализатор), отдаёт команды пальцам рук (активно задействован моторный анализатор), происходит активная мыслительная работа, при этом ребёнок должен в зависимости от целей задания, правильно произнести сформированный звук, составить предложение с заданным словом, согласовать слова и т.д. Благодаря компьютеру происходит совместная координированная работа зрительного, слухового и моторного анализаторов. Ребёнок является активным участником процесса, у него создаётся видимость, что это он является инициатором игры, что в свою очередь опять же повышает интерес к выполнению заданий и мотивацию.

        Использование компьютерных технологий значительно расширяет возможности работы с наглядным материалом. У любого специалиста часто возникают проблемы, где быстро найти необходимый для демонстрации материал, учитель-логопед понимает, что приобретенный ранее материал устаревает или его недостаточно для проведения занятия, а приобретение нового требует много материальных затрат. А самостоятельно изготовить пособия, соответствующие требованиям к наглядности способен не каждый. Поэтому, одна из веских причин задуматься об использовании ИКТ – необходимость повышения качества наглядного материала.

         

        Специалист может применять ИКТ при диагностике, на индивидуальных (ребёнку утомительно ежедневное проговаривание слогов, слов и предложений, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков и манипуляции с ними), подгрупповых и фронтальных занятиях (сделать более результативным формирование лексико-грамматической стороны речи), в работе с родителями (помочь разобраться в многообразии компьютерных игр, дать рекомендации по использованию их в домашних условиях при выполнении рекомендаций логопеда), при создании рекомендаций для работы в домашних условиях, для создания наглядно-текстового материала, при обмене опытом с коллегами, для повышения квалификации и профессионального мастерства.

Вводить компьютер можно практически на любых этапах работы: на подготовительном этапе (узнавание неречевых и речевых звуков); на этапе формирования фонематического восприятия и развития фонематического слуха; на этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи (постановка, автоматизация и дифференциация сформированных звуков); на этапе формирования лексико-грамматического строя речи, на этапе развития связной речи.

        При подборе и самостоятельном создании игр необходимо учитывать требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам и играм, применяемым на логопедических занятиях:

  • Материал должен создаваться с учётом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей ребёнка;
  • Материал должен быть ярким, красочным, со звуковым оформлением;
  • Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными для детей;
  • Материал должен быть на родном языке ребёнка;
  • Текст заданий, желательно, должен быть озвучен диктором;
  • Материал, должен включать в себя интересные, понятные и простые для выполнения задания;
  • Если ребёнок работает не с клавиатурой, а с использованием манипулятора «мышь», желательно обозначить «рабочую клавишу» определённым сигналом;
  • Программа должна развивать, давать новые знания, обучать необходимым навыкам в игровой форме (ведь игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте).

Специалисту при использовании на занятиях компьютера необходимо соблюдать условия для сбережения здоровья ребёнка, т.е. соблюдение СанПиНа:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работа с компьютером на одном занятии в течении короткого времени не должна превышать 5-10 минут (дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему) и не более двух раз в неделю (в зависимости от возраста ребёнка);
  • с осторожностью вводить компьютерные игры, если у ребёнка имеются невротические расстройства, нарушение зрения (поскольку компьютер может спровоцировать и усилить отклонения в состоянии здоровья);
  • целесообразно для предупреждения переутомления глаз проводить зрительную гимнастику до начала занятия и по его окончанию, а также во время работы периодически переводить взгляд ребёнка с монитора каждые 1,5-2 минуты на несколько секунд.

Бытует мнение, что компьютер может стать средством отвлечения внимания детей; «целое поколение людей не сможет складывать и вычитать числа, если рядом не будет компьютера»; компьютер заменит «живое общение».

Но жизнь не стоит на месте и «обучать надо не тому, что есть, а тому, что будет». И педагог вынужден идти в ногу со временем, а значит использовать все возможные средства для достижения цели и во благо детей. Но стоит не забывать, что компьютер не заменяет работу педагога, а целесообразно дополняет её, делает более эффективной.

Подведя итоги, можно отметить основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда, что явно доказывает актуальность их использования:

  • опора на ведущую деятельность дошкольника – игру;
  • полисенсорное воздействие (опора на сохранные анализаторы);
  • формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
  • повышение самооценки ребёнка (система поощрений – компьютерные герои, звуковые эффекты);
  • формирование сотрудничества между ребёнком и учителем-логопедом;
  • активизация работы с родителями, повешение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе;
  • экономия временных ресурсов и материальных затрат.



Предварительный просмотр:

Использование
  коррекционно-развивающих игр и занимательного наглядного материала для подготовки детей к обучению грамоте.

 

  Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступенью в системе народного образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

  Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитие речи и фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

  Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

  Процесс обучения грамоте предлагает разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно; сюжетов сказок; элементов сюжетно-дидактической игры; сюжетных картин и т.д.

  Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой - в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

  Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствовала спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

  Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов, дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте.

  Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

  Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

  Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

  Девочка в красном платье символизирует гласный звук, в синем - твердый согласный, в зеленом - мягкий согласный. Молоточек - твердый согласный, перышко - мягкий. Ушко - глухой согласный, колокольчик - звонкий.

  Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] - кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] - губы растянуты в улыбке. На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка в ротовой полости.

  Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к "зашифрованным" словам.

  Предлагая данный вид работы, мы идем от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети определяют, какие фрукты на них привезли; узнают, кого или что увидели на полянке цыплята; что перевозит в контейнере шофер; рассаживают на тумбы дрессированных животных в цирке и т.д.

  Пособие "Паровоз", "Домик" так же используется с целью определения позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й - с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й - с данным звуком в конце слова.

  При дифференциации звуков дети не только выделяют предметы, но и группируют их по определенным признакам: твердости - мягкости, глухости - звонкости.

  Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При членении слов на слоги мы используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении "Телега" дети читают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги, играя в магазин, где первый слог в названии товара равен одной монетке.

  При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

  Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, изготовленные из наждачной бумаги или наклеенной на бумагу манной крупы, конструировать из рук, выкладывать из палочек, ниток, плодов, мозаики.

  Кроме того, составлять и прочитывать слова из известных "рассыпанных" букв или слогов, необходимо дописывать пропущенную букву - игра "Дай таблетку деду Буквоеду", собирать слово из переставленных или перепутанных букв - игра "Расшифруй слово", читать слова из начальных букв предложенных предметов - игра "Прочитай по первой букве", а также слова, в которых одна буква заменялась на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка - кашка, галка - палка, почка - бочка).

  Более сложные задания для детей - кроссворды, ребусы - игра "Веселые ребусы" и игры типа "Поле чудес", игра "Счастливый случай", викторины.

  При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: накормить Карлсона вареньем из двух банок (в одной из них находятся клубнички с согласными, в другой - с гласными буквами); принять участие в цирковом номере, в котором клоун жонглирует желудями, и т.д.

  При составлении слов из букв дети выполняют задания, опираясь на размер предмета с изображенной на нем буквой, и раскладывают картинки в порядке возрастания и убывания; составляют слова из заданных букв и слогов.

  С целью пропедевтики зеркальности на письме дошкольников учат различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образа буквы.

  Приемы работы над предложением разнообразны. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, используя игра "Фразовый конструктор", где решаем разнообразные задачи.

  Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги". Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия - в движении, слова-признаки - полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций. Например, "девочка, сестра, дочка". Картинка со стаканом может обозначать "чай, сок, компот" и т.д.

  В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

  Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала использовать полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.

  При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

  Игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

  К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими.

Включение наглядных моделей на занятиях с детьми по обучению грамоте помогают им овладеть звукобуквенным анализом, создает предпосылки для развития фонематического восприятия.

Процесс обучения грамоте будет интереснее и эффективнее если использовать игровые приемы логопедических упражнений с применением метода наглядного моделирования который позволяет решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
  • образно представить структуру слова;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
  • определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
  • определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
  • научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
  • отработать навык послогового чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

транслирование опыта работы по самообразованию

Представлен перечень мероприятий, транслирования опыта профессиональной деятельности педагога...

Транслирование опыта работы. Доклад "Методика преподавания исторического и литературного краеведения в дошкольном образовательном учреждении" для областных гуманитарных чтений по теме" Сахалин М.В Теплинского, Г.И Мироманова и М.Л Полянского"

Представлена концептуальная основа воспитания и обучения духовно-нравственного развития детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Предложены темы по ознакомлению с малой Родиной...

Транслирование опыта работы

Активно транслирую опыт своей педагогической деятельности:►опубликовала на сайте «Талант.рус» авторскую работу «Развитие познавательной активности дошкольников через интеллектуальные...

Транслирование опыта работы

Материалы к пункту 3.5....