семинар для воспитателей "роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей дошкольного возраста"
рабочая программа
Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной деятельности, когда по желанию и инициативе самих детей возникают игры с пением, сюжетно-ролевые и музыкально-дидактические игры.
В младшей и средней группах большое значение придается развитию звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма у детей. в начале для выполнения этой задачи вносятся музыкально-дидактические игры в занятие, закрепляются они в трех-четырех занятиях с усложнением. А затем воспитатели пробуют проводить такие игры в группе в свободное время или на прогулке.
Музыкально-дидактические игры развивают у ребенка стремление к собственному творчеству, способствуют более интересному и содержательному проведению досуга, а также воспитывают любовь к музыке и творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.57 МБ |
семинар | 23.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Найди и покажи. Игровой материал: 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных. Ход игры: взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.
Зайцы на поляне. Игровой материал: На планшете изображен лес, поляна. В центре сделаны разрезы, куда вставляются картинки «Зайцы спят», «Зайцы пляшут». Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют соответствующую картинку на планшете.
Эхо Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон. Ход игры: Ведущий выкладывает пред двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто - девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки а, у. Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт а или у?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек
Громко – тихо . Игровой материал : Две карточки с изображением большого аккордеона и малого. Цветные карточки: красные – громко, серые - тихо. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют «фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу воспитателя. Ход игры: Громко или тихо сказать своё имя помяукать , похрюкать. М.р . исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю.
Музыкальный квадрат. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз. Ход игры: Игра проводится под любу мелодию .
Танец воды. Игровой материал : Карточки с изображением различных линий: «забор», «волна», «черта», «капелька», «снежинка» Ход игры: Попросить ребёнка войти в роль музыканта или художника и нарисовать или сыграть танец воды, изображённый на карточке. Дети должны попрыгать, поплавать рукой по клавишам, нарисовать дождик или речку, снег.
Наше путешествие. Игровой материал: Металлофон, бубен, ложки, барабан. Ход игры : Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).
Учёный кузнечик. Игровой материал : Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон. Ход игры : Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз. Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела
Музыкальный руководитель
Е. Ю. Пономаренко
МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 183»
2022г.
Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие у них музыкальных способностей. Эта задача реализуется и в самостоятельной деятельности, когда по желанию и инициативе самих детей возникают игры с пением, сюжетно-ролевые и музыкально-дидактические игры.
В младшей и средней группах большое значение придается развитию звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма у детей. в начале для выполнения этой задачи вносятся музыкально-дидактические игры в занятие, закрепляются они в трех-четырех занятиях с усложнением. А затем воспитатели пробуют проводить такие игры в группе в свободное время или на прогулке.
Например: игра «Птицы и птенчики» Воспитатель поет за маму низким голосом, а дети пропевают за птенчиков высоким голосом. Затем детей делят на две группы: Одна группа – мамы, вторая – птенчики. Первая группа поет низко, вторая – высоко.
Можно импровизировать в игре с карточками. Детям раздают карточки с большими птицами и маленькими птичками. Воспитатель говорит: Послушайте, каких птичек я позову. Говорит низким голосом «чик-чирик», бегут дети у которых карточки с большими птицами, затем поет высоким тонким голосом.. Бегут дети с маленькими птичками на карточках.
Также можно использовать таких персонажей, как Кошка и котята, курица и цыплята и т.д.
Для развития тембрового слуха используются игры «На чем играю», или «Наш оркестр». В этой игре к детям приходят персонажи: Медведь с барабаном, петрушка с бубном, зайчик с дудочкой и т.д. ребята называют инструменты и пытаются описать звучание..
Развитию ритмического слуха помогают игры на темп. «ходим - бегаем», «Кто идет?». А воспитатели повторяют эти игры в свободное время в группе.
Так совместная работа воспитателей и музыкального руководителя дает видимые результаты.
В старшей и группе для развития звуковысотного слуха подготовлены игры «бубенчики», «три поросенка».
В игре Волк и «три поросенка» первый поросенок НИФ-НИФ поет низким голосом, второй - НУФ-НУФ чуть повыше, а третий – НАФ-НАф – поет выше остальных.
Ниф-ниф поет на звук «До» я ниф-ниф,
НУф-нуф поет на звук «Ми» я нуф-нуф,
Наф-наф поет на звук «соль» я наф-наф.
А волк, в свою очередь поет на самую низкую ноту, например на ноту «си» малой октавы: Я серый волк. При этом можно придумать любой сюжет с этими персонажами.
При проведении игр нужно обращать внимание на то, чтобы ребенок проявлял инициативу, импровизировал, выдумывал своих героев и мог пропеть голосом выдуманного персонажа.
В игре «Бубенцы» детям предлагают проиграть маленькие музыкальные фразы на металлофоне, триоли, проиграть ритмическую фразу на колокольчике. Повторяя за педагогом. В самостоятельной деятельности можно ставить маленькие сказки с участием самих детей или с куклами.
Дети начинают постепенно проявлять инициативу, умеют играть с куклами, и даже стараются пропевать свою мелодию.
В ходе игр складываются дружеские отношения между детьми, дети раскрываются, это способствует и эмоциональной настроенности детей.
В подготовительной группе дети должны с помощью музыкально-дидактических игр научиться воспроизводить ритмические рисунки, сопоставлять тембры голосов и инструментов, вслушиваться в звуки, различать их по высоте, проявлять творчество в пении, движениях, четко передавать интонацию муз. произведения.
В музыкально-дидактических играх особенно ярко проявляют себя музыкальные дети, они всегда бывают хорошими организаторами, чувствуют, что способны порадовать окружающих. В свободное время ребята самостоятельно организуют различные музыкально-дидактические игры, и берут главные роли в них на себя.
Задача музыкального руководителя и воспитателей, на примере этих детей проявить интерес к играм другим более скованным детям, не заостряя внимание на неправильность исполнения, а помогать выбрать правильный темп и интонацию.
В этом плане очень полезны «дни рождения» в группе. Дети водят хоровод, именинник выбирает кого-то из детей, пляшет с ним. Дети также могут просто петь песни про день рождения, обыгрывая их по желанию.
Для развития самостоятельности и творчества в движениях можно придумать игру «кто придумает пляску», или «звери танцуют в лесу» и т.д.
Сначала в игру играют под музыкальное сопровождение на занятии. А затем и в группе в свободное время.
Например. Детям раздают карточки на которых изображено: Девочка танцует, кукла спит, солдатики маршируют. Детям предлагаю придумать свои мелодии и движения. Пляски, колыбельные, марш.
Затем задание можно усложнить. Детям дают задание придумать конкретную мелодию: марш , колыбельную, веселую, грустную и т.д.
Таким образом музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется с помощью музыкально-дидактических игр с выполнением творческих заданий.
Музыкально-дидактические игры развивают у ребенка стремление к собственному творчеству, способствуют более интересному и содержательному проведению досуга, а также воспитывают любовь к музыке и творчеству.
2 слайд.
Игра «Найди и покажи» младш.гр. практическое задание
3 слайд
Игра «Зайцы на поляне» младш.гр. практическое задание
4 слайд
Игра «Эхо» средн. гр. практическое задание
5 слайд
Игра «Громко-тихо» средн. гр. практическое задание
6 слайд
Игра «Музыкальный квадрат» старш. гр. практическое задание
7 слайд
Игра «Танец воды» старш. гр. практическое задание
8 слайд
Игра «Наше путешествие» подгот. гр. практическое задание
9 слайд
Игра «Ученый кузнечик» подгот. гр. практическое задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"
В практической деятельности для развития ритмических навыков детей необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много...
Настольные музыкально – дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста
В статье раскрыты основные требования к настольным музыкально - дидактическим играм, предназначенным для музыкально - сенсорного развития детей дошкольного возраста....
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...
Использование музыкально-игрового материала в целях успешного музыкального развития детей дошкольного возраста.
В целях наиболее успешного музыкального развития детей необходимо использовать музыкально – игровой материал, который облегчит воспитанникам процесс восприятия музыки, активизирует музыкальное в...
Основные задачи музыкального воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Возрастные особенности музыкального развития детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и воспитателей....
Семинар- практикум «Музыкальное развитие детей дошкольного возраста посредством элементарного музицирования»
Семинар-практикум для родителей (законных представителей) воспитанников средней группы...
Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Роль музыкально-дидактических игр заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игр...