Педагогический такт в работе воспитателя
консультация
Поможет педагогу держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_pedagogicheskiy_takt_v_rabote_vospitatelya_gruppy.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический такт в работе воспитателя группы.
Профессиональную этику мы понимаем, как гармонию нравственных чувств, сознания и поведения специалиста, которые целостно проявляются в его культуре общения с воспитанниками, с другими людьми, в его педагогическом такте.
Глубоко прав был К.Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника.
Необходимым качеством для воспитателя является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения воспитателя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.
Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.
Признаки и элементы педагогического такта.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности воспитателя, нахождение меры в отношениях воспитателя и обучающихся в процессе общения.
Основные элементы педагогического такта:
- требовательность и уважительность к воспитаннику;
- умение видеть и слышать обучающегося, сопереживать ему;
- деловой тон общения;
- внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
- во внешнем облике педагога;
- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к обучающимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.
Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. На занятиях — четкость, корректность, строгость. В свободное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.
Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, воспитатель особо должен быть тактичным по отношению к каждому воспитаннику. При применении наказания очень важно, как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и воспитанниками, зарождается доверие. Педагогический такт – это, показатель культуры и профессионального мастерства воспитателя. Это важнейшая черта его поведения, проявляющаяся в выдержке, самообладании, гуманности, оптимизма, доброжелательности, уважения к детям, культуре общения с ними, умении ориентироваться в быстроменяющихся педагогических ситуациях и принимать правильное решение. Педагогический такт характеризует стиль работы воспитателя как мастера своего дела. Он умеет регулировать поведение детей, воздействуя на них так, что они всегда уверены в его доброжелательности и справедливости.
Отсутствие педагогического такта обычно нарушает нормальные отношения воспитателя с детьми. Тот, кто не обладает чувством такта, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются требованиям такого воспитателя.
Воспитатель, обладающий педагогическим тактом, никогда не повышает голоса, а дети слушают его. Воспитатель, не выработавший этого в себе качества, то и дело покрикивает, а толку мало; себя взвинчивает, а дети будто и не слышат его. Всегда надо помнить: чем меньше замечаний, тем значительнее вес воспитательского слова.
Постепенно находясь с детьми, вы управляете ими в целом и каждым из них в отдельности. Ясно, что обращения ко всем детям сразу и к каждому в отдельности имеют свои отличия. Если, к примеру, вы обращаетесь ко всей группе сразу, то вполне возможен официальный тон, мобилизующий и не допускающий возражений. В нем стремление собрать детей на безоговорочное выполнение распоряжения. А вот в отношении к одному из воспитанников такой тон далеко не всегда уместен. Общение воспитателя с кем-либо из детей осуществляется на более близких дистанциях, чем со всей группой сразу. Контакт с одним всегда требует глубокого понимания ребенка, его настроения в данную минуту, побудительных мотивов его действий.
Эффективность педагогического воздействия слова во многом зависит от умения воспитателя предвидеть, какое оно окажет влияние на эмоциональную сферу ребенка. Если в группе спокойная обстановка, то дети более уравновешены, жизнерадостны. Личность самого воспитателя имеет огромное значение в создании у детей эмоциональной уравновешенности. Есть воспитатели, у которых все выглядит естественно: манера держаться и разговаривать с детьми, он отдает распоряжения без нажима, не горячится, уверен в себе, немногословен, приветлив, замечания для него редкость. Это показатель такта воспитателя, его умения «видеть и чувствовать детскую душу», как говорил В.А.Сухомлинский. Он советовал прежде всего педагогам научиться понимать движение детского сердца, а «это дается с помощью высокой эмоционально-нравственной культуры педагога».
Педагог-психолог
Мендыбаева А.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете "Речевая работа воспитателя на занятии"
Эта статья о том, какой должна быть речь самого воспитателя и какие методы и приемы он может использовать на занятии для развития речи детей....
Как соблюдать педагогический такт в работе с родителями
Как соблюдать педагогический такт в работе с родителями...
сообщение к педагогическому совету "Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ"
в информации содержатся рекомендации...
Сообщение к педагогическому совету «Совместная работа воспитателей и родителей по укреплению здоровья у детей»
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...
Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО».
laquo;… Весь процесс воспитания ребенка мырассматриваем как обучение тому, в какие игрыследует играть и как в них играть.»Эрик Берн...
Консультация для воспитателей на тему: "Использование игровых педагогических технологий в работе воспитателя ДОУ"
Использование игровых педагогических технологий в работе воспитателя ДОУ...
Консультация для воспитателей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО».
Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?С каждым новым поколением детей меняе...