«Интерактивные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения»
консультация (подготовительная группа)
Все мы - родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: "Как обеспечить безопасность жизни нашим детям?". Поскольку одной из наших главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_my.docx | 95.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Все мы - родители, воспитатели - пытаемся ответить на вопрос: "Как обеспечить безопасность жизни нашим детям?". Поскольку одной из наших главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества.
Статистика свидетельствует, что количество случаев детского дорожного травматизма неуклонно растёт. Маленькие дети играют на проезжей части, перебегают дорогу в неположенных местах. Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями.
Традиционные формы работы с родителями, в которых главное место отводилось докладам и выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение родителей в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Повышение мастерства педагогов, пополнение теоретических и практических знаний родителей осуществляются с помощью разнообразных форм работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов.
Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями и опытом, формирует положительные взаимоотношения, умения, навыки, выработку общего мнения.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.
Основные характеристики «интерактива»:
- это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых участник чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
- процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
- каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение;
- формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
- показателем эффективности групповой деятельности служит удовлетворенность участников совместной деятельностью.
В настоящее время активно используются интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.
Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры.
Объектом дискуссии может стать проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было.
Различают следующие формы дискуссии:
круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;
дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Мастер – класс. Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, авторскими находками и всем тем, что помогает взрослым достичь наилучших результатов в вопросах формирования у детей безопасности на дорогах.
Например, мастер – класс «Учим детей соблюдать правила дорожного движения». На этом мероприятии педагог знакомит родителей с возрастными особенностями детей данного возраста. Все мы знаем, что маленькие дети в связи со своими физиологическими особенностями не в состоянии долгое время контролировать свое поведение, поэтому эта задача целиком и полностью лежит на взрослом. Педагог предлагает родителям различные игры по формированию ПДД.
На мастер – классе может быть использована творческая работа, когда родителям предлагается самостоятельно придумать и нарисовать знак по ПДД, который может быть очень актуален в современном обществе – это могут быть знаки с мобильными телефонами, наушниками, скейтбордами, велосипедами.
Еще одной интерактивной формой работы с родитеями могут быть интерактивные игры (например «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «КВН»). Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. Данные игры способствуют педагогическому просвещению родителей.
Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле образования и воспитания ребёнка. В данном случае это безопасность детей на дорогах. Акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование целой системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития ребенка.
Например акция «Осторожно - дети». Она может включать в себя:
- с детьми – развлечения и досуги с участием родителей, инспектора ГИБДД («Знатоки ПДД»), экскурсии, беседы, игры, изготовление листовок для водителей руками детей и родителей, информационных плакатов, которые дети изготавливают совместно с родителями.
- с родителями – представление информационно – педагогического материала, консультации, как групповые, так и индивидуальные, семинары – практикумы, вечера вопросов и ответов, беседы за круглым столом.
Технология «Открытое пространство» - очень простой, но мощный способ. Данную технологию лучше всего использовать в начале учебного года, так как некоторые предложения родителей затем можно внести в годовой план. Оно начинается следующим образом. Ведущий объясняет, что любой человек может заявить тему для работы на дискуссионных площадках. Желающим предлагается написать свою тему на листе бумаги, записать свое имя. Это означает, что он берет ответственность за то, чтобы состоялось обсуждение темы. И так делает каждый желающий, который хочет обсудить актуальную для себя тему. На доску вывешиваются предложенные темы и автор, чтобы участники определились в том, в чем они хотят принимать участие. После этого они приступают к работе в самоорганизующихся группах. Участники обсуждают тему, вырабатывают план действий, они могут переходить из одной группы в другую. После окончания работы отчеты вывешиваются на доске под рубрикой «Горячие новости», чтобы все могли ознакомиться с результатами обсуждений в ходе мероприятия. На заключительном этапе работы группа собирается в круг, чтобы поделиться размышлениями, тому, чему научились, или просто высказать свое мнение. Пожалуй, самое важное в технологии открытого пространства, что она работает по одному Закону - «Закону двух ног»: «Если вы оказались в месте, где не можете сделать существенный вклад в работу или чему-нибудь научиться, используйте свои две ноги и перейдите туда, где вы сможете это делать».
Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившихся ситуаций.
Мы понимаем, что трудно привлечь родителей к активности, поэтому можно заранее выбрать родителей, которые будут организаторами площадок и темы их интересующие.
Например: трое родителей задают темы:
- организация экскурсии к пешеходному переходу;
- семейный опыт обучения детей ПДД;
- «Вечер ПДД».
Все остальные родители выбирают для себя более актуальную тему из предложенных.
Работая по теме «Семейный опыт обучения детей ПДД», каждый родитель рассказывает о том, как в их семье осуществляется данная работа. Высказываются все родители, работающие по этой теме. Обсуждают все аспекты за и против таких методов. Кто – то учит ПДД только на улице, в процессе наблюдений. Кто – то обращает внимание на соблюдение ПДД только на основе личного опыта (посмотри, как нужно переходить улицу, посмотри, какой сигнал светофора загорелся и т.д.). Некоторые родители, данную работу проводят с использованием компьютерных игр для детей. Некоторые специально приобретают детские книги по ПДД. В процессе обсуждения организатор группы записывает самые актуальные методы работы с детьми и в заключительной части представит результат работы.
По теме «Вечер ПДД» обсуждают план организации вечера. Какие мероприятия можно провести с детьми. Родители обдумывают, как могут поучаствовать в данном мероприятии: провести беседу (например рассказать, как ведут себя пешеходы, переходя улицу. Что можно, а чего нельзя при этом делать). Кто – то и родителей может предложить провести игры по ПДД.
Если кому – то из родителей стало ясно, что в данном мероприятие ему не интересно или он не сможет поучаствовать, то спокойно переходит к другой группе(например: «Организация экскурсии к пешеходному переходу»). Здесь он может организовать беседу с детьми или оказать помощь в организации поездки (заняться вопросами связанными с транспортом – автобусом для детей).
В конце всей работы участники каждой площадки рассказывают кратко о результатах своей работы. Данная технология помогает привлечь всех родителей в организации и участии в воспитательно – образовательном процессе. Поможет достичь оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей.
В процессе интерактивных форм взаимодействия информация должна усваиваться не в пассивном, а в активном режиме. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности обмена информацией. Контроль знаний предполагает умение применять полученные знания на практике.
Технология модерации - одна из самых сложных технологий.
Модератором называют руководителя или ведущего. В современном значении под модерацией понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
Процесс модерации можно описать как последовательный ряд этапов: подготовительный, технологический, аналитический.
На подготовительном этапе педагог задет тему, план работы.
Модерация будет протекать успешно, если организаторы поставят перед собой ряд вопросов и смогут ответить на них.
- Что произойдет после модерации? (какие знания или умения будут у участников, благодаря совместной работе)
- Что знают участники? (ответа на этот вопрос с родителями лучше всего провести анкетирвание).
На технологическом этапе:
Устанавливается эмоционально благоприятный микроклимат.
Если работа будет проходить в виде соревнования, то на этом этапе родители делятся на подгруппы. Утверждается план дальнейшей работы.
Работа участников должна осуществляться с обязательной обратной связью. Например родителям предлагается обсудить тему «Необходимо ли детей учить ПДД в дошкольном возрасте», а затем в процессе дискуссии доказать свою точку зрения.
На аналитическом этапе проводится рефлексия всего мероприятия, а так же оценка всей работы.
Сейчас мы попытаемся на практике использовать некоторые методы модерации..
Я хотела бы предложить вам вариант игры, с использованием метода «Автобусная остановка».
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Автобусные остановки размещаются в разных углах комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.
Для работы мне понадобятся 6 человек для работы парами. Каждая пара должна встать возле остановки. Я предлагаю вам три темы: безопасность и правила поведения в автобусе, на остановке, на пешеходном переходе.
На каждой остановке расположен ватман. Задача каждой группы – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 2 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится с материалом и представляет его.
Итогом реализации технологии модерации должна стать рефлексия, но ее мы проведем в конце всего мероприятия.
Одним из приемов, который можно использовать с родителями, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы».
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы— японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
С помощью схемы можно найти решение из рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки— на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Заключение.
Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет педагогам значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления родителей по обучению детей ПДД.
В качестве вывода представляю вам одну метафору. «В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в этом же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и захотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца, и этим самым доказать всему городу, кто есть самый мудрейший гражданин в городе, и тем самым занять место мудреца.
Долго думал завистник, как доказать свою мудрость горожанам. И, наконец, придумал. Он пошел в сад, поймал бабочку. Положил её между раскрытыми ладонями и отправился во дворец к мудрецу. Горожанин знал, что когда предстанет пред светлым очами мудреца, то протянет к нему свои ладони с бабочкой между ними и спросит “О, мудрейший из мудрых, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?”. Если мудрец скажет “Мертвое!”, он раскроет ладони и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет “Живое!”, он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрёт. И он шел, уже предвкушая свою победу. Когда горожанин вошел во дворец и сделал так, как он и собирался сделать, ответ мудреца удивил горожанина и показал народу, кто является самым мудрым в городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав всего лишь одну минуту, ответил: “Всё в твоих руках!”
И мне сегодня хочется сказать вам как педагогам, и как родителям «Все в ваших руках».
Рефлексию мы проведем в форме Синквейна.
Синкве́йн — пятистрочная стихотворная форма. В России стала использоваться с 1997 года.
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна,
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль,
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы,
4 строка – фраза, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту,
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Спасибо за внимание!
СИНКВЕЙНЫ
Светофор
Яркий, разноцветный.
Запрещает, предупреждает, разрешает.
Средство регулирования дорожного движения.
Жизнь.
Пешеход
Опаздывающий, торопящийся.
Спешит, бежит, перебегает.
Торопливый пешеход перебегает дорогу.
Нарушитель
Зебра
Белая, полосатая
Помогает, оберегает, спасает.
Очень необходима на дорогах.
Переход.
Знаки.
Квадратные, треугольные.
Показывают, ориентируют, помогают.
Без них не обойтись.
Безопасность.
В «голове» скелета основной вопрос, который подлежит рассмотрению, например «Причины несчастных случаев на дорогах». На нижних косточках располагаются факты (результаты собственных наблюдений, статистика). На верхних − отмечаются причины данных фактов (родители дают объяснение, почему происходят ДТП, почему получают травмы дети на дороге, с чем это связано и др.). Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Хвост – надо знать правила ПДД и соблюдать их.
Таким образом, работа строится в следующей последовательности: проблема, выделение фактов, указание причин, вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для родителей по обучению детей правилам дорожного движения
Готовая оформленная статья для родителей по ПДД...
План работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения
В данном материале раскрывается план работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения...
Организация работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.
Дети самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нуж...
«Использование интерактивных форм работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения»
laquo;Использование интерактивных форм работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения»...
Анкета для родителей «Изучение отношения родителей к обучения детей правилам дорожного движения»
Анкета для родителей«Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»1.Считаете ли Вы важной проблему детской безопасности на дорогах?— д...
Перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения в старшей группе «Звездочки»
План по ПДД...
Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций "Организация работы в ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения""
Формирование системы педагогических знаний и практических навыков по профилактике ДДТТ, способствующих обеспечению дорожного движения, формированию основ безопасного поведения на улицах и дорогах, сох...