"Нравственное воспитание дошкольников"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей .
Задача взрослого чему, как учить ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kon._nravst_vospit.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила воспитатель: Сураева Г.А.
Консультация для родителей на тему: «Нравственное воспитание дошкольников»
Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Задача взрослого – определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно. Чтобы воспитать у ребенка то или иное нравственное качество, надо сформировать у него устойчивое стремление, потребность совершать такие поступки, действия, в которых воплощается это качество.
Социально-нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Подвести детей к выводу, что людям, живущим вместе, будет хорошо только в том случае, когда каждый из них станет учитывать интересы других и сдерживать свои желания и настроения.
В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу взрослые испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность.
Детский коллектив – это мощный источник эмоциональноположительного опыта ребенка, в нем развиваются нравственные качества и представления. Первый опыт морального поведения складывается у ребёнка в процессе общения со взрослым. И взрослый является источником, удовлетворяющим социальную потребность в общении. Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусства, живой мир природы и художественное слово.
Нравственное воспитание у дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Систематическое целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе.
Родители редко поднимают вопросы воспитания нравственных качеств детей, пока их возраст соответствует дошкольному. Это упущение, поскольку постепенное включение в социальные отношения происходит с первых лет жизни. Закладываются моральные и этические ценности, перенимаются модели поведения, формируется детская культура. Нравственное воспитание дошкольников происходит как непрерывный процесс в повседневной жизни.
Как бы то ни было, семья первой готовит детей к освоению социально-нравственных норм и ценностей той культурной среды, в которой находится.Принятие правил общения и поведения начинается с научения бережному отношению: не бросать чашку, которая может разбиться, не срывать цветочки на клумбе, не пинать кошку. Ребенок должен подождать, если мама занята. Игрушку нужно попросить у сверстника, а не хватать, что понравилось.
В старшем дошкольном возрасте моральные качества формируются интенсивнее и шире. Проявляются нравственно-волевые качества:
- Чувство справедливости (дети стремятся раздать всем поровну, поменяться ролями в игре).
- Самоконтроль. У ребенка появляется потребность сверять и контролировать свою работу («Не так нарисовал, еще надо добавить…», «Как хорошо я помогла маме – помыла все тарелки!»).
- Внутренняя регуляция действий («Нужно тихо разговаривать, чтобы не разбудить сестренку»).
Развиваются нравственные мотивы. Дети уже говорят о том, что нужно приносить пользу людям, отмечают важность труда и выполнения обязанностей. При этом большинство детей переживает, если нарушают какие-либо требования.
Усваивая социальные нормы и правила, старший дошкольник развивает нравственные чувства. Эмоции и переживания становятся более глубокими, выходят за рамки ситуации. «Катину куклу сломали, а родители ей больше не купят, потому что у них нет денег», — переживает ребенок, вспоминая наставления Катиной мамы.
Без умения проявлять сострадание окружающим невозможно адекватное развитие личности дошкольника.
Помощь сказки в нравственном воспитании дошкольников.
Взрослые являются образцом моральных принципов для малышей. Но нравственное воспитание детей дошкольного возраста и принятие духовных ценностей реализуется также с помощью художественных и сказочных метафор.
Научно доказано, что сказки задействуют механизмы бессознательного. Нравственный смысл поступков в сказочном контексте детям гораздо понятнее. Другими словами, волшебные истории и поступки сказочных героев на подсознательном уровне усваиваются ребенком и расширяют его опыт. В этом их особая ценность.
Для воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок можно использовать несколько способов:
- Рассказывать или читать сказку, как полезную метафору, показывающую пример «как бывает», «как следует поступать» и пр.
- Обсуждать, почему герой поступил именно так. Данный способ дает ребенку представление о хороших и плохих мотивах.
- Проигрывать по ролям некоторые эмоциональные эпизоды, что раскрепощает детей, развивает их эмоциональность, позволяет пропустить чувства через себя.
- Изображать в рисунках сказочные сюжеты, фантазии возможного развития событий.
Акцентируем внимание на русских народных сказках, потому что среди них много коротеньких и поучительных. Они просты и понятны малышам. «Колобок», «Репка», «Теремок» — нет таких детей, у которых бы возникли сложности восприятия этих чудесных произведений. Но не менее полезны авторские сказки: популярные «Золушка», «Красная Шапочка», «Конек-Горбунок» и т. д.
Каков бы метод работы со сказкой ни был выбран, он поможет дошкольнику неосознанно примерить происходящие сказочные события к своей жизни и прочувствовать эмоционально-значимые ситуации. Такая вовлеченность способствует лучшему пониманию, что есть хорошо, а что неприемлемо в реальной жизни.
Прививание нравственных ценностей в дошкольном детстве – профилактика проблем воспитания детей в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....