Технология Игровой деятельности Н.Ф.Губановой
материал
Краткое описание игровой технологии, применение в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kochnova_t.a_igrovaya_tehnologiya_gubanovoy_n.f.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ - игровая деятельность, позволяющая объединить различные области знаний и коррекционно-восстановительный процесс. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника. Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования. Касаткина Е.И. отмечает влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности
Актуальность.
Единственный язык, который легко дается детям- это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. В условиях игры, считает Губанова, дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Цель.
Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности. Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи.
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
-способом обучения;
-деятельностью для реализации творчества;
-методом терапии;
- первым шагом социализации ребёнка в обществе.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Условно игры можно разделить на две основные группы:
1.сюжетно- ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
2. К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта)
Планируемые результаты освоения технологии:
- Расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
- Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Применение Игровой технологии в моей работе:
Игровая деятельность- это основной вид деятельности дошкольника, поэтому они просто- напросто не могут без неё. Маленьких детей необходимо научить играть, «навести», подсказать, как это можно сделать, какие предметы или костюмы нужны для игры. Дети постарше уже в состоянии самостоятельно планировать, «затевать» игры, продумывать сюжет, распределять роли между собой. Игры с правилами обязательно объясняются ребятам и маленьким, и старшим. Игры- это не только свободная деятельность детей, но и как, говорит, автор технологии, Губанова, активно применяется в обучающей деятельности. Часто мои занятия с детьми плавно переходят в сюжетно- ролевую игру. Например, если на занятии по финансовой грамотности мы говорим о деньгах, то в конце занятия дети «идут в магазин» и пробуют знания на практике. Или, если на занятии по конструированию ребята строят «Улицу города» или «Автопарк», то занятие может плавно перейти в игру «Город».
Так как ребята растут и интересы очень быстро меняются, я стараюсь как можно чаще изменять пространственную среду группы, вносить в обиход новые игры, обустраивать новые зоны (уголки). Очень нравится ребятам играть с ширмой, которую мы делали собственноручно. Меняя декорации, пошитые накидки, она может быть домом, а может, и в корабль превратиться. Часто привлекаем к помощи в создании игрового пространства групп наших родителей. За интересные задумки они берутся с большой радостью. Начиная со старшей группы, дети всерьёз увлекаются шашками и шахматами, им очень нравятся такие серьёзные умные игры. Сначала учим их мы, затем они уже делятся знаниями между собой.
Я считаю, что играть воспитателю с детьми нужно обязательно! Это неправильно, если воспитатель всегда оставляет этот момент для самостоятельной деятельности. Дети искренне рады и благодарны, когда воспитатель собирает их для игры в группе или на улице, или помогает идеями в процессе, подсказывает, наводит. В наши современные дни, когда родителям некогда играть со своими детьми, и проще дать ему гаджет, научить ребят хорошим играм- наша основная задача, ведь через игры закладывается и развивается всё: и речь, и воображение, и нравственные устои, и социально коммуникативные навыки.
Литература:
1. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез, 2006-2010 г.г
2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология игровой деятельности в детском саду (Н.Ф.Губанова)»
Цель использования игровой технологии: Обеспечение развития самостоятельности в игре, развитие творчества, проявление интереса к новым видам игр. Воспитание самостоятельности, воли, коммуникативности....
Технология игровой деятельно-сти (Губанова Н.Ф. Игровая дея-тельность в детском саду).
Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умен...
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Технология игровой деятельности(автор Н.Ф. Губанова) Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры...
Технология игровой деятельности (Н.Ф.Губанова)
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду)
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду)...