Театр "Речецветик"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по театрализованной деятельности
«В гостях у сказки» в театре кукол
Старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_plan._teatralizatsiya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 31
г. Яровое Алтайского края
Занятие по театрализованной деятельности
«В гостях у сказки» в театре кукол
Старшая группа
Воспитатель:
Бердникова М.С.
г. Яровое 2023 г.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Цели:
1.Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.
2.Развитие связной речи дошкольников посредством постановки кукольного спектакля по русской народной сказке «Заюшкина избушка».
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с героем русского народного театра – Петрушкой; научить детей работать с перчаточной куклой , как ею управлять, передавая характер и диалог героев сказки.
2.Активизировать словарный запас слов (перчаточные куклы, ширма, верховые куклы, грядка , декорации).
Развивающие:
1. Содействовать развитию любознательности, познавательного интереса, эмоциональной сферы ребенка.
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую связную речь.
3. Развивать навыки импровизации , умение выразительно исполнять роли.
4. Развивать умение взаимодействовать в микрогруппе.
5.Способствовать формированию коммуникативных способностей , развитию долговременной памяти, артистических способностей.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народной культуре.
Предварительная работа: чтение сказки « Заюшкина избушка»;
рассматривание иллюстраций разных художников к сказке; загадывание загадок; создание театрального уголка «Буратино».
Работа с родителями:
просмотр с детьми мультфильма «Заюшкина избушка»; рисование с детьми героев сказки.
Оборудование: перчаточные куклы, кукла Петрушка, ширма, наглядность, доска, магнитофон, русская народная сказка «Заюшкина избушка», театральный уголок «Буратино».
НОД. Вводная часть.
Воспитатель:
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: « Доброе утро!»
Давайте улыбнемся и подарим улыбки друг другу. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. (Ребята сидят на стульях в театральном уголке «Буратино»).
- Ребята, хотите мы с вами отправимся в одно очень увлекательное путешествие: в мир театра? ( Да.)
Итак, отправляемся в наше путешествие. Закрываем глаза… (звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского).
- Ребята, мы с вами перенеслись в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр?
ТЕАТР – в переводе с греческого означает место для зрелищ. В театре мы с вами можем отдохнуть и получить наслаждение от просмотренного спектакля.
- Кто из вас бывал в театре?
- Какую постановку вы видели в театре, понравилась ли она вам? Почему?
( Ответы детей : « Три поросенка», « Красная Шапочка», «Теремок», «Приключения Буратино» и др.)
- А как нужно вести себя в театре?
( Ответы детей. Нельзя разговаривать, нельзя вставать с места, не мешать другим людям и т. д.)
- Молодцы.
( Стук в дверь.)
Воспитатель: В дверь кто – то стучится. Кто же это ? Пойду открою.
- Ребята , здесь написано : « Отгадайте мою загадку, и вы узнаете, кто я».
Наряд мой пестрый,
Колпак острый,
Шутки и смех веселят всех!
Я – веселая игрушка,
А зовут меня … (ПЕТРУШКА).
(Воспитатель надевает на руку куклу Петрушку).
Петрушка: Привет , девчонки и мальчишки ! А вот и я! Я – герой русского народного театра. Моя Родина – Россия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите , каков Петрушка! Как он выглядит, какой у него наряд?
Петрушка в яркой рубахе, колпак у него с бубенцами и кисточками. Раньше он грозил палкой всем лентяям, врунам, злыдням и всегда готов был заступиться за людей честных и трудолюбивых. Громкий Петрушкин крик «Э–ге – гей!» раньше раздавался во дворах, на ярмарках и площадях. А сегодня Петрушка перебрался на сцену кукольного театра.
- Нравится вам такой герой? (Да).
Петрушка ( оглядываясь): Ребята, у вас тоже есть свой театр? Как он называется? ( «Буратино»).
Петрушка: Здорово! А что у вас в театре есть? А какие театры вы знаете?
(Воспитатель и дети рассказывают)
У нас есть разные виды театра: пальчиковый, перчаточный, куклы «Би – ба – бо», теневой театр, театр на фланелеграфе, вязаный театр маски , костюмерная, театральные шапочки и многое другое.
Петрушка: Давайте отдохнем.
Физминутка.
Наш Петрушка потянулся ,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки в стать.
Воспитатель: Вот мы и достали волшебный ключик ! (Достает ключик из сундучка. )Этим ключиком мы с вами будем открывать большой, яркий, неизведанный мир театра, полный загадок и неожиданностей.
- Ребята, а вы хотите стать артистами и сами управлять куклами? (Да.) Тогда давайте учиться? Сегодня мы познакомимся с перчаточными куклами.
( Воспитатель показывает и объясняет ребятам. )
Они называются перчаточные , так как одеваются на руку кукловода ,
как перчатка, и управляются пальцами и кистью.
А кто такой кукловод? (Кукловод – артист кукольного театра, из- за ширмы управляющий куклами).
Все куклы – перчатки работают на ширме (ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых материей, бумагой) и находятся чуть выше головы кукловода, поэтому они называются верховые
( сверху). ( Показ .)
Место, по которому передвигается кукла, называется грядка.(Показ.)
Еще на ширму крепятся нужные для спектакля вещи: цветы, деревья, домики и многое другое – все это называется декорации. (Ребята повторяют новые слова хором и индивидуально.)
- Сегодня мы с Петрушкой приглашаем вас стать кукловодами и показать сказку «Заюшкина избушка» нашим зрителям.
- Хотите стать кукловодами? ( Да.)
- Но прежде чем распределить роли, давайте с вами обсудим, как будем передавать характер героев сказки и каким голосом озвучивать их.
- Давайте вспомним, кто главные герои сказки? ( Заяц и лиса.)
- Какая Лиса? Какой у нее характер? (Лиса хитрая, коварная обманщица.)
- Давайте проговорим слова лисы, которые так пугают героев сказки.
(Ребята произносят слова хором и индивидуально : «Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам».)
- Каким голосом нужно произносить слова лисы , чтобы передать ее характер?
( Ответы детей. Когда лиса хочет попасть в домик зайчика , нужно говорить хитрым, спокойным, плавным, даже плаксивым голосом. Когда лиса выгонит зайчика из домика, нужно произносить слова уже громким, пугающим голосом.)
- А как меняется голос лисы, когда к домику подходил петушок – золотой гребешок?
( В конце сказки, когда ее выгоняет петушок из домика, лиса говорит пугливым , трусливым, дрожащим , тихим голоском.)
- Как будем управлять перчаточной куклой лисой? (В начале сказки кукла лиса будет передвигаться по грядке уверенно, а конце сказки суетливо, то есть лиса то покажет свою голову, то спрячет, затем быстро убегает в лес – прячется за ширмой.)
- Какой в сказке зайка? Какой у него характер? ( Зайка в сказке доверчивый, добрый, тихий, плаксивый.)
- Давайте проговорим слова, которые так жалобно произносит зайка. А каким голосом нужно произносить его слова?( Печальным, грустным, тихим, плаксивым. )
( 2 – 3 ребенка произносят слова: « Как мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня».)
- Как будем управлять куклой зайкой? (Кукла должна двигаться по грядке не спеша, слегка с опущенной головой.)
- Кто хотел помочь зайке в его беде? Почему? ( Собаки, медведь, петушок – золотой гребешок.Им было жалко зайку, они хотели восстановить справедливость, вернуть зайке его дом.)
- Удалось ли собакам и медведю выгнать лису из домика? ( Нет, потому что испугались лисы.)
- Каким голосом мы должны произносить слова собак : « Ав – ав – ав! Поди, лиса вон!» ( Звонким, смелым, громким.)
-А когда лиса напугала и прогнала их? (Тихим, напуганным.)
(Ребята произносят слова хором и индивидуально.)
- Как будем управлять куклой собакой? ( Сначала, когда собаки идут вместе с зайчиком к домику, кукла передвигается по грядке уверенно , а после того , как собаки испугались лисы, рука с куклой движется быстро и прячется за ширмой.)
- Каким голосом мы должны произносить слова медведя : « Поди, лиса вон!» ( Ревущим, пугающим, грубым, громким.)
- Покажите , как должен реветь медведь? Ребята показывают рев медведя хором и индивидуально.)
- Как будем управлять куклой медведем?( Рука с куклой сначала будет передвигается по грядке уверенно , слегка покачиваясь вправо и влево, а потом после слов лисы – кукла -медведь убегает быстро , вперевалочку, и прячется за ширмой.)
- Кто помог зайчику вернуть домик?( Петушок – золотой гребешок.)
- Какой петушок – золотой гребешок в сказке? ( Он смелый, решительный, умный, храбрый, добрый, отзывчивый.)
- Сколько раз кричал свои слова петушок? ( 3 ) Каким голосом мы должны произносить его слова?( Звонким, громким, уверенным,)
- Давайте произнесем их вместе: « Ку– ка – ре – ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса вон!»
- Как будем управлять куклой ?(Рука с куклой будет передвигается по грядке уверенно ,с высоко поднятой головой, степенно, важно, ничего не боясь, произнося слова с каждым разом все громче и громче.)
- Молодцы!
- А сейчас ребята вы станете кукловодами и покажете сказку «Заюшкина избушка» нашим зрителям.
(Ребята распределяют роли, надевают перчаточные куклы и показывают кукольный спектакль.)
Петрушка: Ай – да, ребята! Настоящие артисты. Молодцы. Аплодисменты.
Воспитатель: Наше путешествие в мир театра кукол завершилось. Спасибо вам за работу на занятии, за ваши добрые глаза и приветливые улыбки.
Петрушка: До встречи!
Дети: До свидания! До новых встреч!