Статья «Лего – технология как средство познавательно творческой деятельности дошкольников»
статья

Исаева Елена Валерьевна

Лего - технология занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, устанавливает отношения и связи между деталями и предметами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

      Исаева Елена Валерьевна

воспитатель

МБДОУ детский сад № 21 «Аленький цветочек»

 г. Саяногорск, Республика Хакасия

«Лего – технология как средство познавательно творческой деятельности дошкольников»

Аннотация: Лего - технология занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, устанавливает отношения и связи между деталями и предметами.

        Ключевые слова: познавательная деятельность,  творческое мышление, конструирование.

Внедрение ФГОС в практику дошкольного образования предполагает использование в работе воспитателя новых технологий, одна из них «лего – технология». «LEGO», в переводе с латыни, означает «Я учусь» или «Я складываю».

Актуальность LEGO-технологии очень значима в свете внедрения ФГОС, так как:

• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное, Физическое, Художественно-эстетическое развитие);

• позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

• формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

• объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Использование Лего - технологии помогает реализовать образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Основная цель моей работы это: развитие познавательной, конструктивной деятельности творчества ребенка посредством лего – конструкторов.

Через Лего – конструирование я решаю следующие задачи:

  • формировать умение у детей различать и правильно называть детали Лего-конструктора
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • развивать индивидуальные способности ребенка;
  • развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
  • развивать мелкую и крупную моторику зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора., ориентировку в пространстве;
  • развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

В ходе образовательной деятельности осуществляю разные формы организации обучения Лего – конструированию: конструирование по образцу (детям предлагаю образцы построек на карточках), конструирование по модели (в качестве образца предъявляется модель), конструирование по условиям (воспроизведения объекта с учетом определенных требований), конструирование по замыслу (дети обладают большими возможностями для проявления творчества, самостоятельности).

Перед началом использования ЛЕГО - конструктора использовала серию свободных игр, с использованием конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка просто поиграть.

На первом этапе познакомила детей с Лего - конструктором его разновидностями. Исследовали с детьми детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть, способами крепления.

Далее показываю детям образец того, что надо сделать, и показываю, как построить такую конструкцию из деталей. Учу детей анализировать образец и соотносить с ним свои действия. Играя таким способом, дети учиться подражать, что в дальнейшем подталкивает ребенка к самостоятельности и развивает творческую составляющую.

Потом детям в качестве образца предлагаю модель и вместе с детьми рассматриваем ее, делаем анализ образца, подбираем необходимые детали и воспроизводим постройку. Такой вид игры очень эффективное средство для развития мышления.

Далее учу детей конструировать по условиям, не давая детям модели постройки и образцов на карточках, есть только словесные условия и словесные описания. В этих условиях обговаривается, что должно получиться и какое практическое назначение модели. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать практическую деятельность и на основе этого анализа строить постройку, например: построить большие и маленькие воротца. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

На последнем этапе детям предлагаю конструирование по замыслу, они сами решают, что и как будут конструировать. Дети с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Созданные – ЛЕГО постройки дети используют в сюжетно – ролевых играх.

В своей работе применяю игровые упражнения с лего - конструктором, способствующих реализации различных образовательных областей ФГОС.

«Познавательное развитие». «Найди кирпичик, как у меня». Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник). «Собираем и считаем». Цель: закреплять счет в пределах 5; развивать внимание, мышление. Например, ребенок должен для каждой карточки построить башенку, состоящую из соответствующего числа кубиков.

«Социально-коммуникативное развитие». «По грибы, по ягоды». Цель: закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепить цвета. В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем. Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас. Объясню детям условия игры. Пусть, например, зеленые кирпичики съедобные грибы, красные мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы.

Или желтые кирпичики грибы, красные ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды. «Светофор» Цель: продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие. 

«Художественно-эстетическое развитие». «Построй башню высокую и низкую». Цель: закреплять понятия высокий-низкий, основные цвета.

«Физическое развитие». Игра «Кто быстрее». Раскладываю на ковре кирпичики, ставлю коробочки, распределяю, кто какой цвет и какую деталь будет собирать. Например, девочки собирают красные кирпичики, а мальчики желтые, побеждает тот, кто быстрее соберет.

Немаловажную роль играет заинтересованное отношение родителей. В современном мире практически в каждой семье имеется конструктор ЛЕГО, но он не используется как развивающий материал. Чтобы раскрыть родителям возможности ЛЕГО - конструирования, я использую разнообразные формы работы: консультация «Организация ЛЕГО - конструирования в домашних условиях» буклет «Игры с ЛЕГО», памятка «Что такое ЛЕГО - конструкт?».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное использование технологии ЛЕГО создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способностей детей к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки и позволяет в полной мере обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности детей. Работа с ЛЕГО – деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка.

Список литературы

1.Ишмакова М.С.  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС»-ИПЦ Маска, 2013г.

2.Комарова Л.Г.  Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

3. Куцакова Л.В. Конструирование в детском саду. Москва-синтез, 2014.

4.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

5.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.

Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать...

« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.

Выступление на Методическом Объединении для воспитателей старших групп Г.Реутов....

Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)

Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...

Статья "Лего-конструирование как средство развития творческого мышления старших дошкольников"

Спросите любого ребенка, чем он любит заниматься больше всего на свете, и он обязательно ответит — играть. Дети живут игрой и выражают в ней свою индивидуальность. В процессе игры формируются ка...

ТРИЗ-технология, как средство развития творческих способностей дошкольников

Среди новых  педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей, ТРИЗ занимает особое место...