Семинар-практикум "Наставничество "
методическая разработка
Наставничество — это способ быстрой адаптации навыков сотрудников под требования организации. Глобальная цель — сделать так, чтобы сотрудник включился в работу и качественно выполнял обязанности без сторонней помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_po_nastavnichestvu_1.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Солнышко» г.Феодосии Республики Крым»
Семинар – практикум
«Наставничество - путь к мастерству»
«Уча других, мы учимся сами»
( Л. Сенека )
Цель: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия в рамках целевой модели наставничества
Задачи:
1.Продолжить знакомство педагогов со способами конструктивного взаимодействия.
2.Формировать коммуникативные навыки и умения.
3.Создавать условия для личностного роста педагогов.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре-практикуме, посвященном Году педагога-наставника, который был объявлен Указом президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Миссия этого Года – признание особого статуса педагогических работников и высочайшей общественной значимости профессии учителя, воспитателя.
Главное, чему учит профессия педагога – умение жить. Жить среди людей, ежедневно приобретая и накапливая опыт включения в социум.
Учитель, воспитатель, наставник всегда был и остается самым уважаемым в обществе, благодаря ему живет в людях любовь к науке, искусству, литературе, любовь к Родине.
Мы всегда рады, когда в наш дружный коллектив вливаются молодые кадры. Но начиная свою работу в ДОУ, молодые педагоги сталкиваются с проблемой входа в профессию, проблемой подготовки, удержания, компетентности и роста в профессии. И, конечно, на помощь приходят наши опытные педагоги, которые делятся с молодежью своим опытом, знаниями и умениями. Отрадно наблюдать, как робкие первое время воспитатели с каждым днем становятся все увереннее в себе, завоевывают все новые вершины и уже без страха ставят перед собой новые цели.
А эффективное наставничество не только помогает наставляемым, но и обогащает самих наставников. Оно дает уникальную возможность для личного и профессионального развития:
- развивают лидерство. Наставники учатся вести, мотивировать и вдохновлять других, что повышает их собственные лидерские качества;
- лучше общаются. Наставники учатся быть ясными и эффективными в общении;
- углубляются в своей специализации. Существует фраза: «Чтобы в чем-то по-настоящему разобраться, нужно научить другого». Объясняя сложные концепции, наставник укрепляет собственное понимание.
Предлагаю сейчас подробней узнать о наставничестве.
Скажите, пожалуйста, как вы понимаете значение слова «наставничество»?
Задание №1
Сейчас каждый по кругу пронесет волшебную палочку и скажет одно слово, которое ассоциируется у него с этим словом.
(Участники дают возможные ответы: «педагог», «знания», «навыки», «обучение» и т. д.).
ВИДЕОФРАГМЕНТ
Помните фильм «Афоня»? Там есть эпизод, когда мастер ЖЭКа Людмила Ивановна приводит на участок молодых ребят-стажеров и закрепляет их для обучения на рабочем месте за более опытными сотрудниками. А что она говорит?
https://www.youtube.com/watch?v=nOLeqm81O9w
«Наши слесаря научат вас практически тому, что вы изучали теоретически» - говорит она.
Это как раз и есть наставничество.
В специальной литературе существуют различные определения наставничества и наставников.
Наставничество − форма индивидуальной работы с вновь принятыми или переведенными на другую должность работниками по введению в профессию и профессиональному развитию, а также социокультурной адаптации в коллективе.
Наставник – это опытный работник – профессионал, который непосредственно на рабочем месте передает другому свои знания и опыт, знакомит его со спецификой работы, а также способствует формированию взаимоотношений в новом коллективе.
Что даёт наставничество образовательной организации?
- Удержание молодых специалистов и новых сотрудников;
- Создание кадрового резерва организации;
- Повышение и удержание уровня профессионализма всей организации;
- Кадровая безопасность.
Задачи наставничества:
- повышать у молодых и начинающих специалистов интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ 2
- ускорить процесс профессионального становления и развития педагога, способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности
- адаптировать педагога к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива ДОУ, правил поведения в ДОУ, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
Принципы наставничества:
- добровольность и целеустремленность работы наставника;
- контакт наставника и молодого специалиста;
- личный пример и открытость наставника;
- доброжелательность и взаимное уважение;
- направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста;
- уважительное отношение к мнению наставляемого;
- соблюдение норм профессиональной этики.
Принципы организации работы наставников и молодых педагогов
- принцип научности – предполагает достоверность информации;
- принцип взаимоуважения – всё общение с молодым педагогом должно строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение молодого педагога с каждым членом коллектива;
- принцип личностного подхода – личность каждого молодого педагога является непреложной ценностью принцип ориентации на достижение успеха (создание ситуации успеха);
- принцип интерактивного обучения – методы, приёмы, формы и средства обучения должны создавать условия, при которых молодые педагоги занимают активную позицию в процессе получения знаний.
Ведущий: Наставничество существовало всегда. В любом коллективе есть сотрудник, который больше других готов поддержать новичка, подсказать ему, подставить плечо.
Задание №2 «Задание с ограничением»
Ведущий: Сейчас мы с вами выполним упражнение «Задание с ограничением».
Участники делятся на пары, в каждой паре – человек А и человек Б. Инструкция по проведению игры: человек А должен рассказать о себе человеку Б в трех предложениях. Но есть одно условие – во время рассказа нельзя употреблять буквы О и А. Время на выполнение – 1 минута. После этого дается то же самое задание человеку Б. Время на выполнение задания также 1 минута.
Ведущий: Теперь, пожалуйста, ответьте на вопросы:
- Трудно или легко было выполнить задание, когда вы были рассказчиком?
- Расскажите о своих чувствах, когда вы были слушателем?
- Во время выполнения задания у вас были ограничения. Скажите, пожалуйста, какие навыки или качества вам помогли достичь цели, то есть выполнить задание?
- Что помешало достичь цели?
В наставничестве важно не только донести нужную информацию, но и быть понятым
Задание №3 «Рисование спиной к спине».
Инструкция
Наставник и наставляемый садятся спиной друг к другу, наставник берёт изображение предмета, наставляемый берёт бумагу и ручку. Наставник описывает изображение своему партнеру, при этом не называя предмета, который нужно нарисовать. Можно описать форму, размер, цвет, текстуру и т. д. Молодой педагог имеет право задать только один вопрос. Когда всё будет готово, нужно сравнить с оригиналом.
Обсуждение
Трудно ли было общаться спиной друг к другу? (трудно, потому что не видишь партнёра в глаза, нет прямого общения, сложно рисовать предмет по описанию и т.д.)
Понятно ли объяснил наставник, что нужно было нарисовать?
Какой можно сделать вывод? В наставничестве очень важно активно слушать друг друга и уметь задать правильный вопрос.
Задание №4
Уважаемые коллеги! Вам предлагается взглянуть на молодого педагога глазами коллег, родителей и воспитанников. Подготовьте мини сценки.
Молодой педагог глазами:
– Коллег
– Родителей
– Воспитанников
Ведущий: Я предлагаю составить образ идеального наставника.
Задание №5 «Идеальный наставник».
Подготовлен ватман с силуэтом человека и надписью: «Идеальный наставник», два листа ватмана, маркеры.
Вам предстоит быть наставником. Подумайте, пожалуйста, какими профессиональными и личными качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим наставником? С помощью знаков, символов, рисунков составьте портрет идеального наставника. Внутри силуэта укажите личностные качества наставника, снаружи силуэта – профессиональные качества.
Ведущий делит участников на 2 группы. Обращает внимание участников на доску, на которой расположен ватман с силуэтом человека. Вверху ватмана надпись: «Идеальный наставник».
Задание – перечислить, каким должен быть идеальный наставник: внутри силуэта указать личностные качества наставника, снаружи силуэта – профессиональные качества.
По истечении времени каждая группа представляет свой «Идеальный образ наставника». После этого тренер обобщает и комментирует ответы групп.
Ведущий: Можно сделать вывод, что наставничество становится неотъемлемым компонентом современной системы образования. Работающая система наставничества — надёжный помощник: не зря этот инструмент с успехом используется для обучения профессии уже не одну сотню лет. Внимательный и старательный ученик сам быстро вырастает до мастера, и это касается практически любой сферы. И я предлагаю составить образ идеального наставника.
Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы закончить притчей.
https://www.youtube.com/watch?v=Y2Ro_InNrv8
Всем большое спасибо за активную работу и желаю каждому из вас успехов.