Кейс-технология
материал
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации городского округа Чехов
Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Столбовская средняя общеобразовательная школа
🖂142350, г.о. Чехов, р.п. Столбовая, ул. Школьная, д.1
E-mail 🕿 (8496)726 – 94 - 90, (8496)726 - 94 - 94
«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками.
Технология – «Кейс – стади (ситуация)»
Подготовила:
Воспитатель I категории Ясакова В.В.
П. Столбовая
2023
Актуальность
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями.
Это значит:
- уметь точно формулировать проблему;
- быстро, эффективно собирать и оценивать информацию;
- выявлять в проблеме традиционные подходы и противоречия; самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему;
- продумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.
Педагогические технологии обязательно должны:
- развивать любознательность - основу познавательной активности;
- способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности;
- творческое воображение как направление интеллектуального развития;
- коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками;
- способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств;
- понимание и осознание себя (действий, поведения, речи, чувств, состояний, способностей).
Существуют различные определения кейс-технологии. В зарубежных публикациях можно встретить названия: метод изучения ситуаций, метод деловых историй и, наконец, просто метод кейсов. В российских изданиях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций, деловых ситуаций, ситуационных задачах.
Цель данной технологии — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Кейс – технологии в дошкольном образовании – это способ организации краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у дошкольников новых качеств и умений.
Виды кейс – технологии:
- Кейс –стади (ситуации),
- Кейс – иллюстрации,
- Фото – кейс,
- Проигрывание ролей (ролевое проектирование)
Сегодня мы познакомимся с одним из видов кейс –технологий.
Технология «Кейс – стади ( ситуация).
Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология кейс – стади направлена на:
- освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.
Название этапа | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
#1055;остановка проблемы | Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. | Осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. |
#1052;озговой штурм | Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. | Помогают проанализировать принятое решение. Объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. |
3. Презентация | Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. | Участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. |
4. Рефлексия | Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. | Применяют знания в различных ситуациях. |
Цели кейса-стади — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.
Отличительная особенность — создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Идеи технологии:
- предназначена для получения умений и навыков в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;
-акцент обучения направлен на выработку приёмов сотворчества дошкольника со сверстниками и воспитателем;
отличие данной технологии от традиционных технологий:
- ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в процессе обсуждения проблемы;
-результатом применения технологии становятся умения и навыки, приобретённые в работе;
-воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребёнком; -творческой конкуренции в этой технологии так много, что хорошо организованное обсуждение кейса может напомнить театральный спектакль.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
-соответствовать чётко поставленной цели создания;
-иметь соответствующий уровень трудности;
- быть актуальным;
-иллюстрировать типичные ситуации;
-развивать аналитическое мышление;
-провоцировать дискуссию.
Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.
Выводы:
Технология кейс-ситуации актуальна, соответствует требованиям ФГОС, нацелена на личностно- ориентированное деятельностное обучение. Технология кейс-ситуации активизирует учебный процесс, преодолевает классический дефицит традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью предлагаемого детям материала. Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение - альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребёнок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать его деятельность.
Примерные темы кейс - стадии:
Кейс «Разговор по телефону»
Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета. Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.
Текст: Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа. - Юру позовите. - Юры нет дома. А с кем я говорю? - Ну ладно, потом позвоню.
Вопросы:
- Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
- Почему?
- Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
- О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?
- Предложите свой вариант разговора по телефону.
Кейс «Аленка потеряла куклу»
Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.
Текст: Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась.
Вопросы:
- Как бы вы поступили на месте Аленки?
Кейс «Три собачки»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая», «поменьше», «маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.
Текст: Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть).
Вопрсы:
- Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?
Кейс «Случай во время обеда»
Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.
Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки.
Вопросы:
Почему у Пети не было ложки? Кейс «В гости к медвежонку» Цель: закрепить знания о длине.
Текст: Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним.
Вопросы:
Почему так долго бежал волк?
Кейс «Кукла Катя встречает гостей»
Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.
Текст: Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет.
Вопросы:
Как бы вы поступили на ее месте?
Кейс «В магазине»
Цель: продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.
Текст: Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например, «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Лена очень обиделась.
Вопросы:
Как бы вы поступили на месте продавца?
Пакет кейсов по формированию норм речевого этикета
Кейс 1. «Знакомство»
Цели:
-формировать культуру общения;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Текст: Катя и Лиза прыгают через скакалку. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется попрыгать, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
- Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?
- Что они должны были сделать?
- Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
- Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?
Кейс 2. «Благодарность», «Прощание».
Цели:
-формировать культуру общения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Текст: Бабушка гостила у Даши и ее родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей все делали вместе: ходили в зоопарк, пекли пирожки, мастерили поделки. И вот пришло время уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату вбежала Даша: - Бабушка, уже уезжаешь? Ну ладно, пока! Внучка махнула рукой и убежала в комнату.
Вопросы:
- Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?
- Что она сделала неправильно?
- Как должна была поступить Даша?
- Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?
- Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?
Кейс 3. «Разговор по телефону»
Цели:
-закреплять знание правил и норм речевого этикета;
-продолжать формирование культуры общения; -воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
Текст: Аня звонит Маше по телефону. - Маш, привет. - Это не Маша. Это ее мама. - А мне Маша нужна. - Сейчас я ее позову. - Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами. - Хорошо. - Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
- Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой?
- Почему?
- Умеет ли Аня разговаривать по телефону?
- О каких правилах речевого этикета забыла Аня?
- Какие ошибки допустила?
- Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Кейс 4. «Вежливый отказ»
Цели:
-продолжать формирование культуры общения;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации;
-способствовать приобретению опыта этикетного поведения;
-обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Текст: Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарем. Мальчик радостно побежал домой чтобы переодеться, и взять мяч. Дверь ему открыла мама. - Витя. А я тебя жду. Сходи, пожалуйста в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка.
Вопросы:
- Как вы думаете, как поступит Витя?
- Какой разговор возможен с мамой?
- Что Витя скажет ребятам?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Предложите свои варианты ответа.
Кейс 5. «Просьба»
Цели:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании этикетных формул в зависимости от ситуации.
Текст: У Сережи сломался велосипед. Как обидно? А ведь он договорился с ребятами завтра покататься на школьном стадионе. Что делать? «Надо просить папу», - подумал Сережа и побежал домой. Папа только что вернулся с работы. - Пап, привет! Отремонтируй мне велик, хорошо? – крикнул Сережа, поставил велосипед и опять убежал на улицу.
Вопросы:
-Как думаете, поможет ли папа Сереже? Почему?
- Вежливо ли обратился Сережа к папе? Какие ошибки он допустил?
- Какие формы речевого этикета не использовал Сережа в своей просьбе?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Предложите свои варианты разговора с папой.
Кейс 6. «Прощение»
Цели:
-развивать умение соблюдать нормы употребления слов, говорить так, чтобы обеспечить себе благоприятное понимание со стороны собеседника;
-воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни;
-упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.
Текст: Весь вечер Оля рисовала картину. Она очень старалась, потому что хотела подарить рисунок маме. Закончив работу, Оля оставила работу на столе, чтобы окончательно высохли краски. В этот момент в комнату вбежал Андре: - Привет, Оль! – громко сказал он и бросил на стол школьный ранец. - Там же мой рисунок! – крикнула Оля и бросилась к столу. - Этот, что-ли? – спросил Андрей и дернул за уголок бумаги, который виднелся из-под ранца. Уголок оторвался. - что ты наделала?! – дрожащим голосом спросила Оля и убрала ранец со стола. Она прижала остатки рисунка к себе, а из ее глаз брызнули слезы…
Вопросы:
- Как Андрей объяснит ситуацию сестре? Как он успокоит Олю?
- Какие слова надо использовать, чтобы извиниться?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми. Использование данной технологии развивает и активизирует мыслительные способности дошкольников. Они не просто «изучают», как нечто не связанное с ними и современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации и даже её творцами.
Используемая литература:
- Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.
- Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» в 2 т. М. НИИ 2006 г.
- Н. Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М. Аркти. 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»
В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии". Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...
Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация
Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...
Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».
Кейс технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....
Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...
«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)
laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...
Конспект по развитию речи по кейс-технологиям средняя группа ..Дети изучают произведение К.И. Чуковского ".Мойдодыр". Применение кейса ( это сбор информации поступающие от самих детей. Дети сами ищут ответ на вопросы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...