Проект "Растения, которые лечат"
проект (старшая группа)
Формирование у воспитанников представлений о лекарственных свойствах растений и о возможностях их применения с целью оздоровления человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lekarstvennye_rasteniya.docx | 605.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6 «Буратино»
Муниципальное автономное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад №6 "Буратино"
Проект
«Растения, которые лечат»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовили воспитатели:
СередаТ.П.
Богданова А.П.
Мегион, 2022г.
Содержание
Введение
- Актуальность
- Паспорт проекта
- Этапы реализации проекта
- Распределение деятельности участников проекта по этапам
- Перспективное планирование мероприятий проекта
- Выполнение проекта
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
В дошкольном учреждении воспитание экологической культуры воспитанников является важной задачей воспитательной работы с детьми.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Применение метода проекта позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать их речевое развитие, значительно разнообразить организационные формы и методические приемы работы с детьми.
Проектная деятельность обеспечиваетвзаимосвязь всех образовательных областей и позволяет углубить и расширить представления детей, о лекарственных растениях. На Руси лекарственные растения применялись также издавна. Лечили людей знахари, ведуны, и монахи. В конце 16 века в России появились рукописные лечебные травники. По приказу Петра 1 были созданы первые ботанические сады или аптекарские огороды при аптеках. Аптекарские огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях.А лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота. Пётр 1 приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.
Приобретаемые в этих условиях знания, умения навыки, становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в различных условиях жизни.
- Актуальность.
На экранах телевизоров, плакатах в общественном транспорте и на улице мы видим большое количество рекламы различных медикаментов. Дети не представляют, что еще не так давно наши предки лечились исключительно в «лесной аптеке». Эти растения растут у нас под ногами, а ребята даже не представляют, что их можно использовать в медицине. Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. Изучение лекарственных растений, их сбор и изготовление гербария - интересное и увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное для большинства юных исследователей, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности. Данный проект учит правильно организовывать план своей работы. В современной научной медицине большое значение имеют лекарственные растения. Около 70% препаратов изготавливаются из растений. Большое количество лекарственных растений, входящих в рецепты врачей, используют в домашнем обиходе: например, шалфей для полоскания горла, липовый чай при простуде, валериану при бессоннице. Поэтому эта тема актуальна для современного человека.
Идея проекта родилась после вопроса одного из ребят группы: «А для чего нам на участке мята? Мама ее у нас в огороде выполола, сказала, что это сорняк».
#1055;аспорт проекта«Лекарственные растения»
Цель проекта: Формирование у воспитанников представлений о лекарственных свойствах растений и о возможностях их применения с целью оздоровления человека.
Задачи:
- Обогащать представления детей о растениях и их лекарственных свойствах; Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности и речь детей, навыки моделирования и экспериментирования.
-Формировать эстетическое восприятие окружающего природного мира, экологически грамотное поведение в природе
Вид проекта:познавательно - исследовательский.
Срок проекта:ноябрь- январь.
- Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие.Познавательное развитие. Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие: Физическое развитие:
Участники проекта:воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет «Солнышко», родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать: видылекарственных растений, способы их сбора и применения; стихотворения олекарственных растениях; Значение лекарственныхрастений в жизни человека.
Дети должны уметь: отличать лекарственные растения от других видов; соблюдать правила поведения в природе; проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений;
Дальнейшее развитие проекта: Продолжать знакомить детей с другими видами лекарственных трав: познакомить с лекарственными свойствами лесных и садовых ягод.
Работа с родителями в рамках проекта: (Приложение 1)
Продукт проектной деятельности: «Сборник сказок о лекарственных растениях», Сборник «Лекарственные растения глазами детей». Гербарий лекарственных растений. Дидактическая игра «Узнай по запаху».
3. Этапы реализации проекта
Iэтап – Организационно-подготовительный.
#1055;одбор программно-методического обеспечения.
За основу была принята программа «Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой..ГончароаЕ.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008г
В дополнение к программе отобраны следующие технологииГорькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.
2. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
3. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
4. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.
2. Пополнение развивающей среды.
Особое внимание уделялось подбору иллюстративного материала дляпроекта «В мире лекарственных растений», разработке конспектов мероприятий, Чтобы воплотить идеи проекта, необходимо было организовать игровое пространство таким образом, чтобы дети имели возможность пользоваться материалом не только в процессе специальной ООД, но и в самостоятельной деятельности:
- в группе организован уголок природы с учетом возраста и возможностей детей данной группы;
- сформирована методическая подборка дидактических игр:«Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какая часть этого растения целебная?», «От какого растения часть»,лото «Лекарственные растения». Аудио сказки «Сказки от Синички». «Бабушкин лечебник»
(Приложение 3)
3. Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала.
Оптимальной является диагностика усвоения детьми знаний и умений по образовательной области «Познавательноеразвитие». Проводилось диагностическое обследование детей с целью определить исходный уровень овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы по разделу «Ознакомление с миром природы». Обследование проводилосьв индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов. По итогам диагностики стало возможным обобщить и осмыслить сильные и проблемные зоны детского коллектива в целом, а также более эффективно планировать педагогический процесс и прогнозировать желаемый результат. (Приложение 4).
4. Анкетирование родителей.
Собран банк данных об информированности и уровне педагогической компетенции родителей в сфере ознакомления детей с лекарственными травами,начального объёма знаний и представлений своего ребенка по данному разделу программы. С целью сбора данной информации была разработана специальная анкета.
5. Составление перспективногоплана мероприятий к проекту, обсуждение и корректировка перспективного плана
II этап – Основной:
Непосредственная реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
III этап – Заключительный
- Подведение итогов.
IV этап – Презентация проекта
- Презентация проекта.
4. Распределение деятельности участников проекта по этапам.
Этапы | Воспитатели | Дети | Родители |
1 этап | Подбор программно-методического обеспечения | Подбор иллюстраций, картинок о лекарственных растений. | |
Изучение литературы по теме | |||
Подбор материала для предметно-практической деятельности. | Изготовление гербария из лекарственных трав | ||
Пополнение развивающей среды.Подбор дидактических игр «Узнай по запаху» | Рассматривание иллюстраций о лекарственных растений. | Участие в анкетировании | |
Диагностика детей по образовательной области познание. | Ознакомление с результатами диагностики детей | ||
Родительское собрание. Анкетирование. | Вхождение в проблему | ||
Составление перспективного плана мероприятий к проекту. Обсуждение и корректировка плана мероприятий к проекту | |||
2 этап | Формулирование проблемы. Создание игровой ситуации. | Вхождение ребенка в проблему, вживание в игровую ситуацию. | Консультации для родителей. |
ООД по образовательной области познавательное развития. «Лекарственные растения» Индивидуальная работа с детьми. | Беседа с детьми о пользе лекарственных растений. Участие в ООД. Выполнение предметно-практических действий в соответствии с задачами ООД. Изготовление открыток из цветного пластилина «Лекарственное растения» | Закрепление материала дома. Изготовление книги «Бабушкин лечебник» Вместе с детьми. Конкурс рисунков «Лекарственные растения» | |
Рассматривание энциклопедий о лекарственных растениях. Просмотр видео-роликов о лекарственных растениях. | |||
Изготовление пособия: книга «Лекарственные растения глазами детей». | Выставка рисунков «Лекарственные растения глазами детей» | ||
Участие в акции «Берегите лекарственные растения нашего края» | Изготовление сборника сказок: «Ах, какие чудесные растения!» | ||
Изготовление пособия: книга «Бабушкин лечебник». | Рисование буклетов: «Берегите лекарственные растения нашего края» | ||
3 этап | Итоговая деятельность. Подготовка к КВН «Лекарственные растения». Подготовка к презентации проекта. | Участие в КВН «Лекарственные растения» Подготовка к презентации проекта. | Посещение КВН |
4 этап | Презентация проекта. Развлечения «У самовара, я и моя мама» | Участие в развлечении «У самовара, я и моя мама». Загадки - отгадки родителям о лекарственных растениях. | Участие в развлечении «У самовара, я и моя мама». Участие в презентации. |
5. Перспективный план мероприятий к проекту «Лекарственные растения».
Этап | Срок выполнения | Форма проведения |
| Ноябрь (1 – 3 неделя) | Определение целей и задач проекта. |
Подбор методической литературы, иллюстративного материала. | ||
Обсуждение содержания проектной деятельности | ||
Диагностика уровня развития знаний, представлений, анализ результатов | ||
Составление перспективногоплана мероприятий | ||
Анкетирование Родительское собрание | ||
Обсуждение и корректировка плана мероприятий | ||
Пополнение РППС в группе | ||
| Ноябрь (4 неделя) | Беседа «Лекарственные растения» Приложение 1. |
Чтение художественной литературы лекарственных растений.Рассказ А. Стрижева «Огород на опушке», А. Онегова «Тропинка полевая», | ||
Оформление стенда для родителей «О пользе лекарственных растений для человека» | ||
ООД «Лекарственные растения» Приложение 1 | ||
Консультация для родителей: «Лекарственные растения вместо таблеток» Приложение 1 | ||
Декабрь (1 неделя) | Д/И «Узнай по запаху» | |
ООД «Лесная аптека» Приложение 1. | ||
Декабрь (2неделя) | КВН « Лекарственные растения» | |
Д/И «Угадай по запаху | ||
Январь (3 неделя) | Беседа « Лекарственные растения» Приложение 1 | |
Чтение рассказов о лекарственных растениях. Т. Крюкова «Лесная аптека»Сказочная энциклопедия. | ||
Конкурс рисунков для родителей и детей «Лекарственные растения глазами детей» | ||
Чтение сказки «Лекарственные растения» П.А.Синявский | ||
Д/и «Собери ромашку» | ||
Чтение произведений: о лекарственных растениях. Ю. Дмитриева «Кто в лесу живёт и что растёт в лесу» Н. Павлова «Загадки цветов» | ||
Творческое задание для родителей и детей:изготовление гербария из лекарственных трав. | ||
Просмотр видео «В Загадкино Лекарственные растения» | ||
Январь (3 неделя) | Аудио сказки «Сказки от Птички - Синички!» | |
Изготовление буклетов «Лекарственные растения» для проведения акции. Заучивание считалок, загадок, стихотворений о лекарственных растениях. | ||
Выставка рисунков «Лекарственные растения» | ||
Настольные игры: «Гербарий лекарственных растений». «Растения» | ||
| Январь (3 неделя) | Подготовка к презентации проекта:
Выпуск книг: «Лекарственные растения глазами детей» «Бабушкин лечебник» |
4. Итоговый | Январь (4 неделя) | Презентация проекта. Развлечение для детей и родителей «У самовара я и моя мама» |
6. Выполнение проекта.
Первым шагом внедрения проекта «Лекарственные растения.» стало изучение специальной методической литературы. Затем подготовлено методическое обеспечение:дидактическая игра: «Узнай по запаху», «Собери ромашку», сборники: стихов, загадок, поговорок, пословиц о лекарственных растениях. Сборник сказок о лекарственных растениях. Изготовлены гербарии. (Приложение 5). Разработаны конспекты организованной образовательной деятельности поознакомлению детей с лекарственными растениями для реализации проекта.Для родительского уголка созданы папки – передвижки: «Лекарственные растения и их польза для человека»,разместили информацию о проекте: проблема, цели, задачи. Подготовили консультации для родителей «Лекарственные растения вместо таблеток», памятки «Лечебные чаи».Провели родительское собраниепо теме «Знакомство с лекарственными растения», где познакомили родителей с планом реализации проекта «Лекарственные растения». Во время проведения собрания была представлена выставка дидактических игровых пособий, настольные игры. В конце собрания вручены родителям памятки «Польза лекарственных растений». В индивидуальных беседах старались убедить в необходимости сотрудничества для полноценного развития исследовательской, познавательной, речевой деятельности детей.
Отобрали формы и методы для работы сдетьми: ООД, беседы, наблюдение, чтение литературных произведений о лекарственных растениях, дидактические игры, акция, развлечение, продуктивные виды деятельности,игры-инсценировки.
Второй шаг - создание соответствующей развивающей предметно - пространственной среды в группе. С этой целью изготовлены и размещены в уголке природыдидактические и настольные игры, иллюстрации. В свободное пользование предоставлены карандаши, фломастеры, альбомы, раскраски лекарственных растений. В книжном уголке размещены книги для просмотра и чтения, детские журналы о лекарственных растениях.
Реализация проекта началась с моделирования проблемной ситуации. Заранее подготовлено дидактическое пособие «Узнай по запаху». В гости к детям пришёл доктор детского сада Наталья Владимировна. Она приглашает детей в младшую группу, чтобы девочка Маша выпила таблетку от простуды, но она не любит пить таблетки? Наталья Владимировна попросила детей помочь ей.Дети подготовительной группы предложили напоить девочку Машу вкусным лечебным чаям. Далее с помощью решения проблемных вопросов воспитателя дети пришли к выводу, что существует много неизвестных лекарственных растений, которые очень полезны не только при простудах и решили узнать об этом побольше. Данная мотивация послужила поводом, чтобы собрать нужную информацию о лекарственных растениях, рассказать о них окружающим. В ходе реализации проекта постоянно расширяли свои знания о лекарственных растениях и их пользе.
По заданиюгерояАйболита дети вместе с родителями выполняли рисунки на тему «Лекарственные растения глазами детей»изготавливали гербарий лекарственных растений. Провели акцию «Лечебные растения нашего края».
Презентация проекта « Лекарственные растения» прошла в форме развлечения для детей и родителей «У самовара я и моя мама» Каждый ребёнок загадывал загадку о лекарственных растениях. Воспитанники проводили дегустацию лечебных чаёв для родителей. Дети наглядно продемонстрировали уровень развития знаний и представлений о лечебных свойствах лекарственных растений.
Для формирования и закрепления у детей знаний о лекарственных растениях в ООД включались дидактические игры и упражнения такие как: «Собери ромашку», «Узнай по запаху»,просмотр видео-роликов.
Заключение
Проведенная работа подтверждает прогнозируемый результат: при целенаправленном и систематическом применении проектной деятельности у детей сформированы знания о лекарственных растениях; умения применять их в быту. Данные итоговой диагностики, проведенной в январе месяце, подтверждают прогнозируемый результат: количественный уровень усвоения программы по ознакомлении детей с лекарственными травами по группе составил:высокий уровень90% детей, средний уровень 10% детей. Детейс низким уровнем усвоения нет.
Благодаря методу проекта стало возможным создать единое познавательно-творческое пространство в детском саду и семье воспитанников. В ходе реализации проекта у детей возрос уровень познавательных интересов. Дети активно участвовали в проектной деятельности, с желанием выполняли задания: учили стихи, загадки, рисовали буклеты, лепили цветы, собирали и высушивали лекарственные травы. При встрече с родителями они с увлечениемрассказывали о своих открытиях о пользе лекарственных растений.
Методы и приёмы, применяемые в ходе реализации проекта, способствовали формированию знаний, развитию у дошкольников познавательного интереса, стремление к самостоятельной практической деятельности.
Так как проект «Лекарственные растения» показал свою эффективность, в будущем планируется: дальнейшая его реализация в работе с воспитанниками последующих наборов; пополнение проекта новыми разработками, мини-проектами; обобщение полученного опыта в форме публикаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
«Что Вы знаете о лекарственных растениях?»
Уважаемые родители!
Нам важно знать Ваше мнение по данной теме. Опрос носит анонимный характер, результаты будут использованы только в статистически обработанном виде.
- Как Вы относитесь к природе, любите ли Вы лекарственные растения?
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Имеются ли в Вашем доме лекарственные цветы? Какие?
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Принимает ли ваш ребёнок отвары? Знает ли он, как надо принимать лечебный отвар?__________________________________________________
________________________________________________________
- Любит ли Ваш ребёнок смотреть телепередачи о природе?
________________________________________________________________
- Есть ли дома книги о лекарственных растениях? Какие?
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Поддерживаете ли Вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию? В чём это проявляется? (беседуете с ребёнком о природе, подкармливаете птиц, проводите с детьми наблюдения за растениями).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В чём Вам нужна помощь детского сада по данной проблеме?
_______________________________________________________________ Спасибо за сотрудничество!
Итоги анкетирования родителей на тему:
«Что Вы знаете о лекарственных растениях?»
Перед реализацией проекта «Лекарственные растения» мы провели анкетирование с родителями своих воспитанников. В опросе приняло участие 74 % человек. Анкета состояла из 7 вопросов.
На первый вопрос 100% опрошенных ответили, что любят природу и лекарственные цветы, в частности.
На второй вопрос 90 % родителей ответили утвердительно, 10 % - отрицательно, т.к. имеют аллергические проявления.
На третий вопрос 90 % родителей ответили, что дети с охотой принимают настои лекарственных трав.
Отвечая на четвертый вопрос анкеты, 60 % родителей ответили утвердительно, а 40 % - дети смотрят только передачи о животных.
На пятый вопрос 100 % ответили, что у ребенка есть книги, энциклопедии о животном и растительном мире, но 5 % ответили, что ребенка они не заинтересовали.
На шестой вопрос 75 % родителей ответили, что по мере своих сил они поддерживают интерес ребенка: отвечают на вопросы детей, совместно с детьми заваривают отвары с лекарственных трав, домашними питомцами (покормить аквариумных рыбок, насыпать корм попугаю, налить воды хомячку). 50 % заявили, что повесили кормушки во дворе дома и регулярно подкармливают птиц ,летом собирают травы, просматривают видео ролики о лечебных травах.
На седьмой вопрос 80 % родителей ответили, что им не хватает теоретических знаний, 20 % - затруднилось с ответом.
По итогам анкетирования мы сделали вывод, что родители заинтересованы в реализации нашего проекта и готовы помочь в его осуществлении. В помощь родителям нами была создана картотека лекарственных растений и картотека дидактических игр по экологическому воспитанию.
Диагностика детей подготовительной к школе группе по теме «Лекарственные растения».
- Назови, какие ты знаешь лекарственные растения (5-6 растений)
- Назови и покажи лекарственные растения на плакате (5-6 растений)
- Узнай и назови растения по цветку (5-6 растений)
- Какие условия необходимы для жизни лекарственных растений?
- Назови и покажи части растений.
- Покажи, какие растения можно назвать лекарственными, а какие нет. Объясни, почему?
- Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?
Критерии оценки по пятибалльной шкале.
1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию.
2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию.
3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию.
4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию.
5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию.
Низкий уровень - меньше 2,2
Средний уровень – от 2,3 до 3,7
Высокий уровень – от 3,8 до 5.
Итоги
диагностики детей подготовительной к школе группе по теме «Лекарственные растения».
На первом этапе нашего проекта нами была составлена и апробирована диагностика детей подготовительной к школе группе. Мы выяснила, что запас знаний детей по теме «Лекарственные растения» не большой. Затруднения были в ответах на третий вопрос («Узнай и назови растения по цветку»), на шестой вопрос («Покажи, какие растения приносят пользу ? Объясни, почему?»).
По итогам диагностики выявили:Низкий уровень - 12 % детей,Средний уровень - 64% детей,Высокий уровень - 24 % детей.
По окончании проекта мы снова продиагностировали детей:
Дети называют лекарственные растения. Дети стали более ответственно подходить к дежурству в уголке природы, добросовестнее и аккуратнее выполняют заданные поручения. Большинство детей по внешнему виду цветка могут определить и назвать растения. Могут назвать растения и в чём его польза человеку животному,птицам.
Низкий уровень – 0%
Средний уровень - 56 % детей,Высокий уровень - 44% детей.
Приложение 1
Дидактические игры.
Название
| Задача | Правило | Оборудо вание | Ход игры |
«Что измени лось?» | Найти предмет по сходству. | Показать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя услышав его описание. | Одинаковые растения изображены на картинке. | Воспитатель показывает какое-нибудь растение, описывает его характерные признаки, а затем. Предлагает ребёнку найти такое же растение |
«Найди такой же». | Найти предмет по сходству | Смотреть на то, как воспита тель меняет растения местами нельзя. | На доске ставят 2-3 одинаковых растения в определён ной последова тельности. | Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как расположены растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения. А затем просит детей переставить картинки так, как они стояли прежде, сравнивая их После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля). |
«Угадай растение по описанию». | Найти Предмет по перечислен- -ным признакам | Показывать растение можно только после его описания, по просьбе воспита - теля. | Для первых игр отбирают несколько растений (2-3) с заметными отличитель ными признаками. Их расставляют доске так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение. | Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже «на дерево, на «травку»; затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Далее воспитатель обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие. Длинные). Окраску цветов, их количестве. Закончив описание, воспитатель спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?». Дети показывают растение и если могут называют его. |
«Где Спряталась матрёшка? | Найти предмет по перечис ленным признакам. | Смотреть, куда воспитатель прячет матрёшку, нельзя. | На столе расставляют 4-5 растений. | Детям показывают маленькую матрёшку, которая захотела поиграть в прятки. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. За тем дети открывают глаза. «Как же найти матрёшку? – спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И воспитатель говорит, на что похоже растение, за которым спряталась матрёшка (на дерево, на травку), описывает его стебель, листья форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его. |
«Найди растение по названию». | Найти растение по слову – названию. | Смотреть, куда прячут растение, нельзя. | Все растения группы. | Воспитатель называет комнатное растение, находящееся в групповой комнате, а дети должны найти его. |
«Опишите, я отгадаю». | Найти растение по описанию. | Сначала надо найти растение, о котором расскажу, а потом назвать его. | На столе выкладываются картинки . | Воспитатель описывает одно из растений . Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо назвать его. Те растения, названия которых дети ещё не знают, воспитатель называет сам. |
«Найди, о чём расскажу». | Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого. | Называть загады ваемое растение нельзя. |
| Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к лекарственным растениям, на доске . Одного из детей воспитатель просит выбрать и показать остальным детям растение, которое воспитатель будет угадывать. Воспитатель задает детям вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев, о поверхности листа, о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. |
ПРИЛОЖЕНИЯ 1.
Беседа «Лекарственные растения»
Формировать умение узнавать и правильно называтьлекарственные травы.
Словарная работа: настой, отвар, лекарственные растения.
Предварительная работа: беседа о лекарственных травах, знание
лекарственных трав, сбор лекарственных трав.
Встреча с Красной Шапочкой
Дети сидят на стульчиках. На ковролине прикреплены картинки сизображением лекарственных растений. На столах лежат сухие веточки,пучки, коробочки, мешочки и пакетики с лекарственными травами.
Раздаетсястук. Входит Красная Шапочка с корзиной.Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Я гуляла по полям, лугам. Собрала много лекарственных растений, но как они называются, не знаю. Помогите мне.На лугу растут: ромашки,Лютик едкий, клевер – кашка. Что еще? Гвоздика, смолка,Колокольчик, хвощ, как елка. А еще?Подорожник, васильки,Грамофончики – вьюнки.Еще много разных травокУ тропинок, у канавок.И красивых и пушистых,Разноцветных и душистых. Назовите Красной Шапочке еще раз растения, которые она собрала.Скажите, почему они называются лекарственными.Игра «Узнай и назови»
Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям. Уточняетправила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вамрастение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет(болото, луг, овраг). И наша гостья, КраснаяШапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную(цветы) собирают летом, подорожник(собирают только листочки без ножек) весной и в начале лета, крапиву –весной, когда она только – только вырастает(2-3 рассказа детей).
Рассказ воспитателяВы много знаете о лекарственных растениях. А при какомзаболевании используется то или иное растение, и в каком виде онипомогают. Например: отваром ромашки или календулы полощут горло приангине; листья подорожника прикладывают к ране; из мяты, зверобоя идушицы заваривают успокоительный чай. Корни лопуха заваривают, а потом моют отваром голову при выпадении волос. Для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника, рекомендуется пить чай из плодов шиповника весной,когда не хватает витаминов. Нужно бережно относиться к лекарственным растениям, когда вы их собираете, не вырывать с корнями, не сбивать цветы. Нужно бережно относиться к природе. После сбора трав не забудьтетщательно вымыть руки.Итог. Красная Шапочка: Спасибо, ребята, за помощь, я очень много сегодняузнала у вас о лекарственных травах. Что делать со своими лекарственнымитравами, я теперь знаю. Я их правильно засушу, и буду хранить в хорошо проветренном помещении, оберегая от прямых солнечных лучей. Воспитатель предлагает детям выпить напиток «Здоровья» и постараться определить, какие травы использованы.
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
КВН «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
Закрепить знания детей о лекарственных растениях и правилах их сбора;Углубить знания о пользе и применении лекарственных растений;Воспитывать у детей бережное отношение к растениям ;Развивать мыслительную деятельность, память, речь;Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.
Предварительная работа: Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии в родном крае;Использование научно- популярной ,художественной, медицинской литературы, иллюстраций и поэтических произведений, описывающих цветы;Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях; Рисование лекарственных растений.
Оборудование:Детали цветов вырезанные из цветной бумаги, картинки лекарственных растений, корзинка, макеты деревьев ,цветы, магнитофон, аудиозапись "Вальс цветов" П.И.Чайковского.
Звучит "Вальс цветов" в группу входит Фея цветов. Фея: Здравствуйте, дорогие ребята ! Я Фея цветов и я рада приветствовать Вас на лесной полянке .Вы любите цветы? Дети :Да!Фея: А какие цветы вы знаете? Дети : Ромашки, колокольчики.... Фея : Ребята, а вы знаете, что растения могут лечить многие болезни? Дети : Да ! Фея: А как называются эти растения? Дети : Лекарственные растения! Фея : Правильно, мы сегодня с вами поговорим о лекарственных растениях и проведем мы с вами КВН " В мире лекарственных растений" Сегодня у нас будут соревноваться 2 команды .Команда "Ромашки" ,команда "Одуванчики". Представление команд Первая команда "Одуванчики" Девиз: Команда "Одуванчики" Готова отвечать. О растениях много знаем, Подготовились на "пять". Вторая команда "Ромашки" Девиз: Нам рады все люди, Птицы ,букашки Мы полезные цветы, Нас зовут -ромашки! Фея: Молодцы ребята , представили команды.
Задание 1А сейчас разминка. Надо быстро ответить на вопросы.. #1042;ерхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама. Ответ: Мать – и – мачеха#1069;то лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Ответ: Подорожник3. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы? Ответ:Одуванчик4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле: Золотая середина И лучи идут кругом. Это, может быть, картина? Солнце в небе голубом. Ответ: Ромашка5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Ответ: Мята6. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами. Ответ: Шиповник Фея: Молодцы ребята! Задание2 Игра "Собери цветок из лепестков"На полу раскладывается лепестки и сердцевины цветов вырезанные из цветной бумаги (ромашка и василёк) Дети должны правильно собрать цветок. Побеждает та команда,которая быстрее соберет цветок Задание 3Конкурс загадок.
Загадки о лекарственных растениях:#1042;доль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (Подорожник)
#1056;астет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (Крапива)
#1054;н сорняк, он цветок, От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый... (Одуванчик)
#1045;сли что-то заболит, Даже зверь не устоит. С какой же травкой пить настой? С чудо-травкой... (Зверобой)
#1042;кусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)
#1045;сли травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (Чистотел)
#1057;идит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито. (Шиповник)
8. Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. (Календула)
Заходит Колобок с корзиной. Колобок: Здравствуйте ребята! Я колобок -румяный бок катился по полям и лугам и собрал много растений . А как они называются не знаю . Помогите пожалуйста.
Фея: Ну, что ребята поможем Колобку? Дети: Да! Фея: А ты Колобок пока посиди да послушай и запоминай. Фея берет из корзины засушенные растения и показывает детям, дети называют растения.(Одуванчик, ромашка, крапива, Иван-чай, полынь, хвощ полевой)
Фея: Правильно ребята, вы все лекарственные растения назвали правильно. Ну, что Колобок ты запомнил названия растений. Колобок :Да. Фея: А сейчас следующее задание капитаны команд должны рассказать о лечебных свойствах некоторых растений.
Задание 4 "Расскажи и покажи"
Выходит по одному капитану и рассказывает о полезных свойствах растений.(Ромашка, крапива, подорожник, одуванчик)
Фея: Молодцы капитаны. Вас поддерживает вся команда. Колобок, а ты знаешь как надо собирать и сушить лекарственные растения? Колобок :Нет. Фея: А сейчас дети тебе расскажут.Фея: Ну, что Колобок теперь ты всё запомнил? Колобок: Ой ребята, вы такие молодцы. И все то вы знаете и все то вы умеете. А я покачусь быстрее до бабушки да заварю ей ромашку, а то у нее болит горло. Спасибо ребята. До свидания!
Фея: А сейчас ребята давайте отдохнём.
Физминутка:Вместе по лесу идём Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр.И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот правой ступни левой рукой.)К небу ручки протянули,Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели. (Дети садятся.) Фея: А теперь последнее задание
Задание 5. "Угадай"Фея: Я буду описывать лекарственное растение , а вы должны угадать , что это за растение и показать картинку. 1. Листья узорные, головка белая. Используют в виде отвара, когда болит горло .(Ромашка) 2. Растет у дороги, семена идут в стрелку. Применяют для остановки кровотечения из ран. (Подорожник) 3. Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяют при ангине и для промыванияран.(Календула). Молодцы ребята все правильно отгадали и показали. А теперь мы подведем итоги. (Жюри подводит итоги и вручает детям медали и призы)
Литература#1051;уконинаН,Чадова Л. Утренники в детском саду. Москва"Айрис-Пресс.2002 .2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. .Минск "Асар".2001. #1055;лешаков А.А.Зеленая тропинка.Москва"Просвещение" 2002. #1048;нтернет портал "Ресурсы образования .Портал информационной поддержки специалистов ДОУ."
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
БЕСЕДА.
Познакомить детей с лекарственными растениями. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям. Предварительная работа:Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии. Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лекарственные растения?
Ответы: Это растения, которыми пользуются, при лечении разных болезней.
Воспитатель: Все травы – лекари - душица, И зверобой, и медуница, И земляника, и черника, И брусника с голубикой. Чистотел, полынь, калина, Лен, календула, крапива.
Травы, где найти такие, Знают жители лесные. Вот о чем они для нас, Поведут сейчас рассказ.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что кроме лекарств, при болезнях, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями. Многие из них вам знакомы, они растут рядом с вами. А давайте мы с вами вспомним, какие мы знаем лекарственные растения.
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Дети называют: Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно. Нельзя пробовать растения на вкус. Нельзя рвать много растений. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что многие лекарственные травы добавляют в чай. Мы с вами в конце нашего занятия тоже попьем вкусного чайку.
А пока предлагаю послушать ваши домашние задания. Помните, вам дома нужно было подготовить загадку и небольшой рассказ об одном лекарственном растении. Информацию можно было брать из книг, интернета и т. д.
Ребенок: - На лугах, полях растёт Цветом розовым цветёт, Заварить им можно чай.
Ты мне быстро отвечай! Что за травка? – (иван-чай). Иван – чай – целебное растение. Цветет красными, фиолетовыми, белыми, розовыми цветами, соцветия собраны в кисти. Из него готовят настойки, целебные отвары и мази. Это растение – отличный медонос.
Ребенок: Белый горошек, На зелёной ножке, Зреет, раскрывается, В колокольчик превращается!(ландыш) Ландыш – очень ценное растение. Его капли применяют приболезнях сердцаЛандыш занесен в Красную книгу.
Пряность это и приправа, Чай с ней удался на славу, Догадаются ребята, Ну, конечно, это…(мята) Мяту добавляют в чай. Настойки мяты обладают болеутоляющими и успокаивающими свойствами. Мята – это настоящая кладезь лечебных свойств. Обладая приятным ароматом, охлаждающими вкусовыми качествами и многочисленными лечебными свойствами, мята является одним из самых универсальных растений в царстве трав. Название «мята» происходит от греческого слова «мент», прохлада. Прохладная трава способна освежать воздух, полость рта, улучшает пищеварение.
Что за странные цветки Под названьем Ноготки? Так похожи на ромашки – Все в оранжевых рубашках.(календула) Лекарства из календулы применяют для полоскания горла при ангине и стоматите. Календула прекрасное средство при кашле, еще ее используют при ожогах, ушибах.
Ребенок: Жёлтый глаз из-под земли,
Первым дарят нам они.
Как их правильно назвать,
Если им земля, как мать? (Мать-и-мачеха)
Мать – и – мачеха помогает при кашле, применяют для улучшения зрения. У этого растения полезны и цветки, и листья.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый. Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Воспитатель: У нас ребята еще приготовили стихи о целебных растениях:
- Лечит мята невралгию, А свекла - гипертонию,
Земляника гонит соль, А шалфей - зубную боль,
- Арбуз кушай при нефрите, А бруснику - при артрите, Чтобы было больше сил, Не забудь про девясил. - Клюква вылечит цистит,
Редька - кашель и бронхит, Головную боль - калина,
А простуду - чай с малиной. - Печень подлечи рябиной, Сердце - мятой и калиной,
Чтоб не ведать диабета, Топинамбур ешь все лето.
- Астму вылечи иссопом, Мочевой пузырь - укропом.
Раны, язвы, геморрой Подорожником промой.
- Коль отеки у тебя - Хвощ попей и семя льна,
Мажь мозоли чистотелом, А веснушки - тертым хреном. - Зверобой не забывай,
Чай с ним чаще потребляй, Пей шиповника настой.
Будешь бодрый, молодой.
Воспитатель: А еще из целебных трав можно приготовить вкусный салат. Вот, например из одуванчика. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.
Воспитатель: Перед вами на столах расположены листики и цветочки, приглашаю вас к столам, вы должны взять по одному растению и назвать это растение. А в выходные дни или когда пойдете домой, посмотрите вокруг, может, вы увидите, и узнаете, эти растения на улице. Дети берут со столов растение, нюхают его, осматривают со всех сторон. Дают свои ответы.
Воспитатель: Кроме растений, которые мы сегодня вспомнили, есть еще много других полезных и нужных всем нам растений. А сейчас все на чаепитие и попробуйте догадаться с каким лекарственным растение вы пьете чай. Всем приятного чаепития. А пока мы будем пить чай, предлагаю посмотреть мультфильм «Сказка о лекарственных растениях».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Конспект ООД «Лекарственные растения»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Художественно – эстетическое развитие.
Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений
Задачи:
- Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края, их значение в жизни человека: оздоровительном, эстетическом;
- об их взаимосвязи с окружающей средой;
-знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях;
Уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав;
- развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.
- воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
Предварительная работа: беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе и игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в экологическую тропу , отгадывание загадок, заучивание стихотворений. Беседа с детьми на тему: «Ядовитые растения»
Оборудование: слайды с изображением лекарственных трав (подорожник, крапива, малина, липа, ромашка, одуванчик, лопух) Иллюстрации с изображением ядовитых растений, музыка «Вальс цветов». Дидактическая игра «Собери ромашку» Сюрпризный момент «Пчела»
Воспитатель. -Ребята, посмотрите, что вы видите? Дети. Растения. Слайд 1( просмотр слайда лекарственные растения)
Воспитатель:-Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля?Дети: (Растения помогают дышать, радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)
Воспитатель. Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений. Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно, использовать лекарственное растение. Но важно знать: нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение.А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку».
Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка. Ромашка разделена на части: корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем она предлагает взять ребенку:Что идет сначала? Корень. Верно. -Потом стебель. И так дальше. Дети составляют ромашку.Пчела: «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка. Что вы знаете про это растение? (можно гадать на ромашке, есть песни , это удивительное растение)Ромашка это очень полезное лекарственное растение.Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел»Если вдруг ты заболел, Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей С зелеными ветками. Они и красивей, и тоже лечебные, Бывают и горькие, но очень полезные. Помногу их пить тоже нельзя, Бывают опасными эти друзья. О каких друзьях говорится в стихотворении? (о лекарственных растениях)Да, если лекарственными растениямиумело пользоваться, то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения: каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения, которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений. Первое лекарственное растение, о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку. (Ребенок загадывает загадку). Ребенок: Тонкий стебель у дорожки, на конце его – сережки, на земле лежат листки- маленькие лопушки. Нам он как хороший друг, Лечит раны ног и рук. Каждый лист мой любит тропки. У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник).Слайд 2
Воспитатель: Почему оно так называется? Ответы детей: Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывая, от которого страдают другие растения. Подорожник называют «зеленым бинтом». Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. Воспитатель: - Послушайте следующую загадку:Ребенок: Не пустили в огород- Оттого она и жжет. Ах, не трогайте меня,Обожгу и без огня. (Крапива) Слайд 3.
Воспитатель. Почему же все-таки крапива обжигает?Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость. Ответы детей: Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.Воспитатель. - А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях, которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать Ребенок: Летом рад я свежейЯгоде медвежьей,А сушеная в запасОт простуды лечит нас. (Малина )Слайд 4
Рассказывает ребенок: Малина - прекрасное ягодное растение, да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами.
Ребенок: Весной растет, Летом цветет, Осенью осыпается, А цветок – на медок, Лечит от гриппа, Кашля и хрипа.( Липа). Слайд 5Стихотворение «Липа» читает ребенок. Воспитатель: Посмотрите дети - Это липы цвет,Ароматы лета, Нам принес в привет, Чай его душистый, Любит стар и мал,Очень многим людям. Он здоровье дал: Сбил температуру, Горло подлечил,Горькую микстуру. Детям заменил. И от кашля средства. Просто лучше нет Вот какой кудесник. Этот липов цвет!
Воспитатель: Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы.Ребенок: Нарядные платьица. Желтые брошки. Ни пятнышка нет. На красивой одежке. ( Ромашка ) Слайд 6Воспитатель: Ребята, а чем полезна ромашка? Ответы детей. Воспитатель:Послушайтезагадку: Ребенок: Носит этот мальчикЖелтый сарафанчик.Подрастет – нарядитсяВ беленькое платьице,Легкое, воздушное,Ветерку послушное. (Одуванчик )Слайд7 Физкультминутка «Одуванчик»Одуванчик, одуванчик,Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)Если ветер быстро, быстро (руки вверх)На поляну полетитВсе вокруг зашелестит (руки вверх и машут)Одуванчика тычинки (бег на месте)Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)И сольются с небосводом.
Воспитатель. Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения. Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его - свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками. Загадка. Ребенок: Выпускает он листы. Широченной широты, Держатся на стеблях крепких. Сто плодов шершавых, цепких. Если их не оберешь, На себе их все найдешь. (Лопухрепейник) Слайд 8
Воспитатель. - У этого растения несколько названий — лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом. Есть даже такая поговорка: «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения. Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни, заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом). Дидактическая игра «Четвертый лишний» Физкультминутка «Аленький цветочек»(дети выполняют движения под аудиозапись)Есть на свете цветок алый-алый, Яркий, пламенный, будто заря,Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря.Может там за седьмым перевалом .Вспыхнет свежий, как ветра глоток,Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок. Самый сказочный и небывалый, Самый волшебный цветок.-Как вы думаете , ребята, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить?
ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ,
Воспитатель: Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин. Не рвать растения, которые занесены в красную книгу. Это редкие растения, их охраняют от исчезновения.Растения, которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя!Рефлексия.О чем мы сегодня говорили? ( олекарственных растениях)Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета», с использованием карточек лекарственных растений.Ребенок: Лес, как сказочное царство, Там кругом, растут лекарства,В каждой травке, в каждой ветке - И микстура, и таблетки.Ну, а чем и как лечить. Родители и воспитатели нас могут научить.Все целебные растения. Знают они без исключения. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Ведь из трав лесного царства, Люди делают лекарства. Все ребята, молодцы, потрудились от души! Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями. Ребенок: Растения мы знаем, бережем и охраняем, В книгу Красную они, Уж давно занесены. Люди рвут их не на потеху, Отнесут их все в аптеку.Воспитатель. В заключение я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все: и я и ты Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты. Природу друг мой охраняй! Никого не обижай! Не губи деревья ты! Сохрани в лугу цветы!Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений. Спасибо. Все большие молодцы!
Приложение 1. Слайды о лекарственных растениях.Приложение 2. Слайды о ядовитых лекарственных растениях. Приложение 3. Открытки с изображением лекарственных растений.
Список литературы.
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.
2. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.
3. Цветы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
4. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014.
#1043;ончароа Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Издательство Нижневартовского государственного гуманитарного университета 2008г
г.Мегион 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Растения которые лечат"
Все о растениях, приносящих пользу в лечении человека...
Упражнения, которые лечат
Занятие для детей и взрослых, подготовлено по программе Л Латохиной...
"Сибирские ягоды которые лечат"
Лечебные свойства ягод....
Консультация для родителей "Игры, которые лечат"
Когда ребенок заболевает, то это становится большой бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребенку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболе...
картотека инр, которые лечат для детей с нарушением зрения
картотека инр, которые лечат...
Игры которые лечат
Игры, которые лечат- Снять нервное напряжениИгротерапия, сказкотерапия -это лишь пара примеров методик психологической помощи детям.Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить н...
Игры, которые лечат.
Дыхательная гимнастика....