Консультация для воспитателей «Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.
Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.
Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:
- фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
- фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.
Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ — после 4-5 лет.
И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова.
Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.
Фонематический слух играет ведущую роль при овладении звуковой стороной языка и включает: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Дети с нарушением фонематического слуха испытывают трудности при овладении звуковым анализом и синтезом слов, что влечет за собой разные виды отклонений, проявляющихся в дислексии и дисграфии, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуск, перестановка, замена букв) и является причиной неуспеваемости. Кроме того, нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки.
В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы. Таким образом, проблема развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ДОУ является актуальной. Кроме того, без специально организованной коррекционной работы, речевые нарушения не исчезают.
В связи с этим развитие фонематического слуха является одним из направлений логопедической работы в ДОУ. Пути и средства ее осуществления различны. Среди них достойное место занимает дидактическая игра.
В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр позволяет учить детей весело и без принуждения, помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Кроме того, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровнего характера.
Работу по развитию фонематического слуха целесообразно начинать с узнавания неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д. При этом можно использовать дидактические игры следующего типа:
1. Игра «Будь внимательным!». Цель – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «М» :
м, н, к, м, л, п, м; ма, ка, ша, му, ки, ми; мама, нос, мыло, кот, лак, мак, маска, кит, молоко и т. д. Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
2. «Хлопни в ладоши, топни ногой».
Попросить ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит мягкий звук [ть]. Топнуть ногой, если услышит твердый звук [т] (звуки могут быть разными) .
3. Игра «Назови картинки». Цель – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. д.
4. «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».
Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. А ребенок определяет количество слогов (можно произносить слово, одновременно отбивая слоги мячом, например: ТА-РЕЛ-КА – 3 слога) .
5. Игра «Придумай имя». Цель – учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
6. Игра «Назови первый звук в слове». Цель – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА - Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ,не МЭ,а М, например, в слове «МАМА».
7. Игра «Назови последний звук». Цель – учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб – Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).
8. Игра «Отгадай слово». Цель – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
9. Игра «Добавлялки». Цель – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар, мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ).
10. Игра «Определи место звука в слове». Цель - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).
11. Игра «Прохлопай слово». Цель – учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, мА – ли - на(3 слога).
Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные, столько и слогов в слове.
12. «Исправь ошибки».
Намеренно рассказывайте ребёнку сказку и допускайте грамматические ошибки, пусть ребёнок их исправит.
Я ходила в осенний лес. Там я видела серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!
13. «Рифмовки».
Ребёнок хорошо воспринимает стихи и знаком с понятием рифма. Превратите его в настоящего поэта и пробуйте подбирать похожие по звучанию слова-рифмовки. Например: веет – греет, ложка – кошка, кукушка – подушка. Эта игра доставляет большую радость и детям и взрослым.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Долгопрудный
детский сад общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»
(МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)
Консультация для воспитателей
«Дидактические игры для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила и провела:
Учитель-логопед Литвинова М.М.
г. Долгопрудный
2023 г.
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их звукового состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.
Несформированность фонематического слуха у детей влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукосочетаний: звуков, слогов, слов, что явится впоследствии причиной нарушений чтения и письма.
Разница между фонематическим восприятием и звуковым анализом заключается в следующем:
- фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
- фонематическое восприятие, в основе которого лежит фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая.
Ещё один важный фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до 4-5лет, звуковой анализ — после 4-5 лет.
И, наконец, фонематическое восприятие — способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ — способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
Таким образом, фонематический слух является основной составляющей грамотного письма и чтения.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова.
Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, развивается от рождения до 5 лет и является основой для понимания речи другого человека, контроля над собственной речью, грамотного письма в дальнейшем.
Фонематический слух играет ведущую роль при овладении звуковой стороной языка и включает: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Дети с нарушением фонематического слуха испытывают трудности при овладении звуковым анализом и синтезом слов, что влечет за собой разные виды отклонений, проявляющихся в дислексии и дисграфии, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуск, перестановка, замена букв) и является причиной неуспеваемости. Кроме того, нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется словами, в состав которых входят труднопроизносимые звуки.
В дальнейшем ребенок начинает значительно отставать от возрастной нормы. Таким образом, проблема развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ДОУ является актуальной. Кроме того, без специально организованной коррекционной работы, речевые нарушения не исчезают.
В связи с этим развитие фонематического слуха является одним из направлений логопедической работы в ДОУ. Пути и средства ее осуществления различны. Среди них достойное место занимает дидактическая игра.
В игре ребенок ярче раскрывает свои способности, индивидуальность, активнее контактирует со взрослыми. Применение дидактических игр позволяет учить детей весело и без принуждения, помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Кроме того, игру можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал разноуровнего характера.
Работу по развитию фонематического слуха целесообразно начинать с узнавания неречевых звуков. Дети учатся на слух дифференцировать шум ветра, гудок машины, крик, звон колокольчика и т. д. При этом можно использовать дидактические игры следующего типа:
1. Игра «Будь внимательным!». Цель – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «М» :
м, н, к, м, л, п, м; ма, ка, ша, му, ки, ми; мама, нос, мыло, кот, лак, мак, маска, кит, молоко и т. д. Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
2. «Хлопни в ладоши, топни ногой».
Попросить ребенка хлопнуть в ладоши, если он услышит мягкий звук [ть]. Топнуть ногой, если услышит твердый звук [т] (звуки могут быть разными) .
3. Игра «Назови картинки». Цель – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т. д.
4. «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».
Взрослый бросает мяч ребенку, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. А ребенок определяет количество слогов (можно произносить слово, одновременно отбивая слоги мячом, например: ТА-РЕЛ-КА – 3 слога) .
5. Игра «Придумай имя». Цель – учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
6. Игра «Назови первый звук в слове». Цель – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ – К, БАНКА - Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ,не МЭ,а М, например, в слове «МАМА».
7. Игра «Назови последний звук». Цель – учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – М, дуб – Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е, Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).
8. Игра «Отгадай слово». Цель – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
9. Игра «Добавлялки». Цель – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш. уба (шуба,. апка (шапка,. ар (шар, мы. (мышь, но. (нож, ду. (душ).
10. Игра «Определи место звука в слове». Цель - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце, шапка (в начале, машина (в середине).
11. Игра «Прохлопай слово». Цель – учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, мА – ли - на(3 слога).
Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные, столько и слогов в слове.
12. «Исправь ошибки».
Намеренно рассказывайте ребёнку сказку и допускайте грамматические ошибки, пусть ребёнок их исправит.
Я ходила в осенний лес. Там я видела серый заяц, рыжая белка, колючий ёж. Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная тропинка. Хорошо в осенний лес!
13. «Рифмовки».
Ребёнок хорошо воспринимает стихи и знаком с понятием рифма. Превратите его в настоящего поэта и пробуйте подбирать похожие по звучанию слова-рифмовки. Например: веет – греет, ложка – кошка, кукушка – подушка. Эта игра доставляет большую радость и детям и взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"...
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Составь и прочитай слово"
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста"Составь и прочитай слово"" Разработала воспитатель высшей квалифика...
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Клоуны - жонглёры"
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Клоуны - жонглёры"Разработала воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ...
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "ПомогиДеду Морозу и Снегурочке нарядить ёлочку""
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста"Помоги Деду Морозу и Снегурочке нарядить ёлочку" Разработала воспитатель высше...
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Подбери букву к слову"
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Подбери букву к слову"...
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Аквариум"
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Аквариум".Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г.Волгодонс...
Интерактитвная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Звуковые улитки"
Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Звуковые улитки".Разработала Меркулова Елена Анатольевна - воспитатель МБДОУ...