Программа дополнительного образования "Музыкальная шкатулка" по изучению классической музыки в ДОО
рабочая программа (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_klassike.docx | 281.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
"Музыкальная шкатулка" по изучению
классической музыки в ДОО
Пояснительная записка
«Музыка является самым чудодейственным,
самым тонким средством привлечения к добру,
красоте, человечности…
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…»
В.А. Сухомлинский
Музыкальное воспитания является одним из эффективных средств формирования личности ребенка. Детство - это период, наиболее благоприятный для становления музыкальности и музыкальных способностей. Давно известно, что красивая музыка положительно влияет на развитие ребенка еще в утробе матери. Хорошая музыка помогает психическому, умственному и физическому развитию, успокаивает малыша.
Результаты исследований современных ученых говорят о том, что прослушивание классической музыки в течение хотя бы 15 минут способствует более быстрому развитию речи малыша, координации движения, улучшает память, формирует художественный вкус, развивает музыкальный слух и творческую активность.
Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить.
Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях современного музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду (хотим мы этого или не хотим), слышат наши дети. Зачастую её назойливые ритмы, невыносимая громкость, безвкусные тексты, которые не несут в себе никакой нравственной и эстетической ценности, оказывают сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние любого человека, разрушая его душу, интеллект, личность.
Именно поэтому необходимо дать возможность подрастающему поколению узнать и полюбить другую музыку, познакомить детей с прекрасным миром классической музыки, в котором их ждет очень много интересных открытий и огромный запас высокохудожественных впечатлений.
Классическую музыку обязательно нужно учиться слушать, учиться понимать. И начинать это нужно делать с самого маленького возраста.
На занятиях кружка по знакомству с классической музыкой детям будут представлены красочные беседы с презентациями о музыкальной классике, о русских и зарубежных композиторах, о различных музыкальных стилях и жанрах, которые непременно помогут увлечь, а также развить личность и музыкальный кругозор каждого дошкольника.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах),театрального творчества, музыкально-образовательной деятельности.
Основной задачей развития музыкального восприятия является формирование у детей эмоциональной отзывчивости, привитие интереса и любви к музыке.
Эта задача может быть решена во время реализации данного проекта, так как дети будут знакомиться с классическими произведениями и слушать музыку в определённых условиях. В связи с этим на занятиях и познавательных беседах будут использоваться:
- специально подобранный репертуар;
- соответствующие возрасту ребёнка методы работы с ним;
- другие виды музыкальной деятельности (музыкальное движение, игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкальные игры);
- включение различных видов художественной деятельности детьми, а также слушание произведений литературы, изобразительного искусства (стихов и прозы, рисование, просмотр репродукций, слайдов, видеоматериалов и т. п.).
Цель программы: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
- Задачи:
- развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее;
- формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной музыкой; с великими композиторами - классиками;
- воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров;
- познакомить в процессе слушания с разными жанрами музыкальных произведений - песня, танец, марш, концерт, симфонический концерт, опера, балет;
- развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения - вступление, заключение, музыкальная фраза;
- совершенствовать навык различия тембровых звучаний музыкальных инструментов - клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, баян;
- знакомить в процессе слушания с понятием – исполнение музыкального произведения на каком - либо инструменте: солист, дуэт, ансамбль, оркестр; выразительные средства - мелодия, темп, ритм, тембр, профессиями пианист, дирижер, композитор, певица и певец, балерина, художник и др.
К концу учебного года дети должны эмоционально откликаться на произведение; определять его настроение, жанр, характер; выражать желание поделиться своими музыкальными впечатлениями в движениях, рисунках, а так же иметь представление о творчестве некоторых композиторов (П.И.Чайковский, Э. Сен-Санс и др.), владеть музыкальной терминологией (средства музыкальной выразительности), называть музыкальные профессии (композитор, скрипач, дирижер и др.)
Данная программа предназначена для обучения детей 5-6- лет.
Формы работы: занятия (фронтальные, индивидуальные, подгрупповые), доминантные, комплексны занятия, беседы, музыкальные гостиные.
Краткое содержание программы:
Тема 1. «Марш»
Знакомство с жанром «марш». Слушание маршей разного настроения, контрастного характера. Знакомство с композиторами Д. Шостаковичем,
Д. Кабалевским.
Тема 2. «Колыбельная»
Знакомство с колыбельной песней. Слушание колыбельных песен, знакомство с композитором Г. Свиридовым.
Тема 3. «Вальс»
Слушание вальсов контрастного характера. Композиторы: С.Майкапар, А.Гречанинов, П.Чайковский, Ф.Шуберт, И.Брамс
Тема 4. «Плясовая»
Прослушивание произведений плясовой тематики композиторов И.Стравинского, Г.Свиридова, П.Чайковского
Тема 5. «Хоровод»
Знакомство с русскими народными мелодиями «Со вьюном я хожу», «Во поле береза стояла» и др.
Тема 6. «Детский альбом» П.И. Чайковского
Знакомство с произведениями П.И.Чайковского, написанными для детей и объединенными в «Детский альбом», беседа о композиторе.
Тема 7. «Бирюльки» С.Майкапар
Знакомство с произведениями С.Майкапара, написанными для детей и объединенными в цикл «Бирюльки», беседа о композиторе.
Тема 8. «Сказка в музыке»
Знакомство с композитором Н.А.Римским-Корсаковым (фрагменты сказки-оперы «Сказка о царе Салтане»), П.И. Чайковским (фрагменты балета «Щелкунчик»)
Тема 9. «Природа и музыка»
Знакомство и ярко изобразительной музыкой, показывающей образы природы композиторов, С.Майкапара, Г.Свиридова, Э.Грига, А.Гречанинова
Тема 10. «Музыка о животных»
Знакомство с циклом К. Сен-Санса «Карнавал животных», беседы и произведениях.
Тема 11. «Народные музыкальные инструменты»
Беседы об особенностях оркестра народных музыкальных инструментов. Знакомство с балалайкой, гуслями, баяном. Знакомство с сольным звучанием инструмента и его же звучанием в народном оркестре.
Тема 12. «Симфонический оркестр»
Знакомство симфонической сказкой «Петя и волк» композитора С.Прокофьева, Беседы о группах музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Знакомство с сольным звучанием инструментов. Прослушивание произведений Ф.Пуленка, К.Сен-Санса, В.А.Моцарта.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Тема 1. «Марш»
Марш Д.Кабалевский, Марш деревянных солдатиков П.Чайковский, Марш Д.Шостакович, Солдатский марш Р.Шуман | 2 | 3 | 5 |
2 | Тема 2. «Колыбельная»
Колыбельная Г.Свиридов, Колыбельная А.Лядов, Колыбельная из оперы «Садко» Н.Римский-Корсаков | 2 | 2 | 4 |
3 | Тема 3. «Вальс»
Вальс С.Майкапар, Вальс А.Гречанинов, Вальс снежных хлопьев П.Чайковский, Вальс Ф.Шуберт, Вальс И.Брамс | 2 | 3 | 5 |
4. | Тема 4. «Плясовая»
Камаринская П.Чайковский, Парень с гармошкой Г.Свиридов, Мужик на гармонике играет П.Чайковский, И.Стравинский Русская Песня, Русская песня П.Чайковский | 2 | 2 | 4 |
5. | Тема 5. «Хоровод»
Со вьюном я хожу, Ходила младешенька по борочку, Во поле береза стояла, Веснянка | 2 | 2 | 4 |
6. | Тема 6. «Детский альбом» П.И. Чайковского
| 2 | 4 | 6 |
7. | Тема 7. «Бирюльки» С.Майкапар
| 2 | 2 | 4 |
8. | Тема 8. «Сказка в музыке»
| 3 | 4 | 7 |
9. | Тема 9. «Природа и музыка»
| 3 | 4 | 7 |
10. | Тема 10. «Музыка о животных»
| 3 | 4 | 7 |
11. | Тема 11. «Народные музыкальные инструменты»
| 4 | 5 | 9 |
12. | Тема 12. «Симфонический оркестр»
| 3 | 5 | 8 |
Всего | 30 | 40 | 70 |
Список используемой литературы:
1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: "Просвещение", 1984.
3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005.
4. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.уч-щ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. / Ред. О.П.Радынова – М.: Просвещение, Владос, 1994.
5. Радынова О. Слушаем музыку: Книга для воспитателя и музыкального руководителя. - М., 1990.
6.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Настроения, чувства в музыке, Сфера, 2010г.
7. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Песня, танец. марш, Сфера, 2010г.
8. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Сказка в музыке, Сфера, 2010г.
9. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Музыкальные инструменты, Сфера, 2010г.
10. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Народные колыбельные песни, учебное пособие, Сфера, 2010г.
11. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации, Сфера, 2010г.
12. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии Р.А.Н., 1997г.
13. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989г.
14.Выготский Л.С. Детская психология. М.: «Педагогика», 1987г.
15.Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль.: Академия развития, 1997г.
16.Нетопина С.А. Воспитывая интерес. М.: Знание. 1998г.
17.Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: 1998г.