Консультация для родителей «Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям»
консультация (младшая группа)
Эмоциональная сфера – одна из важнейших составляющих человеческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_emotsionalnogo_vospitaniya_ili_neskolko_sovetov_roditelyam.docx | 14.96 КБ |
Игры для развития эмоционального интеллекта | 16.36 КБ |
Тест для родителей "Эмоциональная грамотность" | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям»
В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сферы у детей.
Эмоциональная сфера – одна из важнейших составляющих человеческой личности. Страх и восторг, печаль и радость, тоска и воодушевление составляют основу нашей жизни. Негативные эмоции заставляют человека страдать. Пытаясь избавиться от них, родители прививают детям неправильные схемы реагирования. А ведь именно отрицательные эмоции предупреждают нас об опасности, заставляют быть внимательными, способствуют самосовершенствованию. Чтобы преуспеть в жизни, стать адекватной личностью, нужно научиться правильно понимать эмоциональные сигналы и поступать осознанно. Положительные эмоции, наоборот, окрыляют. Некоторые взрослые чересчур стремятся к удовольствиям, делают их смыслом своей жизни. Такие правила воспитания превращают отпрысков в требовательных и капризных тиранов. Большинство же людей воспринимают веселье как нечто редкостное, возможное только «по праздникам» и по особому поводу. У них вырастают дети, которые повзрослев, совсем не умеют радоваться просто так. Люди не рождаются оптимистами или пессимистами. Если родители склонны видеть в любом событии, прежде всего, хорошее, то и дети унаследуют оптимистичное мировосприятие. Родители, часто наказывающие детей, строго следящие за их ошибками, провоцируют формирование пессимизма и неуверенности. Эмоциональное воспитание – это приучение ребенка к определенному типу реагирования. Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия – то, чему все родители должны научить своих детей. Без этого невозможна счастливая и психологически здоровая жизнь.
Говорим о чувствах Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает. По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов. В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться. Рекомендация родителям: учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Для этого нужно расширять словарный запас ребенка. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче. Не бывает плохих эмоций Одна из основных ошибок родителей – стремление спрятать, замолчать или проигнорировать негативные эмоции детей. Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, но то заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств. Не забывайте: негативные переживания проходят быстрее, если на них обращать внимание. Обсуждайте их с детьми, пытайтесь понять и осознать. Не ругайте детей за чувства Очень часто родители пытаются подавить эмоции своих детей подобными фразами «Прекрати плакать» или «Ты не должен так себя чувствовать». Это огромная ошибка. Когда мы указываем ребенку, как он должен чувствовать, то вызываем у него недоверие к своим чувствам, что приводит к появлению неуверенности в себе и потере самоуважения. С другой стороны, когда мы говорим ребенку, что он чувствует правильно, но ему нужны другие способы выражения – мы сохраняем его характер и поддерживаем чувство собственного достоинства. Кроме того, он знает, что с ним рядом находится понимающий взрослый, который собирается ему помочь. Нет наказаниям Самый простой и одновременно самый неправильный способ воздействовать на ребенка – угрозы и наказание. Он действует только в краткосрочной перспективе, немедленно заставляет детей вести себя хорошо. Но в будущем приводит к еще большим проблемам в поведении. Дети, которых постоянно наказывают, не умеют решать проблемы и контролировать себя. Наказание заставляет их чувствовать свою беспомощность, постоянную обиду в отношении родителей. Часто такие дети начинают больше думать о мести, чем о желании в следующий раз поступать лучше. Кроме того, любые способы наказания учат, что агрессия и угрозы – отличный способ добиться своего. Дети, которых шлепают, начинают вести себя более враждебно и агрессивно со своими сверстниками. Кризис – это возможность Любые конфликты, трудности и негативные переживания вашего ребенка – это не только проблема, но и хорошая возможность стать с ним ближе и научить его сопереживанию. Когда вы вместе с ребенком решаете проблему, вы преподаете ему урок, как управлять своими чувствами. Нам больше не нужно считать гнев своих детей вызовом нашей власти, детские страхи – свидетельством нашей некомпетентности как родителей, а их печаль – как «еще одну чертову проблему, с которой я должен сегодня разобраться».
Когда ребенок испытывает печаль, гнев или страх, он больше всего нуждается в родителях. Признавая эмоции своих детей, мы обучаем их искусству самоуспокоения, которым они будут пользоваться в течение всей своей жизни.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Игры на развитие эмоционального интеллекта детей.»
Формирование уважительного отношения к старшим
Игра «Вот она какая!»
Цель упражнения: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.
Ребенку предлагается рассказать о своих близких. Например, мама спрашивает:
- Папа у нас какой? Хороший
Ребенок повторяет – «Хороший»
- Он добрый?
Ребенок:- Добрый.
Мама: -А дедушка у нас какой?
Ребенок должен сам ответить.
Далее мама спрашивает:
- А бабушка у нас какая?
Ребенок должен сам ответить.
Это упражнение можно использовать как игру, если в семье несколько детей. Тогда дети по очереди ласково называют бабушку, маму, папу, дедушку, братьев, сестер. Самый младший ребенок повторяет за ними. Руководит игрой кто-то из взрослый, следя, чтобы соблюдались правила игры (называть ласково, а не обзывать).
Изучение вежливых слов
Игра «Добрые слова»
Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.
Вариант 1. Взрослый показывает картинку, на которой взрослый или ребенок выполняет какое-то дело, и поясняет: «Мальчик помогает маме мыть посуду. Он делает доброе дело. Он трудолюбивый, добрый, заботливый». Затем показывает другую картинку, на которой также взрослый или ребенок выполняет какое-то дело. Взрослый спрашивает у ребенка: «Что ты скажешь об этой девочке, которая кормит из ложечки своего младшего брата? Какая она?». Ребенок повторяет добрые слова, сказанные взрослым.
Вариант 2. Взрослый читает ребенку книжку Виталия Лиходеда «Вежливые слова» (серия «Для маленьких»). В первый раз он полностью прочитывает четверостишия и показывает картинки. В следующий раз (можно сразу, а можно через некоторое время) он пропускает в тексте вежливые слова и просит ребенка их отгадать. Например:
Мама читает: В огороде возле грядки
Бегали в траве цыплятки.
Индюшонка повстречали
Хором что ему сказали?
Ребенок должен ответить: Здравствуйте.
Стихи Виталия Лиходеда.
В огороде возле грядки
Бегали в траве цыплятки.
Индюшонка повстречали
Хором «Здравствуйте!» сказали.
Белка с ежиком играла,
Вечером ему сказала:
- До свиданья, мне пора.
Завтра встретимся с утра.
Пчелы мишку угощали:
В бочку меду наливали.
Мишка пчел благодарил,
Им «Спасибо!» говорил.
Еж морковку зайцу дал
Зайка ежику сказал:
- За морковь благодарю
И в ответ Вам гриб дарю.
У ворот щенок лежал,
Дачный домик охранял.
Мимо кошка пробежала,
«Здравствуйте!» ему сказала.
- До свиданья, попугай!
Ты к нам снова прилетай!
Будем семечки клевать
И за бабочкой летать.
Утром заяц сел на пень
И сказал всем: «Добрый день!»
- С добрым утром, милый мой,
Ухнул филин за спиной.
В огороде два козленка
Угощали поросенка:
-Вот капуста, не стесняйся!
На здоровье! Угощайся!
Игра «Вот какой Дед Мороз» Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова. Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.
Игра «Кто лучше похвалит»
Цель: научить уважительно отзываться о ком-то.
Взрослый и ребенок берут по игрушке. Взрослый начинает расхваливать свою игрушку, поощряя ребенка делать то же самое. Например, так «У меня зайка такой красивый, такой хороший! Он у меня послушный, добрый, ласковый. А твой мишка какой?».
Примирение с другими
Эта простая игра поможет помирить детей или ребенка и взрослого в случае обиды, ссоры. Игра учит прощать и забывать обиды.
Игра «Друзья»
Взрослый и ребенок или ребенок с ребенком стоят напротив друг друга. Первый раз взрослый показывает, какие движения нужно делать, может даже помогать ребенку делать эти движения. При этом он произносит: Вот – ты, вот – я (стоящие напротив друг друга протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь).
Ссориться ведь нам нельзя (грозят в центр пальцем).
Вот ты, вот я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь).
Вместе мы с тобой- друзья (взялись за руки).
Далее они повторяют второй раз.
Вот- ты, вот – я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь).
Ссориться ведь нам нельзя (грозят друг другу пальцем).
Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь).
Вместе мы друзья (обнимают друг друга).
Формирование представления о хорошем поведении.
Игра «Если...»
Взрослый предлагает ребенку продолжить фразу:
«Если ты нечаянно толкнул Машу, что нужно сделать?»
«Если Катя тебя угостила конфетой, что ты ей говоришь?»
«Если горлышко хочет кашлять, что ты делаешь?»
«Если Петя упал и заплакал, как ты поступишь?» и т.д.
Формирование у ребенка умения проявить сочувствие.
Игра «Пожалей игрушку»
Ребенок уронил игрушку на пол, и она издала громкий звук от падения.
- Ой, – говорит взрослый, – мишка упал. Ему больно. Ай-ай, он плачет. Давай его пожалеем и вылечим.
Взрослый поднимает игрушку прижимает к себе, гладит то место, которым игрушка ударилась об пол. Потом предлагает ребенку пожалеть игрушку.
Игра «У птички болит крылышко»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Если в семье несколько детей, то птичкой может быть ребенок. Если ребенок один, то взрослый показывает игрушку. Ребенку говорят, что у птички болит крылышко. Взрослый поясняет, что ей грустно и больно (ребенок-птичка показывает, как ей грустно и больно).
Взрослый предлагает ребенку «пожалеть птичку». Он показывает пример, гладит птичку и говорит: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем предлагает то же самое сделать ребенку.
Формирование умения вежливо обращаться с другими.
Игра «Кто лучше разбудит»
В игре принимают участие несколько членов семьи. Ребенок или один из детей превращается в кошечку и засыпает – ложиться на кровать. Взрослый предлагает всем остальным по очереди попробовать разбудить кошечку, сам показывает пример, как ласково будят. Если ребенок – кошечка, то он рассказывает, кто лучше его разбудил (как ему было приятнее). Во второй раз ребенок пробует разбудить кошечку, которой становится либо другой ребенок, либо взрослый.
Игра «Покажу, как я люблю»
Взрослый предлагает ребенку показать, как он его любит. Сначала он показывает сам словами, прикосновениями. Потом показывает ребенок. Можно попросить его показать, как он любит папу, бабушку, дедушку, брата или сестру. Тогда ребенок обнимает, целует указанного взрослого.
Предварительный просмотр:
Проверьте свою эмоциональную грамотность! Тест для родителей
Сегодня я предлагаю вам пройти простой, но очень показательный тест на определение уровня вашей эмоциональной грамотности.
Ни для кого не секрет, что родители очень сильно влияют на своих детей. Как говорится, «яблоко от яблони не далеко падает». Родители являются для ребенка примером того, как себя нужно вести, как разговаривать с людьми, и как выражать свои эмоции.
Если родители кричат друг на друга, часто раздражаются, обвиняя друг друга, то ожидать от ребенка можно примерно того же. Это научит его выражать свои эмоции криком и кулаками. Бурное выражение эмоций часто только заводит человека и провоцирует на еще более сильное их выражение. А задача конструктивного выражения эмоций противоположная — ослабить эмоциональный накал.
Чтобы научить ребенка правильно выражать свои эмоции надо и самим родителям быть эмоционально грамотными.
Тест «Эмоциональная грамотность родителей»
Давайте попробуем проверить нашу родительскую эмоциональную грамотность. В каждом из вопросов выберите один, наиболее подходящий вам ответ. Если вам не подходит ни один из вариантов, выберите тот, который вам ближе всего, опираясь на свои ощущения.
Вопросы теста
1. Представьте, что Ваш ребенок, заигравшись, нарисовал что-то фломастерами на обоях, в комнате, где вы неделю назад сделали ремонт. Ваша реакция.
а) Вы начнете ругать и отчитывать малыша, объясняя, что он поступил плохо.
б) Сдержите свои эмоции, не станете разговаривать с ребенком, и просто переклеите изрисованный кусок стены или вообще оставите как есть.
в) Вы скажете ребенку о своих чувствах примерно такими словами «Я очень огорчена (расстраиваюсь/злюсь на тебя) тем, что ты стал рисовать на обоях. Обои — это не место для рисования. Я хочу, чтобы ты рисовал в альбоме».
2. Ваш малыш видит на площадке ребенка, который сильно кричит, топает ногами и не хочет успокаиваться и отдавать девочке ее игрушку. Ваш ребенок спрашивает: «Почему он так себя ведет?» Ваш ответ.
а) Это очень плохое поведение. Этот мальчик не воспитанный. Так вести себя нельзя!
б) Давай уйдем с этой площадки, здесь очень шумно. Не надо играть с такими детьми.
в) Ему понравилась эта игрушка и он огорчается из-за того, что ему не дают поиграть в нее. Но эта игрушка чужая и брать ее без разрешения нельзя. Мальчик еще маленький, и пока не научился общаться с друзьями. Давай подумаем, что бы он мог сказать этой девочке.
3. Вы в детской поликлинике и ребенку предстоит сделать прививку. Он видит, как из кабинета выходят заплаканные дети. Малыш боится. Ваша реакция.
а) Эта девочка просто плакса, но ты же не такой?
б) Больно не будет. Тебе просто посмотрят ручку.
в) Тебе сейчас страшно. Да, будет немного больно, когда тебе будут делать прививку. Я буду рядом с тобой.
4. Вы поссорились с супругом, и ваш ребенок застал часть разговора. Что вы скажите ему?
а) Вы продолжаете ссориться с мужем, а когда замечаете ребенка, в порыве злости говорите: «Твой папа просто …»
б) Ничего не случилось, иди поиграй.
в) Мы поссорились с папой, такое бывает иногда. Но мы оба очень любим тебя. И очень скоро помиримся.
5. Ваш ребенок на прогулке далеко убежал от вас, но вы вовремя остановили малыша, перед тем как он выбежал на дорогу. Ваша реакция.
а) Сколько я могу говорить, что нельзя убегать от мамы. Разве так можно?
б) Вы просто берете ребенка руку и переводите через дорогу, крепко держа его за руку.
в) Я очень испугалась за тебя. На дороге опасно. Давай с тобой договоримся, что ты будешь выходить на дорогу только вместе со взрослыми.
6. Вы заметили, что ваш муж недовольным пришел с работы. Ваша реакция.
а) Начнете раздражаться сами, думая «Опять он злой, как будто бы я не устала за день…»
б) Вы постараетесь оставить его одного, чтобы не провоцировать ссору.
в) Скажете ему: «Я вижу, что ты раздражен и возможно, злишься. Что-то случилось?»
7. Представьте ситуацию, что Вы сильно наказали ребенка в порыве эмоций и понимаете, что этого наказания он не заслуживает. Что с вами происходит в этот момент?
а) Вы думаете о себе «Я плохая мать. Я опять не сдержалась».
б) Он сам меня спровоцировал. Если бы он вел себя хорошо, я бы так не сделала.
в) Я понимаю, что не сдержала своего гнева и незаслуженно наказала ребенка. Но я хочу быть лучшей мамой для своего ребенка, и я буду работать над своими эмоциями.
Оценка результатов теста «Эмоциональная грамотность родителей»
Подсчитайте количество ваших положительных ответов, полученных на утверждения «а», «б» и «в». А теперь давайте оценим результаты теста.
Большинство ответов «а» (не менее 5).
Временами вас настолько переполняют эмоции, что становится очень сложно их сдерживать, и тогда Вам просто хочется выругаться. Вас часто раздражает поведение людей, это может касаться и близких. Хочется, чтобы они понимали вас и поддерживали, но часто вы испытываете раздражение и обижаетесь на близких. Вы испытываете много сильных чувств, но вам очень сложно говорить о них словами, признать, что вы обижены, раздражены, злитесь на кого-то. Возможно, вы стараетесь не говорить о неприятном, но не перестаете испытывать эмоции злости, обиды или другие негативные эмоции.
Чтобы чувствовать себя лучше, чаще испытывать положительные эмоции и избавиться от внутреннего напряжения, стоит поработать над собой и немного повысить эмоциональную компетентность.
Большинство ответов «б» (не менее 5).
Вам свойственно сдерживать свои эмоции, избегать конфликтных ситуаций. Иногда вы испытываете раздражение и недовольство, но вам трудно понять, что конкретно послужило причиной такому самочувствию. Вам сложно понять, что с вами происходит.
Да, вы склонны сдерживаться, но ваши эмоции никуда не деваются, они «сидят» внутри, не находя выхода. Задержанные эмоции вполне могут стимулировать развитие психосоматических заболеваний. А именно такие заболевания часто преследуют вежливых, воспитанных и эмоционально сдержанных людей. Детям очень сложно с такими родителями, они остаются до конца непонятными, т.к. многое остается внутри. Таким родителям стоит задуматься о своей эмоциональной компетентности и немного поработать над способами выражения своих чувств.
Большинство ответов «в» (не менее 5).
Ваша эмоциональная грамотность достаточно высока. Вы хорошо понимаете свои чувства и чувства других людей и умеете выражать их словами, принимая на себя ответственность за свои эмоции и поступки. Вы являетесь прекрасным примером эмоциональной грамотности для вашего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям
В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сфе...
Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям
В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сфе...
Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям
Советы родителям...
«Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям»
В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сфе...
Консультация для родителей "Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям"
В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сфе...
Правила эмоционального воспитания или несколько советов родителям
Эмоциональное воспитание - это приучение ребенка к определенному типу реагирования. Умение справляться с эмоциями, конпроль над сложными переживаниями....