Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы
материал (старшая группа)

Абляева Дания Равилевна

В данном картотеке представлен цикл бесед по нравственно – патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Беседы направлены на ознакомление детей с историей возникновения русского государства, о героическом прошлом страны, о традициях, культуре, исконных и современных символов России, о труде взрослых. Представленный материал может использоваться как часть непосредственной образовательной деятельности, так и «познавательной минуткой» во время свободной деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшей группы

БЕСЕДА «ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ»

Цель: Воспитывать у детей желание помочь в нужную минуту, чуткое отношение к окружающим. Воспитывать доброжелательность, сочувствие, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду. Умение давать оценку образам художественных произведений.

Методы и приемы:

1. Спросить, какие произведения читали о хороших людях, которые помогают друг другу.

Произведения:

Воронкова Л. «Ссоры с бабушкой».

Михалков С. «Как друзья познаются».

Катаев В. «Цветик–семицветик».

Осеева В. «Просто старушка»«Сыновья».

Чуковский К. «Айболит».

2. Поручить вспомнить случаи из жизни, когда люди помогали друг другу.

3. Проявление чуткости к эмоциональному и физическому состоянию:

бабушке тяжело нести сумку – надо помочь; мама отдыхает – нельзя шуметь; малыш упал – надо помочь встать; помочь больному – принести воды.

4.Ситуация типа «Наши добрые дела» : дети вовлекаются в различные

добрые поступки, связанные с проявлением заботы, внимания, сочувствия.

5. Антонимы: друг–враг; добрый–злой; хороший–плохой; отзывчивый–

равнодушный.

6. Фразеологизмы:

«Большое сердце» – задушевный, искренний человек, готовый помочь.

«Протянуть руку помощи» – помогать в трудную минуту, выручать.

«Сердце обросло мхом» – кто–либо стал бездушным, неотзывчивым.

7. Образование прилагательных:

Доброта – добрый; зло – злой; друг – дружный, дружелюбный.

 

БЕСЕДА НА ТЕМУ ПОСЛОВИЦ

«Честность и скромность украшают человека»

«Не одежда красит человека, а поведение»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Обещал, значит выполни»

Цель: на конкретных примерах (героев художественной литературы, поступках окружающих людей) формировать моральное представление о честности, скромности, душевной красоте. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: лживости, себялюбию. Уметь давать оценку поступкам окружающих людей, уметь использовать подходящие в данный момент пословицы и поговорки.

Произведения:

Толстой Л. Н. «Косточка»

Носов Н. «Леденец»«Огурцы»

Осеева В. «Что легче?» «Почему?»

Маршак С. Я. «Двенадцать месяцев»«Рассказ о неизвестном герое»

1. «Рассказ о неизвестном герое» – «Честность и скромность украшают человека»

2. «Что легче?»«Леденец»«Огурцы»«Косточка» – «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

3. «Двенадцать месяцев» – «Не одежда красит человека, а поведение»

Методы и приемы:

1. Спросить, какие пословицы и поговорки знают о скромности, в

каких произведениях рассказывается о скромных людях.

2. Спросить, какие пословицы и поговорки, знают о честности,  о

честных людях, в каких произведениях рассказывается о таких людях.

3. Каких людей больше любят, какие люди приносят больше пользы –

скромные, честные, или лживые, себялюбивые.

4. Придумать слова с противоположным значением к словам: честный, правда:

а) честный – бесчестный, лицемерный, лживый.

б) правда – ложь, обман

5.  Фразеологизмы.

«Положа руку на сердце» – со всей откровенностью, правдиво. «Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо

 

БЕСЕДА ПО ПОСЛОВИЦЕ

«ПРИ СОЛНШКЕ ТЕПЛО, ПРИ МАТЕРИ ДОБРО»

Цель: Учить детей понимать смысл и красоту образных выражений в пословицах и поговорках. Воспитание чуткости, сочувствия, заботливого отношения к матери. Формирование представлений о том, что жестокость людей справедливо наказывается.

Произведения:

Благинина Е. «Посидим в тишине»«Вот какие мамы»

Артюхова Н. «Трудный вечер»

1.Спросить, с чем и почему сравнивается мама в пословице «При солнышке тепло, при матери добро».

2. Какие произведения знают дети, прочитав которые можно сказать.  «При солнышке тепло, при матери добро»?

3. В каком произведении и почему девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть?

4.Почему  мама  в  сказке   «Кукушка»  превратилась  в  кукушку  и улетела; что было самым жестоким в поведении ее сыновей?

5. В чем выражается доброе отношение к маме у Алеши из рассказа «Трудный вечер»?

Ситуации:

Маму обрадовало, что я.

Мама печалится, когда.

Мама любит, когда (если).

Мама отдыхает –

Мама заболела –

и т. д.

Ласковые обороты речи: Мама – мамочка – мамуля – мамулечка

Фразеологизмы:

«Душа болит» – сильно беспокоиться;

«Золотые руки» – все умеет делать;

«Брать под свое крылышко» – окружать вниманием, заботой.

Пословица:

«Родителям воздай почет — твой сын тебе его вернет».

 

БЕСЕДА О ВЕЖЛИВОСТИ

Цель:

Воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность, закрепить навыки вежливости. Формирование способности детей правильно оценивать и характеризовать поступки героев произведений.

Произведения:

Осеева В. «Просто старушка»

Маршак С. Я. «Двенадцать месяцев».

Методы и приемы:

1.Спросить, кого называют вежливыми.

2. Привести     примеры    вежливых     поступков    из     прочитанных произведений.

3.За какие качества называют человека «вежливым»?

4.Предложить  для  упражнений   несколько   ситуаций:   «В   комнату

вошел гость», «На улице встретился знакомый», «Наши добрые дела» и т.д.

5. Использование в обращении к близким ласковых оборотов речи:

Мама – мамочка – мамуля

Папа – папочка – папуля

Бабушка – бабуля – бабулечка

Дедушка – дедуля – дедулечка

Сестра – сестренка — сестричка

Брат – братик – братишка

Друг – дружок – дружочек

Антонимы:

Вежливый – грубый

Фразеологизмы:

«Честное слово» – выражение уверения в истинности чего–либо;

«Ради бога» – пожалуйста, очень прошу.

Составление предложений со словом «вежливый» Значение пословицы:

«За одного вежливого двух невежливых дают, да и то не берут»

 

БЕСЕДА НА ТЕМУ «БУДЬ СМЕЛЫМ»

Цель:

Активизировать мышление, умение решать конкретную задачу, критически относиться к поступкам окружающих, умение отличать и правильно называть смелые поступки. Учить отличать смелые поступки от трусливых, сравнивать их. Учить детей делать обобщения.

Произведения:

Маршак С. Я. «Пожар»«Рассказ о неизвестном герое»

Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»

Толстой Л. Н. «Два товарища»

Чуковский К. «Муха–Цокотуха»«Тараканище»«Краденое солнце»

Михалков С. «Три товарища»

Методы и приемы:

1. Вспомнить и рассказать, какие произведения читали дома и в детском саду о смелых людях.

2. Назвать смелые поступки, сравнить их с трусливыми.

3. Какую пользу приносят смелые люди: плавают на подводных лодках, строят высотные дома, летают в космос, защищают Родину. Трусливых не любят, не уважают, сними дружить неприятно.

4.Поручить назвать смелых, кого знают дети.

5. Придумать слова с противоположным значением к слову «смелый» : несмелый, робкий, трус, трусливый.

6. Фразеологизмы:

«Стоять грудью» – стойко защищать кого–либо или что–либо.

«Рыцарь без страха и упрека» – смелый, великодушный человек.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «Россия – моя Родина»

Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма.

Содержание беседы :

Страна, где мы живем, называется Россией. Найдем ее на глобусе. Главный город нашей страны, ее столица – Москва. Это древний город. Многие люди нашей страны и других стран хотят побывать в Москве и лучше узнать ее.

Есть в России и другие города и села. Их очень много. Все должны знать название своего города и свой адрес. Нужно стараться узнать побольше о своем городе: почему так назван, чем знаменит, какие интересные люди здесь живут, каким город был раньше и каким будет в будущем. В России, как и в любой другой стране, своя культура, свои традиции и обычаи, свои промыслы, а у детей свои игры (поиграть с детьми в народные игры). В России кроме русского живет много других народов. У каждого из них своя культура, свой язык. Все кто живет в России, - россияне. Каждый человек любит свою Родину, гордится ею и хочет, чтобы она была лучше.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «Наша древняя столица»

Цель: Формировать представления об истории зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностях – Красной площади, Кремле. Вызывать положительное отношение к краеведческому материалу.

Содержание беседы :

Трудно представить себе, что когда-то Москвы не было, однако это так. На месте современного города с его улицами, площадями и высотными домами шумели вековые леса, протекали между холмами большие и маленькие реки, в реках водилась рыба, в лесах жили звери, птицы. Место было очень удобное, и люди обосновались здесь. Во время раскопок в центре Москвы нашли остатки мастерских гончаров, кузнецов, кожевников, ювелиров, т. е. уже в седой древности Москва была не земледельческим поселком, а городом. Москву основал князь Юрий Долгорукий. Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль, его величественные зубчатые стены, башни из красного кирпича. Но так было не всегда. Первый Кремль был деревянным. Когда к Москве подступили монголо-татары, деревянный Кремль сгорел. Вновь подняли кремлевские стены из дуба, но во время засухи начался пожар, и Москва горела. Позднее на кремлевском холме воздвигли стены и башни из белого камня, но шли годы, тесно стало Москве в белокаменных стенах, и тогда построили из красного кирпича новый Кремль, который мы знаем сейчас.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «Знакомство с флагом России»

Цель: познакомить детей с одним из символов России – флагом. Рассказать о его значении для страны и обозначении всех цветов флага.

Содержание беседы :

Ребята, вы знаете, называется страна, в которой живете? Правильно – Россия! Мы с вами, жители этой страны называемся россиянами. Но вот представьте, что к нам приехали гости из другой страны, как они могут узнать, что приехали именно в Россию, а не в другую страну?

В этом им помогут несколько помощников: флаг, герб, гимн страны.

Сегодня мы с вами рассмотрим флаг России. В каждой стране есть свой флаг. В нашей стране – в России – тоже есть государственный флаг. Он состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка, на которое навешивается полотнище (отрезок ткани)

Посмотрите внимательно на Российский флаг. Сколько цветов вы видите на нем? три: белый, синий, красный).

О чем нам может сказать белый цвет? Конечно о наших белоствольных березках, белоснежной зиме, о ромашках на лугу, о легких белых облаках летом.

А о чем говорит синий цвет? Синий цвет напомнит о колокольчиках и васильках, а синем небе, о море, о наших реках и озерах.

А красный цвет? Красный цвет это цвет огня, солнца на закате, красных маков и гвоздик. Именно красные гвоздики приносим мы к памятникам павших воинов, потому что цвет крови тоже красный. И мы не имеем права забывать тех, кто защищал нашу Родину и погиб за нее.

Вот как много может рассказать флаг страны. Российский флаг вывешивается в дни праздников на зданиях.

Вот этот маленький флажок (макет Российского флага) останется с нами в группе.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «Орле преславный»

Цель: продолжать знакомить детей с символикой России. О том каким герб был, и каким стал. Как изменялся в течении всей истории России.

Содержание беседы :

В России герб является самым старшим (по возрасту) государственным символом. Впервые двуглавый орел появляется на нашем гербе при Иване 3 (во второй половине 15 века).

На лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной – двуглавый орел. При правлении Михаила Федоровича Романова над орлом появляются три короны. При Алексее Михайловиче орел впервые изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу. При Петре 1 золотого орла на красном поле сменяет черный орел на золотом поле.

В дальнейшем изображения на гербе часто подвергались изменениям. К середине 19 века крылья орла украшены гербами земель, перечисляемых в титуле императора. Этот герб просуществовал до 1917 года.

После октябрьской революции в государственном гербе РСФСР утверждаются новые символы: двуглавый орел заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце –как знак перемен. Эти символы вошли и в герб СССР, которые обрамляли колосья, перевязанные ленточками с названиями союзных республик.

В 1993 году указом Президента Российской Федерации был возвращен исторический герб России с изображением двуглавого орла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки бесед по ПДД и ППБ для детей старшей группы

Картотеки бесед по ПДД и ППБ для детей старшей группы...

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей раннего возраста

Тема «Моя семья»Цель:-  формировать представления о составе семьи;- учить отвечать на вопросы;- формировать желание называть членов своей семьи по именам;- воспитывать любовь и у...

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Картотека бесед по нравственно - патриотическому воспитанию для детей младшей группы.

Материал содержит картотеку бесед по нравственно- патриотическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста....

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 младшей группы

Тема «Моя семья»Цель: -  формировать представления о составе семьи;- учить отвечать на вопросы;- формировать желание называть членов своей семьи по именам; - воспи...

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 младшей группы

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 2 младшей группы...

Картотека бесед по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать у детей представления о своей стране. Развивать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре. Воспитывать азы гражданственности, патриотизма....