Фестиваль педагогического мастерства 2024
консультация (младшая группа)
Фестиваль педагогического мастерства методические разработки, эссе воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_vospitatelya.docx | 17.04 КБ |
kartoteka_palchikovyh_igr_2_ml_gruppa.docx | 26.08 КБ |
plan_raboty_s_roditelyami.docx | 21.37 КБ |
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_vo_2_ml_gruppe.docx | 19.94 КБ |
issledovatelskaya_deyatelnost_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 19.77 КБ |
informatsionnaya_karta_uchastnika.docx | 22.18 КБ |
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе воспитателя Ивановой Н.И.
на тему: " Моя педагогическая философия ."
Все детки разные – каждый со своим настроением и характером. Но я принимаю и люблю их такими, какие они есть. Это важно, чтобы дети были самими собой, дать им возможность раскрыть свои лучшие качества, научить радоваться каждому мгновению. Кроме того, необходимо научить детей верить в свои силы. Нужно суметь найти в каждом ребенке что-то необыкновенное, свое, увидеть в нем личность. А вот помочь развить эту личность может только настоящий воспитатель.
Очень трудно однозначно ответить на вопрос: «Что такое «настоящий воспитатель?» Хороший воспитатель – это музыкант, актер, сценарист, художник. В его силах превратить любое занятие в удовольствие. Вырастить человека в полном смысле слова - это значит совершить чудо, а такие чудеса совершаются ежедневно, ежечасно, ежеминутно обыкновенными людьми – педагогами детских садов.
В своей работе мне тоже приходится многое делать своими руками: шить, рисовать, лепить, строить, ухаживать за цветами, быть в курсе происходящих событий, следить за новинками в мультипликации, чтобы легко поддержать беседу с моими воспитанниками. А также вместе с детьми я пою, танцую, играю, смеюсь .Дети очень оптимистичны по натуре и очень ценят эти качества в своём педагоге, которому стараются подражать.
Воспитатель должен много знать и уметь. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире: природу, музыку, поэзию. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Он должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы. Я хочу, чтобы каждое утро начиналось с улыбки ребенка, каждый день открывал мне и моим воспитанникам новые возможности, дарил незабываемые впечатления от общения друг с другом.
С моей точки зрения, воспитатель – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью. Я очень верю, что мои воспитанники станут счастливыми и их мир детства рядом со мной будет красивым и игривым, чистым и нежным.
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, умеющий работать в коллективе коллега. Это просто хороший человек. Дело все в том, что «погоду в доме», программу в детском саду делают люди, хорошие люди. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Воспитатель – это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. И самое главное в нашей профессии – любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им каждый миг частичку своего сердца. Развивая творчество у детей, я вместе с ними учусь быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть для своих любимых ребят не только воспитателем, который всё знает, всему учит, но и товарищем по играм: не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать.
Моя педагогическая философия очень проста. Надо быть положительным примером для своих воспитанников, развивать в них внутреннюю культуру, наполнить их духовный мир прекрасным, воспитывать жизнелюбивых, честных, активных и добрых людей.
С чувством благодарности и глубокого удовлетворения я завтра вновь с улыбкой на лице зайду к своим непоседам. Расскажу им удивительную сказку о маленьких звездочках, а после будем вместе строить свой сказочный разноцветный мир в песочнице, рисовать замысловатые сюжеты на световом столе, обыгрывать старые сказки на «новый» лад, подбирая сказочным героям свои «запахи» и музыку. И в хороводе детских эмоций буду чувствовать себя настоящим целителем детских душ, парящим где-то высоко в облаках.
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
Пальчиковая гимнастика «Мебель»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)
Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)
Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)
И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)
Пальчиковая гимнастика «Лето»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Солнцем ласковым согрето, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)
В воду уточка нырнёт , (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)
А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
Пальчиковая гимнастика «Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони, пальчики вместе - рубим капустку)
Мы капусту солим, солим, (пальчики щепоткой посыпают капустку)
Мы капусту трём, трём, (движения рук, сжатыми в кулачки-вперёд-назад)
Мы капусту жмём, жмём (кулачки сжимаем)
Хороша капуста!
Пальчиковая гимнастика «Пальчик-мальчик»
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
Пальчиковая гимнастика «Части лица»
Стенка, стенка
(потрогать щечки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь - звонок!
(нажать на носик)
Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворона»
Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
Показать ладошку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.
Пальчиковая гимнастика «На двери висит замок»
На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог? (стучим о коленку « замочком»)
Мы замочек повертели (движения сцепленными руками в стороны)
Мы замочек покрутили (круговые движения сцепленными руками)
И открыли. (расцепляем «замочек» и разводим руки в стороны).
Пальчиковая гимнастика «Ладушки-ладошки»
Мыли мылом ушки, (изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки, (ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки, Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки, Ладушки – ладошки.
Строили ладошки (ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки. Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки. Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щеку)
Отдохнуть немножко. Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
-Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики: Ура!
В детский сад идти пора!
(Загибание пальцев, начиная с мизинца.
Грозим указательным пальцем другой руки большому пальчику.
Разгибание всех пальцев, показываем их).
Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(На первые две строчки делаем «фонарики» перед собой; затем загибаем по одному пальчику. Тоже самое на другой руке).
Пальчиковая гимнастика «Котятки»
Все котятки мыли лапки.
Вот так! Вот так!
Мыли ушки. Мыли брюшки.
Вот так! Вот так!
А потом они устали.
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали.
Вот так! Вот так!
(Имитируем все указанные в стихотворении движения).
Пальчиковая гимнастика «Ручки»
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок.
Разожми и на бочок.
Руки на коленочки, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Пальчиковая гимнастика «Морковка»
Раз – морковка, (показываем правую ладошку)
Два – морковка, (показываем левую ладошку)
Урожай разделим ловко. (хлопаем в ладоши)
Эту мы подарим мишке, (загибаем поочерёдно пальцы, начиная с мизинца на правой руке)
Эту серому зайчишке,
Эту съест волчонок Федя,
Не обидим и медведя.
А теперь ,дружок, давай – ка (сжимаем и разжимаем пальчики).
Все морковки сосчитай – ка.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
У Антошки есть игрушки: (поочерёдно сгибают пальцы в кулак, начиная с большого.)
Вот весёлая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю
Я соседской курице.
(Кончиками большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.
Проделать тоже самое левой рукой).
Пальчиковая гимнастика «Что зимой мы любим делать?»
Что зимой мы любим делать? (поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Снег ложится на дома, (разводим руки в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (руки «домиком».)
Тихо (палец к губам)
к нам идёт зима, («идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
Пальчиковая гимнастика «Растеряши»
Этот маленький котенок потерял свой свитерок.
Этот маленький котенок теплый потерял носок.
Этот маленький котенок мерзнет в стужу и мороз.
Этот маленький котенок отморозил себе нос.
Этот маленький котенок заболел: «Ап-чхи! Ап-чхи!
Лучше посижу я дома и свяжу себе носки».
(Ребенок указательным пальцем левой руки по очереди дотрагивается до пальчиков правой руки.
Начинать лучше с мизинчика.)
Пальчиковая гимнастика «Наша прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять, (Ребенок загибает пальчики по одному, начиная с мизинчика.)
Мы во двор вышли гулять. (Ребенок «идет» по столу указательным и средним пальчиками, остальные пальчики поджаты.)
Бабу снежную лепили, (Ребенок изображает лепку снежного комочка двумя руками.)
Птичек крошками кормили. (Ребенок «крошит хлебушек» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались. (Ребенок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли, (Ребенок кладет ладошки на стол или на колени то одной, то другой стороны.)
Съели суп и спать легли.
Пальчиковая гимнастика «Потягушки»
Наши пальчики проснулись, (Ребенок выполняет указанные движения.)
Потянулись, потянулись
И встряхнулись…
По ладошке побежали, (Ребенок пальчиками левой руки «бежит» по правой руке и наоборот )
Побежали, побежали, (Ребенок выполняет указанные движения.)
Поскакали, поскакали
И устали.
Сели отдыхать.
(Ребенок трясет пальчиками и спокойно кладет руки на колени или на стол.)
Пальчиковая гимнастика «Пирог»
Тесто ручками помну, (Ребенок сжимает и разжимает пальчики.)
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом, (Ребенок выполняет круговые движения ладошками.)
А верхушку сладким кремом, (Ребенок водит ладошками по плоскости стола.)
И кокосовою крошкой
Я присыплю пирог немножко, (Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук.)
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу.
Пальчиковая гимнастика «Мои пальчики расскажут»
Мои пальчики расскажут, (Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами)
Что умеют – все покажут. (Одноименные пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.)
Их пять на каждой руке. (Показывают растопыренные пальцы.)
Все сделать смогут, всегда помогут. (Хлопают в ладоши.)
Они на дудочке играют, (Здесь и далее движения соответствуют тексту.)
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают
– Пять и пять моих ловких пальчиков. (Показывают пальцы обеих рук.)
Пальчиковая гимнастика «Большая стирка»
С мамой мы белье стирали, (Ребенок трет один кулачок о другой.)
В речке вместе полоскали. (Ребенок водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья.)
Выжали, повесили (Ребенок сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья.)
– То-то стало весело! (Ребенок выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны.)
Пальчиковая гимнастика «Дом»
Я хочу построить дом, (Кончики пальцев сомкнуты под углом.)
Чтоб окошко было в нем, (Одна ладошка смотрит горизонтально, другая – вертикально.)
Чтоб у дома дверь была, (Ребра ладоней прижаты друг к другу.)
Рядом чтоб сосна росла, (Пальчики растопырены и смотрят вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял, (Ладошки смотрят внутрь, пальчики сцеплены в замок.)
Пес ворота охранял, (Ладошка выпрямлена, большой пальчик смотрит вверх, а мизинец – вниз.)
Солнце было, (Кисти рук скрещены, пальчики растопырены.)
Дождик шел, (Потрясти кистями.)
И тюльпан в саду расцвел. (Предплечья крепко прижаты друг к другу, кисти разведены, пальчики растопырены и смотрят вверх.)
Пальчиковая гимнастика «Ручки»
У меня пропали ручки. (Убрать ручки за спину.)
Где вы, рученьки мои? (Оглядеться.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять! (Показать ручки)
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла, (Ребенок «шагает» пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла: (Ребенок загибает по одному пальчику на обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.)
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох.
Петрушку
И свеклу. Ох.
(Ребенок поднимает руки над головой и хлопает в ладоши.)
Пальчиковая гимнастика «Мишка»
Мишка косолапый по лесу идет, (Ручки на пояс и идти, переваливаясь из стороны в сторону.)
Шишки собирает (Нагибаемся.)
И в карман кладет. (Ручку сжать в кулачок.)
Вдруг одна из шишек
Прямо мишке в лоб, (Бить кулачком в лобик)
Мишка рассердился (Голову поднять вверх и погрозить пальчиком.)
И ногою топ. (Топнуть ногой.)
Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке. (Перебирать пальчиками обеих рук, изображая бег.)
Бежали, бежали, друг друга повстречали,
Так друг друга обнимали, (Положить кисти рук на плечи крест-накрест.)
Так друг друга обнимали, (То же самое, только поменять ручки.)
Так друг друга обнимали…(Пальчики сцепить в замок.)
Еле-еле их разняли. (Разомкнуть пальчики.)
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе
на 2023 – 2024 учебный год
СЕНТЯБРЬ
Мероприятия | Содержание | Участники |
Коллективные формы работы | Родительское собрание: «Знакомство с годовыми задачами. Возрастные особенности детей 3-4 лет» Повестка дня: - Выборы родительского комитета; - Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы, особенности ребёнка, любимые занятия, выбор темы консультации для родителей на следующее собрание) | Воспитатели, родители, |
Индивидуальные формы работы | Консультация: Если ребенок дерется. Беседа «О необходимости регулярного посещения детского сада»; | Воспитатели, родители |
Наглядные формы работы | Оформление папки передвижки: «наступил сентябрь - наблюдаем, играем, читаем». Оформление уголка для родителей: режим дня, сетка занятий, возрастные особенности детей, советы специалистов | Воспитатели, специалисты, мед. сестра |
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Помощь родителей в совершенствовании РППС группы. Участие родителей в выставке детско-взрослого творчества «Осеннее настроение» | Воспитатели, родители |
ОКТЯБРЬ
Мероприятия | Содержание | Участники |
Индивидуальные формы работы | Консультация: «Хвалить или ругать», Беседа «Одежда детей в группе и на улице» Ежедневные беседы о питании, сне, играх детей, о том, на что родителям следует обратить внимание, об успехах на занятиях. | Воспитатели, родители |
Наглядные формы работы | Оформление папки передвижки: «Октябрь – наблюдаем, играем, читаем» Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения. Оформление уголка для родителей по оздоровлению детей в осенний период. | Воспитатели |
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Выставка осенних поделок из природных материалов сделанных родителями и детьми. Праздник осени. Помощь родителей в совершенствовании предметно – развивающей среды в группе. | Воспитатель, родители |
НОЯБРЬ
Мероприятия | Содержание | Участники |
Коллективные формы работы | Анкетирование родителей «Взаимодействие с ребёнком в семье» - выявление «группы риска» | Воспитатели, родители |
Индивидуальные формы работы | Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого». Консультация «Профилактика гриппа – оздоровление детей в детском саду и дома» | Воспитатели, родители |
Наглядные формы работы | Оформление папки передвижки «Ноябрь – наблюдаем, играем, читаем». «День матери» - фотовыставка «Ах, какая мамочка!» | Воспитатели |
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Развлечение «Мамочка любимая» | Воспитатели, родители |
ДЕКАБРЬ
Мероприятия | Содержание | Участники |
Коллективные формы работы | Родительское собрание: «Помогите мне это сделать самому» Повестка дня: - Артикуляционная гимнастика для детей; - Памятки для родителей | Логопед, воспитатели, родители |
Индивидуальные формы работы | Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам. Консультация «Зачем и как учить стихи»; Беседа «О правилах поведения на празднике» | Воспитатели, родители |
Наглядные формы работы | Оформление папки передвижки «Декабрь – наблюдаем, играем, читаем». Оформление уголка для родителей «Безопасный новый год» Оформление папки-передвижки по теме безопасность зимой (акция «Горка). | Воспитатели |
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Привлечение родителей к совместному украшению группы к Новому году, изготовлению костюмов. Утренник «Здравствуй, праздник Новогодний»;
| Воспитатели, родители |
ЯНВАРЬ
Мероприятия | Содержание | Участники |
Индивидуальные формы работы | Ежедневные беседы с родителями о поведении, общении детей в группе друг с другом. Консультация «Я и дорога» | Воспитатели, родители |
Наглядные формы работы | Оформление папки передвижки «Январь – наблюдаем, играем, читаем». Консультация «Знакомьте малышей с народным фольклором» Оформление уголка для родителей «Зимние игры и развлечения». | Воспитатели |
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Воспитатели, родители |
ФЕВРАЛЬ
Мероприятия | Содержание | Участники |
Индивидуальные формы работы | Индивидуальные беседы «Как приучать малыша самому одеваться и раздеваться». Консультация «Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний». Беседа на тему: «Детское хочу и родительское снисхождение». Консультация «Можно, нельзя, надо» (о моральном воспитании ребенка) | Воспитатели, родители |
Наглядные формы работы | Оформление папки передвижки «Февраль – наблюдаем, играем, читаем» Оформить праздничное поздравление к празднику пап. Фотовыставка «Знакомьтесь, мой замечательный папа» | Воспитатели |
Участие родителей в жизни группы и ДОУ |
| Воспитатели, родители |
МАРТ
Мероприятия | Содержание | Участники |
Коллективные формы работы | Родительское собрание – дискуссия «Семья и права ребёнка» Повестка дня: - 7 правил для всех ( о наказаниях ребёнка) - презентация видеоролика «О жестоком обращении с детьми» -памятки для родителей | Воспитатели, родители |
Индивидуальные формы работы | Беседа с родителями о соблюдении режима дня в выходные дни. Консультации «Как преодолеть капризы» | Воспитатели, родители |
Наглядные формы работы | Оформление папки передвижки «Март – наблюдаем, играем, читаем». Фотовыставка «Я мамин помощник» Наглядно – текстовая информация «Роль искусства в развитии ребенка» | Воспитатели |
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Совместное создание в группе огорода; Развлечение к 8 марта | Воспитатели, родители |
АПРЕЛЬ
Мероприятия | Содержание | Участники |
Индивидуальные формы работы | Консультация «Я и дорога» Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе». Анкетирование «Ваше мнение о работе ДОУ»; | Воспитатели, родители |
Наглядные формы работы | Наглядно – текстовая информация «Особенности развития речи ребенка»; Наглядно – текстовая информация «Роль семьи в воспитании ребенка» Папка передвижка «Пасха» , «Фольклор в жизни ребенка» Оформление папки передвижки «Апрель – наблюдаем, играем, читаем». | Воспитатели |
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | Проведение субботника по благоустройству детской площадки | Воспитатели, родители |
МАЙ
Мероприятия | Содержание | Участники |
Коллективные формы работы | Родительское собрание «итоговое собрание «Чему мы научились за год» Повестка дня: -подведение итогов работы; -о подготовке к летнему оздоровительному периоду. - анкетирование «Что вы ждете от лето в детском саду?». - вручение благодарностей родителям, принимавших активное участие в жизни группы. | Воспитатели, родители |
Индивидуальные формы работы | Консультация «Как организовать летний отдых детей»; Беседа с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др. Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам. | Воспитатели, родители |
Наглядные формы работы | Оформление наглядной агитации в группах «Уголок для родителей»: «Что должен знать и уметь выпускник младшей группы»; Наглядно – текстовая информация «Ребенок в мире техники и технологии» Фотовыставка «Наша дружная семья-детский сад». | Воспитатели |
Участие родителей в жизни группы и ДОУ | «День добрых дел» по благоустройству территории детского сада. Вовлечение родителей в различные виды семейной досуговой деятельности, направленной на восстановление внутрисемейных отношений. | Воспитатели, родители |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение детский сад « Родничок»
Конспект занятия по развитию речи
во 2 младшей группе
«Любимые сказки»
Выполнила воспитатель: Иванова Н.И.
Задачи:
1. Формировать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы.
2. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать
по показу игровые действия.
3. Активизировать речевые высказывания.
4. Упражнять в правильном употреблении падежных форм существительных (род. пад. сущ.)
5. Развивать произносительные навыки, интонационную выразительность речи,
ритмичность движений.
6. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.
Развивающая среда:
запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка»,
«Курочка ряба», корзинка с сюрпризом.
Ход занятия:
В.(вместе с детьми)
Давайте встанем в круг , улыбнемся друг другу ,скажем здравствуй!
— Ребята, вы любите сказки?
— Очень любим.
— Сказки живут в волшебной стране — за лесами, за полями, за высокими
горами. Живут и очень волнуются, они думаю, что вы их забыли. А вы сможете их узнать.
— Сможем.
— Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. А поедем на сказочном поезде.
Садимся в веселый поезд.
— Набирает поезд ход,
Машинист глядит вперед.
Держимся мы друг за друга
И никто не отстает.
Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз.
Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе
Поезд останавливается на сказке «Колобок».
— Не лежалось на окошке
Покатился по дорожке….
— Кто покатился по дорожке? (Колобок)
— Кто испек Колобка? (Колобка испекла Бабашка)
— Кого встретил Колобок в лесу? (Зайца, волка, медведя, лису)
— От кого ушёл Колобок? ( От зайца, от волка, от медведя, от лисы)
— Кто съел Колобка? (Съела Колобка лиса)
— Давайте вспомним песенку, которую пел Колобок.
Дети вместе с воспитателем поют песенку Колобка
А сейчас остудим горячего колобка.
Дыхательная гимнастика «Остудим колобка»
-А теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.
Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.
Дети повторяют за воспитателем.
-Вот мы с вами приехали в сказку. Скажите, ребята, что за сказка?
Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.
Двигаются, выполняя полу присед.
— Посмотрите, что это? ( Это репка)
— Правильно, мы попали в сказку «Репка».
Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.
— Кто посадил репку? (Дед)
—Какая выросла репка?(Большая)
— Кого позвал Дед? (Бабку)
— Кого позвала Бабка? (Внучку)
— Кого позвала Внучка? (Жучка)
— Кого позвала Жучка? (Кошку)
— Кого позвала Кошка? (Мышку)
Дети расставляют героев сказки по порядку.
-Вот теперь все хорошо.
Двигаются, выполняя полу присед.
— Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)
— Садимся в поезд и едем дальше.
В этом домике живет
Очень маленький народ:
Мышка, лягушка, зайчонок, лиса,
Серый волчонок — вот чудеса!
Только Мишка им помог
Развалил их …… (Теремок.)
— Правильно, ребятки. А кто в теремочке живёт? (-Мышка-норушка, лягушка — квакушка, зайчик — побегайчик, лисичка сестричка, волчок — серый бочок и большой медведь)
— А кто же сломал теремок? (Медведь!)
— Правильно, ребята, сломал медведь.
— А почему он его сломал?
Давайте поможет построить героям новый теремок (Поможем!)
Тук да тук молотком Кулачком стучат по кулачку
Мы построим новый дом
Дом высокий Руки вверх вытянуть.
Дом с окном Руки вместе и развести в стороны.
С острой крышей и трубой. Руки в виде крыши.
В доме мы живем с тобой Обнимаемся.
— А теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.
Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.
Двигаются, выполняя полу присед.
— Проверим колеса. (Стучат кулачками по коленочкам)
— Садимся в поезд и едем дальше.
Напеваем песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут.» ( Повторяют слова
за воспитателем).
— Кто же в этом домике живёт? ( Курочка, Дед, Баба, мышка)
— Какая это сказка? («Курочка Ряба»)
—Кто снес яичко?
—Какое яичко снесла курочка?
— Почему же Дед и Баба грустные. (Мышка разбила яичко, которое снесла
Курочка).
— Что же делать? (Надо им помочь — собрать яичко)
Проводится игра «Собери яичко». Собирают разрезную картинку Золотое яичко»
— Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.
— А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем
в поезд и поедем, припевая песенку «чух-чух-чух».
Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. «Возвращаются» в группу.
— Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие. (Понравилось)
— В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба»,
«Колобок», «Репка»)
— Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое).
— Вы молодцы. Очень добрые дети — помогли зверюшкам построить новый
теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе. И у меня для вас есть сюрприз — это волшебные конфеты. Они помогут вам расти добрыми и дружными.
Ритуал окончания занятия.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Предварительный просмотр:
Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.
Опыт: «Подводная лодка».
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Опыт со свечой.
Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.
Опыт: "Соломинка- шприц - -пипетка".
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работают шприц и пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
«Жидкое – твердое»
Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.
«Выпаривание соли»
Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).
«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
«Греет ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло.
Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.
- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка
Предварительный просмотр:
Форма 1
Заявка участника Фестиваля
В Оргкомитет муниципального конкурса
«Фестиваль педагогического мастерства – 2024»
Заявка
Я, Иванова Наталья Ивановна, 14.02.1981.,высшее, МКДОУ Детский сад «Родничок», первая квалификационная категория
(фамилия, имя, отчество (полностью), год рождения, образование, место работы, квалификационная категория ),
прошу включить меня в состав участников районного конкурса «Фестиваль педагогического мастерства – 2024» в номинации
«Лучший воспитатель»
(указать номинацию)
Подпись ________________ Иванова Н.И.
(фамилия, имя, отчество)
фото | Информационная карта участника Фестиваля педагогического мастерства-2024 | |||
(заявленная номинация) |
1. Общие сведения | |
Населенный пункт | с. Сафакулево |
Дата рождения (день, месяц, год) | 14 февраля 1981 г |
2. Работа | |
Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом) | МКДОУ Детский сад « Родничок» |
Занимаемая должность | воспитатель |
Преподаваемые предметы | |
По каким образовательным программам и учебникам работает участник | Программа « От рождения до школы» Вераксы Н. Е. |
Классное руководство в настоящее время, в каком классе | |
Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты) | 18 лет 5 мес общий стаж, 9 лет 7 мес пед стаж |
Квалификационная категория | Первая квалификационная категория |
Почетные звания и награды | |
Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность) | |
3. Образование | |
Название и год окончания учреждения профессионального образования | ЧГПУ 2003 г , ШГПУ переподготовка воспитатель |
Специальность, квалификация по диплому | Преподаватель русского языка и литературы |
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения) | «Развитие профессиональной компетенции педагога дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО» с 06.11.21 по 10.11.21 г в объеме 3 ч; « Оказание первой помощи» с 20.01.22 по 25.01.22 в объеме 36 ч |
4. Общественная деятельность | |
Участие в общественных организациях (наименование, направление деятельности и дата вступления) | |
Участие в деятельности управляющего (школьного) совета | |
Участие в профсоюзной деятельности | |
5. Семья | |
Семейное положение | замужем |
Дети (имена и возраст) | Максим 14 лет, Никита 6 лет |
6. Досуг | |
Хобби | Чтение книг |
Спортивные увлечения | |
7. Контакты | |
Рабочий телефон | 83524327420 |
Домашний телефон | |
Мобильный телефон | 89512620170 |
Рабочая электронная почта | |
Личная электронная почта | morzhova_n@mail.ru |
8. Профессиональные ценности | |
Педагогическое кредо участника | Ладони ребенка я в руки возьму и сердце свое для него распахну |
Почему нравится работать в школе (детском саду, доме творчества) | Люблю детей |
Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику | Любовь к детям, творчество в педагогической деятельности, креативность, ответственность, коммуникабельность, оптимизм, целеустремлённость, доброта, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. |
В чем, по мнению участника, состоит основная миссия победителя Фестиваля педагогического мастерства | Открывать для себя и коллег новые горизонты открытий в области образования |
Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю: __________________________ (_____________________________)
(подпись) (фамилия, имя, отчество участника)
«_19___» ___02_______ 20_24___ г.
Подборка фотографий | |
1.Портрет 9×13 см; 2.Жанровая (с учебного занятия, внеклассного мероприятия, педагогического совещания и т.п.); 3.Дополнительные жанровые фотографии (не более 5) | |
Материалы участника | |
Не публиковавшиеся ранее авторские статьи и разработки участника, которые он хотел бы опубликовать в средствах массовой информации |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Казенное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение Детский сад « Родничок»
Опыт работы «Развитие речи дошкольников через экспериментирование»
Воспитатель: Иванова Наталья Ивановна
Современному обществу необходимы люди креативные, умеющие быстро ориентироваться в ситуации, с развитым логическим мышлением и аналитикой. Поэтому задача дошкольного образования – не простая подача информации, а развитие познавательного интереса, желания самостоятельно добывать знания, делать выводы, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
Одним из наиболее эффективных методов развития интереса к познанию у дошкольников является детское экспериментирование. Это такая форма поисковой деятельности, в которой особенно четко выражаются процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, которые, в свою очередь, лежат в основе саморазвития детей дошкольного возраста.
В 1990-е годы академик Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой опыт исследований системы дошкольного образования, сделал вывод, что в детском возрасте, наряду с игрой, ведущим видом деятельности является экспериментирование.
Л. С. Выготский считал, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, так как дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям как никакой другой метод.
Главным достоинством метода экспериментирования можно считать то, что он помогает детям получить реальные представления об изучаемом объекте, о его связях с другими объектами и в целом со средой обитания.
Познание окружающей действительности - это активная и очень сложная деятельность. Окружающий мир неимоверно привлекает детей своей новизной, желанием узнать новое, доселе неизвестное. Ведь все предметы вокруг ребенка - это источник любопытства, это первый шаг на пути познания прекрасного и неизведанного мира.
Детское экспериментирование, являясь деятельностью, направленной на познание окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащает опыт самостоятельной деятельности детей, а также положительно влияет на их саморазвитие.
Ребенок всегда исследователь, с самого своего рождения. В нем присутствует жажда новых впечатлений, любопытство, желание экспериментировать и добывать самостоятельно новые знания о мире. Ребенок удовлетворяет свою любознательность в познавательно-исследовательской деятельности. Именно в процессе экспериментирования он не только расширяет свои представления о мире, но и учится устанавливать причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения, которые позволяют ему воссоздать для себя целостную картину мира.
Детское экспериментирование несомненно связано со всеми видами деятельности дошкольников – развитием речи, формированием элементарных математических представлений, физическим развитием, игрой, чтением художественной литературы, изобразительной деятельностью и т.д.
Для детей дошкольного возраста необходимым является познавательно-речевое развитие именно в процессе экспериментально-исследовательской деятельности. Ведь эта деятельность отличается разнообразием связей и зависимостей, значительно влияет на развитие личности ребенка, его связной речи, способствует самостоятельности мышления. В тот момент, когда дети находят и определяют словом причинно-следственную связь, они учатся объяснять свою гипотезу, сравнивать полученные результаты с результатами сверстников, сопоставлять фаты, делать выводы.
На сегодняшний день, к сожалению, растёт количество детей дошкольного возраста, которые имеют слабо развитую речь. Многие дети не могут составить рассказ, сочинить собственную сказку. Не каждый может ответить на вопросы по содержанию текста, а уж тем более задать вопрос самому.
Речь – это средство общения детей друг с другом, одна из основ воспитания и обучения детей. Своевременное и правильное речевое развитие – залог успеха в формировании личности ребёнка.
Поэтому экспериментирование смело можно считать одной из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников. Именно через опытно-экспериментальную деятельность дети знакомятся с окружающим миром. Грамотно сформулированные педагогом вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщать.
Эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки сравнения. Эксперименты бывают мысленные.
Например, детям предлагаем рассмотреть рисунки и ответить на вопросы, стоящие перед ними. На рисунках изображены часы, свисток, скорая помощь, петушок, плачущий ребенок.
Вопрос: «Кто громче всех звучит, а кто и что тише всех?» Уровень ответов может быть разным.
Ответы детей: свисток сильнее звучит, чем часы; голос петушка тише, чем гудок машины скорой помощи и т.д.
Но самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и свойствами. Организуя занятие, мы привлекаем внимание детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это происходит в ситуации свободного размещения детей и взрослого вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность поэкспериментировать самим.
Результатом опытов будет формулирование каких – либо причинно-следственных связей (если…, то…; потому, что…). Один из наборов для экспериментирования мы оставляем в группе, в уголке экспериментирования, где им можно воспользоваться.
Таким образом, поддерживая интерес детей, мы позволяем им воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимосвязей, закономерностей, а также развивает речь. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, развивают связную речь.
Несколько важных советов: 1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит; 5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете; 6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности; 7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям; 8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Благодаря опытно-экспериментальной деятельности речь детей дошкольного возраста становится более содержательной, выразительной, грамотно построенной. Применение метода экспериментирования в работе с дошкольниками помогает подготовке детей к школе, формированию способности к творческому решению задач. Дети учатся смело высказываться, делать предположения, искать пути решения выхода из возникающих ситуаций.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи.
Занимаясь с детьми экспериментированием, я не ставила самоцелью развитие речи. Однако в процессе своей работы, я пришла к выводу, что экспериментирование оказывает большое влияние на развитиекоммуникативных навыков (умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника).
Экспериментирование пронизывает все виды деятельности : игровую, познавательную, трудовую, творческую, а самое главное коммуникативную.
Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях.
Например, знакомя детей с овощами и фруктами, я использовала такие игры – эксперименты.
«Определи, из чего сделан салат», «Угадай по запаху» - в этих играх, дети учились использовать такие прилагательные, как: сладкий, кислый, кисло – сладкий, сладковатый, ароматный, резкий, хрустящий, сочный. И уже в повседневной жизни, в игровой деятельности, во время приёма пищи, дети самостоятельно оперировали этими словами. А на занятиях по развитию речи из цикла описательных рассказов по теме «овощи - фрукты», дети учились загадывать загадки, используя свой непосредственный опыт с предметом на основе своих тактильных, вкусовых и зрительных восприятий.
Дети очень любят экспериментировать, особенно с водой и песком, интерес детей к этим играм можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Создавая детям условия для разнообразных действий с водой, помогаю им выделить из множества признаков и качеств предмета наиболее существенные и доступные для восприятия («плавает», «тонет», «намокает», «лёгкий», «тяжёлый»).
В процессе игр с песком дети узнают свойства материала: сыпучесть сухого песка, его способность пропускать воду; пластичность сырого песка. Учатся его использовать в своём творчестве. Эти эксперименты хороши для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.
И я считаю, что экспериментирование заслуживает большего внимания, как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. На следующий год мы планируем проектную деятельность « Юные исследователи». Дети сами выберут, наиболее интересную тему для себя и под нашим руководством, столкнутся с неизведанным, и будут сами познавать мир, опираясь на ранее приобретенный опыт экспериментирования.
В нашей группе мы проводили опыты с водой, песком, мыльными пузырями:
1. Запах воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавлен сок выжатого лимона. Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.
«Узнаем, какая вода?»
2. Вкус воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой); сравнивать. Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки. Ход опыта: По предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар (по возможности привлечение детей к выполнению данных действий), ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы. Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха
«Узнаем, какая вода?»
3. Переливание воды
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой), упражняя в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки. Материалы: прозрачные белые пластиковые бутылки (ѐмкостью 0,33 л) (4 шт.), наполовину наполненные водой; 8 высоких узких прозрачных пластиковых стаканов, прозрачная миска и широкая чашка (по 4 шт.); воронка (4 шт.); поднос; клеёнка, фартуки по количеству детей. Ход опыта: По предложению воспитателя дети переливают воду поочередно в разные ѐмкости: стаканы, миски, широкие чашки. Воспитатель напоминает об аккуратности в процессе перелива. Подводит детей к пониманию того, что вода течѐт, переливается из одного сосуда в другой, принимая его форму. Вопросы к детям: Что ты сделал? Во что перелил воду? Вода льётся?
«Разноцветная вода»
(Окрашивание воды)
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (ёмкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей. Ход опыта: Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку, и, привлекая внимание детей, встряхивает её. Вода окрашивается в цвет, нанесѐнной на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. Отвечают на вопрос: в какой цвет окрасилась вода. Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в неё добавить краску.
Опыты с песком
Опыт 1 «Теплый — холодный»
Цель: учить детей чувствовать руками разную температуру песка.
Материал: пакеты с теплым и холодным песком.
Описание: Дать детям теплый и холодный песок, уточнить, где какой и песок находится. Предложить поиграть с песком, пересыпать его между пальчиками маленькими тонкими струйками. С каким песком было приятнее играть?
Вывод: в жаркую погоду приятнее играть с прохладным песком, в холодную — с теплым.
- Ребята, что мы можем сказать про песок, какой он (ответы детей: сухой, прохладный). Правильно, песок сухой.
- Скажем вместе: сухой.
- Давайте посмотрим какие следы мы можем оставить на песке своими пальцами. У кого что получилось (ответы детей) .
- Насыпьте его себе на ладошку. Посмотрите, как песок сыплется струйкой (дети пересыпают песок из ладошки в ладошку).
- Давайте все вместе скажем, что мы сейчас делаем: мы сыплем. Как сыплется песок: струйкой, повторите вместе (повторяют).
Опыт 2 «Сухой песок сыпучий»
Цель: знакомить детей со свойствами песка.
Материал: песочница, сухой песок, формочки.
Описание: Предложить сделать бабку из сухого песка. Она не получилась, рассыпалась. Почему?
Вывод: сухой песок сыпучий.
- Посмотрите из чего состоит песок? (ответы детей).
- Правильно песок состоит из песчинок. Они маленькие. Повторите: из песчинок.
Опыт 3 «Песочная страна»
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материал: песок, вода, лист белой бумаги, клей-карандаш.
Описание: Детям предлагается рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают к друг другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
- на плотной бумаге нарисовать клеевым карандашом что-нибудь, а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта участника муниципального конкурса "Фестиваль педагогического мастерства 2016 г."
Участник муниципального конкурса "Фестиваль педагогического мастрества - 2016" - Полозкова Н.И....
Эссе "Моя педагогическая философия" на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
«Уча других, мы учимся сами…»Л. Сенека...
Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»
« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."
Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Фестиваль педагогического мастерства 2024
Медиавизитка ФПМ 2024...
Фестиваль педагогического мастерства 2024
Медиавизитка ФПМ 2024...