Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).
статья

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issn.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

Кормановская Татьяна Сергеевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №83 Невского района

Санкт-Петербурга

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Тема моего опыта работы : «Интеллектуальное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры по математике».

Ведущей идей опыта стало использование дидактической игры как метода обучения, повышения интереса детей к образовательной деятельности, развития сосредоточенности, обеспечение лучшего усвоение программного материала.

Актуальность работы : математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Дидактические игры математического содержания способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления; создают положительную эмоциональную атмосферу; побуждают детей к коллективному поиску, активности, обучению, преобразованию игровой ситуации.

Что такое дидактическая игра? Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. При проведении дидактических игр учитываю :

- игра должна соответствовать возрасту, опыту детей, развитию активности;

- игры с детьми должны быть на развитие внимания, мышления, проходить в спокойной доброжелательной обстановке;

- дидактические игры должны поддерживать интерес к совместной со взрослым деятельности.

Развиваю интеллектуальные способности детей на занятиях по математике, в совместной и самостоятельной деятельности, учитывая особенности развития познавательных способностей детей в раннем дошкольном возрасте: ребенок в 3 года находится в познавательной стадии исследователя вместо наблюдателя-малыша в 2 года. В период от 3 до 4 лет происходит существенный рывок его интеллектуального развития. Ребенок стремится получать новые знания и претворять их в жизнь, и задача педагога в это время – помочь малышу получить эти знания, создать условия для развития ребенка и гармонично развивать его по всем направлениям познавательных способностей человека – памяти, восприятия, мышления, ощущения, представления и воображения. Это залог успешного обучения в школе.

В своей работе по заявленной теме я использую инновационные технологии:

1. Технологию «лэпбук».

2. Технологию развивающих игр В. В. Воскобовича.

Используя технологию «лэпбук», я в соответствии с годовыми задачами по формированию элементарных математических представлений на октябрь месяц сделала 3 лэпбука с дидактическими играми по математике по трем эталонным цветам, которые должны усвоить дети к концу года: красный, желтый, синий.

Начала готовить лэпбуки для реализации таких задач, как: формирование у детей представления о количестве предметов «один-много»; по ознакомлению с геометрическими фигурами, величиной, формой, размером.

Лэпбук очень удобен в работе, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде :

-полифункционален;

-пригоден к использованию одновременно группой детей;

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;

-вариативен.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Мною была составлена картотека дидактических игр по математике для лэпбуков : «Найди предмет», «Веселые матрешки», «Длинное -короткое», «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Геометрическое лото», «Широкое – узкое», «Высокий – низкий», «Соберем бусы», «Наряди куклу», «Лото» (закрой фишкой только красные, синие, желтые картинки).

Заинтересовала работой с лэпбуками родителей. Провела для них мастер-класс по изготовлению лэпбука для игр с детьми дома.

Так же для своей работы я выбрала технологию развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста В. В. Воскобовича, в основе которой лежит игра. Игры В. В. Воскобовича возбуждают интерес ребенка к деятельности и всегда сопровождаются сказками, игровыми ситуациями.

Авторская методика В. В. Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Главный принцип: интерес-познание - творчество.

Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:

1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

3. Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.

6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

В сюжете игры ребенок помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых различные сюжеты переплетаются с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями.

В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на его гармоничное развитие.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Работу с развивающими играми В. В. Воскобовича я начала еще в 2018-2019 учебном году, работая в подготовительной к школе группе. Я изучила специальную литературу: материалы I, II, III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста», методику познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» Т. Г. Харько.

В прошлом году в нашем учреждение еще не было ковролиновых основ для жесткого крепления на стены, но имелись игровые поля «Миниларчики» и съемные элементы для игры с ними. Я с детьми проводила игры на закрепление понятий «больше», «меньше», умения использовать знаки > <, закрепляла умения определять на сколько больше, на сколько меньше, находить способы выравнивания. Например, игра «Кто больше собрал листочков?»

Дается игровая ситуация: Ежики поспорили – у кого больше поместиться листочков на спинке. Насобирали они листочков и начали сравнивать. У маленького ежика уместилось 3 больших листочка, у большого – 5. У кого больше? У кого меньше? На сколько? Расстроился маленький ежик. Как его утешить?

Задание: определить количество листочков у каждого ежика, записать знаками и цифрами выражение. Найти способы уравнивания листочков. Развивающие игры я применяла в непосредственно - образовательной деятельности в речевом, художественно- эстетическом развитии (рисовании).

Сейчас я работаю во второй младшей группе. Свою работу я начала с изучения задач образовательной области «Познавательное развитие : математические представления». Познавательное развитие, помимо развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, предполагает формирование познавательных действий и представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира -форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

Моя главная задача при организации работы по формированию математических представлений :

1. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности путём развития навыков простейшего экспериментирования для исследования свойств предметов и материалов.

2. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, закладывая основы личности: поддерживать любую любознательность ребенка, поддерживать интерес к собиранию конструкций и созданию построек и композиций из различного материала, не имеющих определенного названия или назначения.

3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания: формировать представления о различных признаках и свойствах объектов и явлений (цвет, форма, величина, физические свойства и др.).

Учить:

- различать и называть простейшие геометрические формы: круг, треугольник, шар, куб;

- различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый;

- различать и называть признаки величины: большой -маленький, длинный -короткий, высокий -низкий и др.

-осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общее название, например «часы»; выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак;

-осуществлять сериацию -построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию какого-либо признака без соответствующих обозначений степеней его выраженности в речи ребёнка;

-сравнивать предметы по одному признаку или свойству;

-устанавливать сходство, тождество или различие предметов по одному

заданному признаку или свойству;

- понимать слова, выражающие контрастные качества: сильный -слабый, чистый -грязный, большой -маленький, длинный -короткий, пустой - полный, прямой -кривой, светлый -тёмный и т. п. ;

-различать количество в пределах 3 без пересчёта;

-порядку следования числительных в пределах 5;

-знакомить с названиями частей суток: утро, вечер, день, ночь;

-знакомить с понятиями вчера, сегодня, завтра;

-знакомить со словами, выражающими пространственное расположение предметов: предлогами (над, под, около, перед, за, в, наречиями (спереди -сзади, вверху -внизу, близко - далеко);

-создавать условия для формирования представления об упорядоченной последовательности, знакомя детей со сказками, песенками и потешками с циклическим сюжетом.

В этом учебном году учреждение приобрело ковролиновую основу для жесткого крепления на стены и съемные элементы для игр с ним.

Я, изучив содержание образовательной области «Познавательное развитие : математические представления», составила картотеку дидактических игр по математике, в которую вошли такие игры, как: «Найди предмет», «Длинное – короткое», «Подбери фигуру», «Три квадрата», «Какие бывают фигуры», «»Собери бусы», «Широкое – узкое», «Наш день», «Узнай и запомни», «Украсим платок», «Красивый узор», а также развивающие игры В. В. Воскобовича «Помоги утеплить норки», «Украсим деревья листочками», «Откуда выпал листик», «Разложи листочки», «Помоги ежикам собрать листочки», «Подари гномам листочки», «Кто быстрее?» и другие.

Все игры расписаны в перспективном планировании по месяцам. Развивающие игры В. В. Воскобовича использую как часть занятия, а также в совместной, самостоятельной, индивидуальной деятельности с детьми. Алгоритм знакомства с играми В. В. Воскобовича следующий:

1. Поочередно вношу игру в группу. Объявляю название игры, но не объясняю, как в нее играть. Даю детям возможность рассмотреть игру, попробовать ее наощупь, поманипулировать ее предметами.

2. Если дети не могут сами поиграть в игру, показываю, как с ней можно играть. Если в игре проявляется творческое воображение детей, обязательно поощряю это.

Например, когда проводила с детьми игру «Фонарики», в которой дети узнали о том, что фонарики бывают разной формы: круглые, квадратные, треугольные, сначала внесла ее, сказала, как она называется. Дети посмотрели ее, потрогали геометрические фигуры, кто-то из детей сделал домик (на квадрат положил треугольник, сказал об этом, кто-то начал собирать фигуры, одинаковые по цвету. И только потом я рассказала детям, что есть такой веселый персонаж Магнолик, который принес в группу эту игру. Все формы – это фонарики. Сначала он зажег маленькие фонарики: предлагаю детям прикрепить к коврографу детали маленького размера зеленого цвета, затем- такого же размера, но красного цвета. В течение последующих дней идет сортировка фонариков по цвету, форме, размеру. Затем Магнолик знакомит ребят с двухцветными фонариками и выкладывает на стол фигуры, не знакомые детям: прямоугольник, овал. Если кто-то из детей назовет эти фигуры, можно продолжить игру, если нет- фигуры убираются.

Обучая маленьких воспитанников с использованием игровых приемов, я всегда стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

Вспоминая себя в детстве хочу сказать: пожалуй, детство – это единственное слово, которое вызывает у взрослых самые светлые и ностальгические воспоминания. В детстве всегда хватало времени на «бесполезность» и «ничегонеделания», а скучных занятий просто не существовало. А сладкое чувство ежедневных открытий, ощущение сказки, и простых радостей того времени! Сейчас наши детские воспоминания накладываются на уже приобретенный жизненный опыт и обогащают само понятие идеального детства. И тогда мы начинаем думать, что знаем, каким именно должно быть детство у наших детей. Очень хочется, чтобы оно было светлым, радостным и достойным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей с особенностями в развитии посредством дидактической игры (из опыта работы) (МО ДОУ)

Экологическое воспитание детей  с особенностями  в развитии  посредством  дидактической  игры (из опыта работы) (МО ДОУ)...

«Организация работы по математическому развитию детей в ДОУ» (из опыта работы)

В данной презентации представлены формы работы по развитию элементарных математических представлений, используемые воспитателями в нашем ДОУ, какой  занимательный математический материал в р...

Статья "Интеллектуальное развитие детей в игре" (из опыта)

Именно в играх дети могут применять свои знания, что очень важно для их развития и закрепления. Существует множество развивающих и дидактических игр, которые используют педагоги для развития интеллект...

«Нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с ОВЗ» (из опыта работы)

Представление опыта работы на семинаре - практикуме в рамках программы ДПО (повышение квалификации) "Специфика работы с детьми с особыми образовательными потребностями (детьми с ОВЗ) в ДОУ" ...

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

Дошкольный возраст - это период активного развития и формирования личности. Именно в этом возрасте протекает важный этап интеллектуального развития. Та основа интеллекта, которая будет заложена в дошк...

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы).

Интеллектуальное развитие детей в игре (из опыта работы)....