Коллективное обсуждение: «ФОП ДО: основные понятия, структура, содержание»
материал
Цель: знакомство педагогов с ФОП ДО: цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО.
План:
1. Специфика ФОП ДО?
2. На основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа?
3. Положительные и отрицательные стороны ФОП ДО.
4. Новая образовательная программа детского сада.
5. Ответы на вопросы педагогов
1. Устюгова Ю.В. старший воспитатель: в чем состоит специфика Федеральной программы? Федеральная программа реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования. Федеральная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность. Федеральная программа определяет минимальный объем, содержание, планируемые результаты обязательной части Программ. Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, План и иные компоненты. Федеральная программа разработана на государственном языке Российской Федерации. Но это не ограничивает права российских граждан на получение ДО на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании соответствии с частью 4 статьи 14 Закона об образовании.
2. Болта Г.Н., заведующий: на основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа? Федеральная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации ДО. Федеральная программа наряду с ФГОС ДО является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программ, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может быть оформлена в виде ссылки на нее. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования и Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования не являлись нормативными документами, поэтому не требуется издания нормативного правового акта для их отмены. В связи с введением понятия «федеральная основная общеобразовательная программа» из Закона об образовании исключено понятие «примерная основная общеобразовательная программа», соответственно, выше обозначенные документы теряют силу.
3. Устюгова Ю.В., старший воспитатель: у новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Сначала перечислю плюсы:
- общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ качественному образованию независимо от места проживания;
- нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
- инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
- сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.
Минусы:
- Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
- Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
- Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
- Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
- ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
- Некоторые эксперты считают, что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.
4. Устюгова Ю.В., старший воспитатель: В основной образовательной программе ДОО можно встретить такие фразы: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть – это содержание работы учреждения для решения задач, прописанных в Федеральной образовательной программе. Обязательная часть оформляется в виде ссылки на ФОП. Федеральная программа определяет объем обязательной части ООП, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы образования. Обязательным разделом ООП является рабочая программа воспитания дошкольников. Здесь должна быть раскрыта работа по формированию духовности, патриотизма, приобщения к культурным ценностям российского народа. Структура Образовательной программы имеет три раздела: целевой, содержательный, организационный.
5. Ответы на вопросы педагогов.
1. Первое упражнение «Чем занятие отличается от культурных практик».
Вам нужно все карточки разделить на две группы: «Занятие» и «Культурные практики».
Комментарий: Занятия – это форма организации образовательной деятельности, продолжительность, время в расписании и суммарную образовательную нагрузку которых регулирует СанПиН
1.2.3685-21. Это занимательное и интересное для детей дело, посредством которое они осваивают содержание образовательных областей (пп. 24.12, 24.13 ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики дают детям возможность проявить субъектность, развивают творческую, познавательную и коммуникативную инициативы, инициативу целеполагания. Культурные практики ценны тем, что ориентированы на самостоятельность, творчество, активность и инициативность детей (п.п. 24.18–24.22 ФОП ДО).
2. Второе упражнение «Как проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов?». Вам необходимо выбрать 4 ответа.
Комментарий:
Метод | Ответ | Комментарий |
Наблюдение | Можно | наблюдение – основной метод педагогической диагностики |
Беседы с детьми | Можно | беседы дополнят результаты наблюдения |
Промежуточная аттестация | Нельзя | в детском саду промежуточную аттестацию не проводят |
Анализ продуктов детской деятельности | Можно
| анализ продуктов детской деятельности дополнит результаты наблюдения |
Итоговая аттестация | Нельзя | в детском саду итоговую аттестацию не проводят |
Диагностические ситуации | Можно | специальные диагностические ситуации можно использовать для диагностики развития детей |
Тестирование и проективные методики | Нельзя | Тестирование и проективные методики – это методы психологической диагностики |
3. Третье упражнение «О ценностях, к которым надо приобщать детей».
Определите, к каким ценностям должны приобщать детей педагоги в рамках каждой из образовательных областей. Для этого перетащите ценности к нужным образовательным областям.
Комментарий: Совокупные задачи воспитания в рамках социально-коммуникативного развития охватывают больше всего ценностей. Примеры задач: воспитывать уважение к своей семье, населенному пункту, родному краю, стране, к другим детям и взрослым вне зависимости от их этноса и национальности; воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа; содействовать становлению целостной картины мира на основе представлений о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи. В ходе речевого и художественно-эстетического развития педагоги должны приобщать детей к одним и тем же ценностям, но при этом решать разные задания воспитания. Так, в ходе речевого развития педагоги должны знакомить детей с формами этикета и нормами культурного поведения, учить чувствовать красоту родного языка. В ходе художественно-эстетического развития, к примеру, воспитывать у детей эстетические чувства, создавать условия для реализации их творческого потенциала.
4. Четвертое упражнение «РППС».
В методических рекомендациях от Минпросвещения есть критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Так, например, среда должна быть ориентирована на повышение физической активности и творческое развитие детей, быть приспособленной для познавательной деятельности и сюжетно-ролевых игр, содержать элементы природы и предусматривать информационное пространство для родителей. На эти критерии должны ориентироваться педагоги, когда создают РППС в своих группах. Но это не все критерии. Определите, какие 6 критериев касаются РППС.
Комментарий: В первую очередь в РППС должны быть элементы, которые можно менять и преобразовывать. То есть среда должна быть открытой. В группах должны быть современные игрушки и оборудование. Детям должно быть комфортно в группе и других
помещениях ДОО. Цветовая гамма помещений должна быть сбалансированной. Группы могут украшать дизайнерские элементы и элементы художественной культуры. При этом в РППС не должно быть ничего, что может угрожать физическому и психическому здоровью детей. (Эстетичность, безопасность, современность, открытость, комфортность, полифункциональность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеек»
Коллективное обсуждение: «ФОП ДО: основные понятия, структура, содержание»
Цель: знакомство педагогов с ФОП ДО: цели, задачи, структура программы, сроки реализации в ДОО.
План:
1. Специфика ФОП ДО?
2. На основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа?
3. Положительные и отрицательные стороны ФОП ДО.
4. Новая образовательная программа детского сада.
5. Ответы на вопросы педагогов
1. Устюгова Ю.В. старший воспитатель: в чем состоит специфика Федеральной программы? Федеральная программа реализует основополагающие функции дошкольного уровня образования. Федеральная программа является обязательной для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а именно для образовательных организаций, независимо от их организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, частные); организаций, осуществляющих обучение; а также индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную деятельность на основе лицензии на образовательную деятельность. Федеральная программа определяет минимальный объем, содержание, планируемые результаты обязательной части Программ. Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят Программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, План и иные компоненты. Федеральная программа разработана на государственном языке Российской Федерации. Но это не ограничивает права российских граждан на получение ДО на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании соответствии с частью 4 статьи 14 Закона об образовании.
2. Болта Г.Н., заведующий: на основе каких нормативных правовых актов разработана Федеральная программа? Федеральная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации ДО. Федеральная программа наряду с ФГОС ДО является основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО Программ, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и может быть оформлена в виде ссылки на нее. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования и Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования не являлись нормативными документами, поэтому не требуется издания нормативного правового акта для их отмены. В связи с введением понятия «федеральная основная общеобразовательная программа» из Закона об образовании исключено понятие «примерная основная общеобразовательная программа», соответственно, выше обозначенные документы теряют силу.
3. Устюгова Ю.В., старший воспитатель: у новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Сначала перечислю плюсы:
- общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ качественному образованию независимо от места проживания;
- нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
- инклюзивность. Будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
- сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.
Минусы:
- Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
- Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
- Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
- Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
- ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
- Некоторые эксперты считают, что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.
4. Устюгова Ю.В., старший воспитатель: В основной образовательной программе ДОО можно встретить такие фразы: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обязательная часть – это содержание работы учреждения для решения задач, прописанных в Федеральной образовательной программе. Обязательная часть оформляется в виде ссылки на ФОП. Федеральная программа определяет объем обязательной части ООП, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы образования. Обязательным разделом ООП является рабочая программа воспитания дошкольников. Здесь должна быть раскрыта работа по формированию духовности, патриотизма, приобщения к культурным ценностям российского народа. Структура Образовательной программы имеет три раздела: целевой, содержательный, организационный.
5. Ответы на вопросы педагогов.
1. Первое упражнение «Чем занятие отличается от культурных практик».
Вам нужно все карточки разделить на две группы: «Занятие» и «Культурные практики».
Комментарий: Занятия – это форма организации образовательной деятельности, продолжительность, время в расписании и суммарную образовательную нагрузку которых регулирует СанПиН
1.2.3685-21. Это занимательное и интересное для детей дело, посредством которое они осваивают содержание образовательных областей (пп. 24.12, 24.13 ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики дают детям возможность проявить субъектность, развивают творческую, познавательную и коммуникативную инициативы, инициативу целеполагания. Культурные практики ценны тем, что ориентированы на самостоятельность, творчество, активность и инициативность детей (п.п. 24.18–24.22 ФОП ДО).
2. Второе упражнение «Как проводить педагогическую диагностику достижения планируемых результатов?». Вам необходимо выбрать 4 ответа.
Комментарий:
Метод | Ответ | Комментарий |
Наблюдение | Можно | наблюдение – основной метод педагогической диагностики |
Беседы с детьми | Можно | беседы дополнят результаты наблюдения |
Промежуточная аттестация | Нельзя | в детском саду промежуточную аттестацию не проводят |
Анализ продуктов детской деятельности | Можно | анализ продуктов детской деятельности дополнит результаты наблюдения |
Итоговая аттестация | Нельзя | в детском саду итоговую аттестацию не проводят |
Диагностические ситуации | Можно | специальные диагностические ситуации можно использовать для диагностики развития детей |
Тестирование и проективные методики | Нельзя | Тестирование и проективные методики – это методы психологической диагностики |
3. Третье упражнение «О ценностях, к которым надо приобщать детей».
Определите, к каким ценностям должны приобщать детей педагоги в рамках каждой из образовательных областей. Для этого перетащите ценности к нужным образовательным областям.
Комментарий: Совокупные задачи воспитания в рамках социально-коммуникативного развития охватывают больше всего ценностей. Примеры задач: воспитывать уважение к своей семье, населенному пункту, родному краю, стране, к другим детям и взрослым вне зависимости от их этноса и национальности; воспитывать ценностное отношение к культурному наследию своего народа; содействовать становлению целостной картины мира на основе представлений о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи. В ходе речевого и художественно-эстетического развития педагоги должны приобщать детей к одним и тем же ценностям, но при этом решать разные задания воспитания. Так, в ходе речевого развития педагоги должны знакомить детей с формами этикета и нормами культурного поведения, учить чувствовать красоту родного языка. В ходе художественно-эстетического развития, к примеру, воспитывать у детей эстетические чувства, создавать условия для реализации их творческого потенциала.
4. Четвертое упражнение «РППС».
В методических рекомендациях от Минпросвещения есть критерии оценки развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. Так, например, среда должна быть ориентирована на повышение физической активности и творческое развитие детей, быть приспособленной для познавательной деятельности и сюжетно-ролевых игр, содержать элементы природы и предусматривать информационное пространство для родителей. На эти критерии должны ориентироваться педагоги, когда создают РППС в своих группах. Но это не все критерии. Определите, какие 6 критериев касаются РППС.
Комментарий: В первую очередь в РППС должны быть элементы, которые можно менять и преобразовывать. То есть среда должна быть открытой. В группах должны быть современные игрушки и оборудование. Детям должно быть комфортно в группе и других
помещениях ДОО. Цветовая гамма помещений должна быть сбалансированной. Группы могут украшать дизайнерские элементы и элементы художественной культуры. При этом в РППС не должно быть ничего, что может угрожать физическому и психическому здоровью детей. (Эстетичность, безопасность, современность, открытость, комфортность, полифункциональность).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/31/picture-374764-1388439050.jpg)
Понятие. Структура музыкальности. Амузия. Проблемы диагностики музыкальности.
Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Однако, понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тре...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/30/picture-892419-1714463579.jpg)
Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы.
Картотека основных видов движений Содержание основных видов движений для детей второй младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-492994-1412611005.jpg)
Консультация для родителей в старшей группе "Витамины в детском питании. Содержание витаминов в основных продуктах питания. Содержание йода в продуктах питания ".
Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/05/picture-1519883-1712347932.jpg)
Консультация для воспитателей «Общение дошкольников: понятие, структура»
Консультация для воспитателей «Общение дошкольников: понятие, структура» Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им ребенок познает ...