Театр этномоды, как современный жанр сценического искусства «Возвращение к истокам».
статья (старшая группа)

Турчанинова Ольга Николаевна

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Театр этномоды, как современный жанр сценического искусства «Возвращение к истокам».

Турчанинова Ольга Николаевна

Что такое театр? Это лучшее, по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе.

Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.  Театрализованная деятельность представляет собой достаточно сложный феномен человеческой активности.

 Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания. Театрализация остается самой популярной, увлекательной деятельностью. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Еще, чрезвычайно важная особенность театральной игры: эта деятельность интересна всем – и детям, и взрослым. В ней как бы «нет возраста», а есть общая цель, которая реализуется как в результате – спектакле, так и в самом процессе подготовки к нему, в непредсказуемых, спонтанных импровизациях и экспромтах. Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников целостно: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в разных ситуациях, умение делать выбор. Театрализованная деятельность – особый и прекрасный мир ребенка. Человек рождается для того, чтобы приобрести положительный опыт развития своего духовного потенциала. Другими словами, человек рожден для добра, и любая деятельность должна прежде всего учить его добру – не вообще, а конкретно, каждый день, каждый час.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях этно-толерантного воспитания личности.

В своей группе детского сада мы сделали попытку создать театр этномоды. Этномода, в театральном исполнении. Театр внес свежую струю в культурную жизнь нашей группы. Дети учатся видеть красоту. Театрализованные игры включают в себе беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием народов России, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.

Театр моды, как современный жанр сценического искусства, это синтез моды, музыки, эстрады, театра. Это не только фантазийный макияж, стильная прическа или демонстрация моделей одежды, это праздник костюмов, музыки, танца, театральных миниатюр и сценических эффектов. Театр моды тем и интересен, что это не привычные проходки по подиуму. В театральной моде обязательно есть сюжет, смысл. В нашем случае есть элемент этнокультурного воспитания. В простых, на первый взгляд постановках, кроется глубокий смысл основ духовной культуры, морально-эстетического отношения к истории и культурному наследию. Дефиле знакомят детей с культурой народов России, традициями и обрядовыми праздниками.

Главная задача Театра Моды – воспитание у ребенка хорошего вкуса, развитие его творческих способностей, чувств прекрасного. Помочь ребенку сформировать потребность в получении новых знаний и навыков, создать мотивацию к внимательному и трудолюбивому отношению к предметам, сформировать позитивные жизненные цели. Способствовать развитию яркой, творческой, целеустремленной личности.

Прежде всего, наши усилия направили на развитие двигательной активности детей, гибкости, пластичности, эмоциональности, артистичности и вокальных способностей. Дети включаются в активную творческую деятельность: создают интересные образы в одежде, макияже, развиваются физически, получают танцевальную подготовку и навыки дефиле. Дети очень тонко чувствуют красоту и реагируют на все, что происходит вокруг. В коллективе красота, добро, и чувство прекрасного слились в единое целое. У воспитанников интересный и насыщенный образ жизни. Постановки театра всегда зрелищны и эффективны. Эти выступления развивают сценическую уверенность детей.

Важное место занимают произведения устного народного творчества, где выражено народом глубокое чувство любви привязанности к родной земле, языку, культуре. Используя народные традиции, а именно устное народное творчество, через жанры которого у ребенка лежит духовное самоопределение любви к Родине. Следовательно, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 Родители с большим интересом и желанием помогают создавать костюмы и декорации. Они стали не только партнерами по созданию театра моды, а художниками, дизайнерами, модельерами. Ведь большинство родителей, к сожалению, очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили, работали и отдыхали русские люди, какие соблюдали обычаи и чем украшали свой быт. Так же совместно дети с родителями участвуют в мастер-классах по ознакомлению и изготовлению кукол – оберегов.

Структура занятий не является постоянной, она зависит от темы, содержания, целей и может включать в себя: театральную игру, ритмопластику, культуру и технику речи, этюды, игровой стретчинг, пальчиковый театр и др.

Этнотеатр можно по праву назвать настоящим сплавом различных составляющих этники: здесь элементы народной музыки с национальным костюмом, в постановки органично вплетены древние обряды, а в качестве элементов интерьера используются традиционные предметы быта. Все эти средства помогают этно-театру создавать необходимую атмосферу «погружения» в народные традиции. Этномода – это наши истоки, мы должны их сохранить и передать детям.

      Литература   

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 247 с.

  2. Буренина А.И Ритмическая мозаика.  Музыкальная палитра СП-б 2015

  3. Гришечкина Н.В. Большая книга праздников для малышей. 2008

  4. Константинова А.И. Игровой стретчинг. СПб 2004 
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Академия развития, 1996. 
  6. Назарова А.Г. Игровой стретчинг. ОФТ, Спб 2005
  7. Никитина А.Б. Театр, где играют дети. Владос 2001
  8. Оверчук Т.И. Маленькие россияне. Мозаика-Синтез 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка. Виды и жанры изобразительного искусства.

 Изобразительное искусство играет огромную роль в развитие ребёнка,в формировании его как многогранной личности. Особое значение имеет один из видов изобразительного искусства-живопись,раз...

Консультация для родителей на тему «Развитие у детей сценического искусства»

В консультации дан материал для родителей по данной теме....

Проект по реализации программы социокультурные истоки Тема: «Возвращение к истокам ».

Проект по реализации программы социокультурные истокиТема: «Возвращение к истокам ».               Воспитат...

Журнал для родителей и детей "Театральная копилка" Тема выпуска: " Первые шаги к сцене" Приобщение детей среднего дошкольного возраста к сценическому искусству"

 Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей среднего дошкольного возраста.   Предложенный выпуск журнала   посвящён  ознакомлению родителей о процесс...

Развитие творческих способностей и интереса к сценическому искусству.

Занятие по сценическому искусству,разыгрывание сказки о непослушном огурчике....