Сделаем вместе мир добрее.
статья

Киппер Тамара Ивановна

Условия для воспитания детей ОВЗ в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdelaem_mir_dobree.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Сделаем вместе этот мир добрее.

Анализируя работу нашего детского сада, можно уверенно сказать, что число детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития и с тяжелым нарушением речи.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. Где бы не обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное коррекционное обучение и воспитание.

МБДОУ детский сад №28 включает в себя   дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ.   На данный момент функционирует 16 групп, из них 8 – групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. Детский сад посещает 1ребенок-инвалида.

С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных адаптированных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО в ДОУ работают: педагог- психолог, учитель-логопед, дефектолог, воспитатель с специальным образованием, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, мед. сестра. Одним из условий повышения эффективности коррекционо - педагогической работы является тесная связь всех специалистов.

Учитель- логопед:

- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;                                                                                                           - составляет индивидуальные планы развития;                                                                                                                                                                                                                       -проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);                                                                                                                                -консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Педагог- психолог:

- организует взаимодействие педагогов;                                                                                              - разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;                                                                                                                                                                                                                        -проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; - организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;                                                                                                                                                                                               -повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;                                                                                                                                                                                              - проводит консультативную работу с родителями.

Воспитатель:

- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);                                                                                                            -применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;                                                                                                                                                                                          - проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;                                                                                                                                                                                  - воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;                                                                                                                                                                             - консультирует родителей о формировании культурно- гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Музыкальный руководитель:

- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;                                                                                                    - Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;                                                                                                                                                                      - Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре

- Осуществляет укрепление здоровья детей;                                                                                                                        - Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинская сестра.

- Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;                          - Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

В  ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников: составлен план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, план аттестации педагогических кадров.     Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.                                                                        В нашем   ДОУ созданы ряд условий   для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения.   Самое главное, что таких детей мы называем «особенными», стараемся для каждого ребенка быть «своим».

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.                                                                                                             Мир «особого» ребенка безобразен и красив.                                                                                      Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.                                                                              Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит.                                                                                          Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?                                                                                                                 Почему он так испуган?  Почему не говорит?                                                                                                           Мир «особого» ребенка- он закрыт от глаз чужих.                                                                                    Мир «особого» ребенка- допускает лишь своих!

Весь педагогический коллектив выполняет самые главные требования в работе   с детьми ОВЗ:                                                                                                                                    - Разнообразность  видов  деятельности;                                                                                                               -Воздействие на все органы чувств;                                                                                                            - Обращение к опыту ребенка ;                                                                                                                            -Развитие чувства самодостаточности, уважение к личности (можно судить поступок ребенка, но не личность);                                                                                                           - испытание успеха ребенком в преодолении трудностей;                                                                                       - Воздействовать на все органы чувств;                                                                                                                                                           - Задания давать малыми дозами;                                                                                                                                                           - Создание комфортных условий.

Особенностью проведения диагностики наших детей является то, что основная роль отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.

Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.                                                                                                                                                             Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики.

Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.

В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:

-привитие КГН и навыков самообслуживания;

-на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;

-на формирование всех психических процессов;

-на развитие сенсо-моторных навыков;

-на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.

Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:

- щадящий охранительный режим(который щадит и в тоже время укрепляет  нервную  систему  ребенка).

-увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;

-увеличение длительности дневного сна;

-разработка для каждой группы содержания режима дня;

-пересмотр организации физкультурного воспитания детей (игровой характер, включаем больше игр, направленных на формирование психических процессов, самоконтроля).

-Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, занятий.                                                                                                                                 Также, в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий.

-создание психологического климата.

-уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения);

-материально-техническая база;

-систематическая оценка результатов развития ребенка.

Специально развивающая среда в ДОУ создается с учетом требований безопасности, эстетике и имеют коррекционно-развивающую направленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как сделать утро ребенка добрым".

Консультация для родителей...

Методическая разработка: « Сделайте милость - творите добро!»

Предлагаю методическую разработку по театрализованной деятельности....

Как сделать утро ребенка добрым

Как же  бывает трудно по утрам разбудить  и собрать ребенка в детский сад.  Ребенок плачет, а родители сердятся и торопятся. Можно ли сделать утро добрым? Прочтите советы и попробуйте и...

Советы для родителей "Как сделать утро ребенка добрым?"

Советы для родителей "Как сделать утро ребенка добрым?"...

Сделаем вместе мир добрее!!!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12258359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"293","width":"480"}}]]3 декабря во всем мире проводятся...

Консультация для родителей "Как сделать утро ребенка добрым"

Консультация для родителей.  "Как сделать утро ребенка добрым!"...

«Чего один не сделает, сделаем вместе…» (В.Маяковский)

Коллективная работа в средней группе ДОУ...