Сделаем вместе мир добрее.
статья
Предварительный просмотр:
Сделаем вместе этот мир добрее.
Анализируя работу нашего детского сада, можно уверенно сказать, что число детей с нарушениями в развитии из года в год возрастает. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития и с тяжелым нарушением речи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. Где бы не обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное коррекционное обучение и воспитание.
МБДОУ детский сад №28 включает в себя дошкольные группы как для детей с нормой в развитии, так и для детей с ОВЗ. На данный момент функционирует 16 групп, из них 8 – групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. Детский сад посещает 1ребенок-инвалида.
С целью создания оптимальных условий для успешной реализации образовательных адаптированных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ, в соответствии с ФГОС ДО в ДОУ работают: педагог- психолог, учитель-логопед, дефектолог, воспитатель с специальным образованием, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, мед. сестра. Одним из условий повышения эффективности коррекционо - педагогической работы является тесная связь всех специалистов.
Учитель- логопед:
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; - составляет индивидуальные планы развития; -проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов); -консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
Педагог- психолог:
- организует взаимодействие педагогов; - разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; -проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми; - организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; -повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; - проводит консультативную работу с родителями.
Воспитатель:
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда); -применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; - проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; - воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику; - консультирует родителей о формировании культурно- гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; - Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий; - Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре
- Осуществляет укрепление здоровья детей; - Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Медицинская сестра.
- Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; - Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
В ДОУ созданы необходимые условия для профессионального роста сотрудников: составлен план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, план аттестации педагогических кадров. Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме. В нашем ДОУ созданы ряд условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей с ОВЗ методов и способов общения. Самое главное, что таких детей мы называем «особенными», стараемся для каждого ребенка быть «своим».
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка- он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка- допускает лишь своих!
Весь педагогический коллектив выполняет самые главные требования в работе с детьми ОВЗ: - Разнообразность видов деятельности; -Воздействие на все органы чувств; - Обращение к опыту ребенка ; -Развитие чувства самодостаточности, уважение к личности (можно судить поступок ребенка, но не личность); - испытание успеха ребенком в преодолении трудностей; - Воздействовать на все органы чувств; - Задания давать малыми дозами; - Создание комфортных условий.
Особенностью проведения диагностики наших детей является то, что основная роль отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре. Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики.
Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями.
В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на:
-привитие КГН и навыков самообслуживания;
-на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность;
-на формирование всех психических процессов;
-на развитие сенсо-моторных навыков;
-на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития.
Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий:
- щадящий охранительный режим(который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка).
-увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе;
-увеличение длительности дневного сна;
-разработка для каждой группы содержания режима дня;
-пересмотр организации физкультурного воспитания детей (игровой характер, включаем больше игр, направленных на формирование психических процессов, самоконтроля).
-Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, занятий. Также, в работе используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции у самого ребёнка. Взаимодействие с ним, а не воздействие на него становится основным принципом его развития. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий.
-создание психологического климата.
-уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения);
-материально-техническая база;
-систематическая оценка результатов развития ребенка.
Специально развивающая среда в ДОУ создается с учетом требований безопасности, эстетике и имеют коррекционно-развивающую направленность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как сделать утро ребенка добрым".
Консультация для родителей...
Методическая разработка: « Сделайте милость - творите добро!»
Предлагаю методическую разработку по театрализованной деятельности....
Как сделать утро ребенка добрым
Как же бывает трудно по утрам разбудить и собрать ребенка в детский сад. Ребенок плачет, а родители сердятся и торопятся. Можно ли сделать утро добрым? Прочтите советы и попробуйте и...
Советы для родителей "Как сделать утро ребенка добрым?"
Советы для родителей "Как сделать утро ребенка добрым?"...
Сделаем вместе мир добрее!!!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12258359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"293","width":"480"}}]]3 декабря во всем мире проводятся...
Консультация для родителей "Как сделать утро ребенка добрым"
Консультация для родителей. "Как сделать утро ребенка добрым!"...
«Чего один не сделает, сделаем вместе…» (В.Маяковский)
Коллективная работа в средней группе ДОУ...