Реализация индивидуального подхода в работе с детьми при организации театрализованной деятельности дошкольников в условиях разновозрастной малокомплектной группы.
консультация

Яковлева Валерия Сергеевна

Данный материал раскрывает особенности реализации индивидуального подхода в работе с детьми при организаци театрализованной деятельности дошкольников в условиях разновозрастной малокомплектной группы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация индивидуального подхода в работе с детьми при организации театрализованной деятельности дошкольников в условиях разновозрастной группы.

 

               Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить. Театр позволяет детям окунуться в совершенно новый, волшебный мир.  В театрализованной игре осуществляется всестороннее развитие детей. Эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. Физическое развитие: дети проявляют себя в определенной двигательной активности, учатся управлять своим телом, голосом, мимикой. Огромное значение имеет театрализованная деятельность и для речевого развития (развитие артикуляционного аппарата, связной речи), познавательного развития (расширяет представления об окружающем мире, учит ориентироваться в окружающем пространстве); для развития психических функций ребенка (память, внимание, воображение); для развития социально-коммуникативных навыков (позволяет преодолеть застенчивость, неуверенность в своих силах, учит взаимодействовать в коллективе детей и взрослых). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Активизирует инициативность и самостоятельность. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

Работа в разновозрастной группе отличается определенными сложностями, поскольку воспитателю необходимо знать специфику работы с разными детскими возрастами, особенности программных задач для каждого возраста и учитывать индивидуальные особенности детей ( обязательно должны учитываться психологические, половые особенности). Поэтому большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми.  Такой подход в театрализованной деятельности направлен на раскрытие творческого потенциала и творческих способностей ребенка. Дает возможность проявить свою индивидуальность и самостоятельность. Индивидуальная работа является основной. В процессе её происходит тесный контакт между педагогом и воспитанником. Это даёт возможность глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, как они глубоки и серьёзны; помогает выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы.

Театрализованная игра позволяет создать благоприятные условия для участия всех детей, сплочения группы в целом, приобретения навыков взаимного обучения:  младшие дети усваивают опыт старших, старшие помогают младшим. При этом каждый ребенок является активным участником образовательного процесса.

Театрализованная деятельность может быть включена во весь образовательный процесс: она может осуществляться как во время совместной деятельности с детьми и во время самостоятельной деятельности детей, так и какие-то моменты театрализации могут быть использованы во время непосредственно образовательной деятельности.

Таким образом, при осуществлении театрализованной деятельности  в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:

 - делить задачи на общие для всей группы и конкретизировать по возрастам;

- чётко определять цель, задачи, содержание для каждой возрастной группы;

 - подбирать методы и средства, формы работы для каждого возраста и исходя из индивидуальных особенностей детей;

  - проводить общие мероприятия  проводить при условии одинаковой или близкой темы для детей всех возрастных подгрупп, учитывая возможности детей и уровень их самостоятельности.

  - материал, подготовленный к совместной театрализованной деятельности, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что даёт возможность объединить воспитанников разных возрастов в выполнении определённых заданий.

                  Среди условий, благоприятных для развития театрализованных игр, нужно назвать следующие:

— необходимо с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него;

— также с раннего возраста воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

— на интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям;

— заботиться об оснащении театрализованных игр (приобретать театральные игрушки, мастерить игрушки- самоделки, создавать фонд костюмов, обновлять декорации, атрибуты;

— уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр (предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки);%

 - повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах театрализованной деятельности, приобщать их к образовательному процессу не как сторонних наблюдателей и зрителей, а как активных участников  и партнеров.

. Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия близких. Такая совместная деятельность детей и взрослых делает жизнь в детском саду интересней. Родители получают возможность наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания. У родителей формируется более высокая оценка достижения своих детей и гордость за них; развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада; родители обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома, они оказывают помощь в изготовлении атрибутов. Родители привлекаются к активному участию в театрализованных занятиях в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д.

Были определены этапы работы с детьми: 

  • последовательное знакомство детей с видами театра;
  • поэтапное освоение детьми видов творчества по возрасту;
  • совершенствование артистических навыков детей;
  • раскрепощение ребенка;
  • работа над образом и интонацией;
  • коллективные действия и взаимодействия;
  • пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать и переживать.

Чем полнее и эмоциональнее восприятие литературных произведений, тем выше уровень театрального воплощения.

Формы работы с детьми:

 - игра;

 - импровизация ;

 - инсценировки и драматизация;

 - объяснение;

 - рассказ  детей;

 - чтение воспитателя;

 - беседы;

 - просмотр видеофильмов;

 - разучивание произведений устного народного творчества;

 - обсуждение;

 - наблюдения;

 - словесные, настольные и подвижные игры;

 - психогимнастика

 - пантомимические этюды и упражнения;

Самой первой задачей является выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить его на самостоятельное творчество, увлечь театральной игрой, как только ребенок приходит в детский сад. С этой целью планируется и организуется игровое пространство, где особо внимание уделяется театральному уголку. Многообразное яркое и доступное каждому возрасту наполнение помогает подготовить детей к тому, что дети они сами с удовольствием начинают играть в театр, т.е. к активному участию в театрализованных играх, активизации инициативы и самостоятельности детей в творчестве.

            Художественные произведения для репертуара необходимо подбирать с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

 Особенное внимание уделяется импровизации с использованием доступных детям средств выразительности (мимики, жестов, движений и пр.). Дошкольники, преодолевшие робость, начинают участвовать в инсценировках, как актеры драматического театра. Постоянно обогащая свой опыт.

Наиболее полноценно раскрываются актерские способности у детей старшего и подготовительного к школе возраста за счет снятия психологических зажимов и приобретения необходимого опыта. Приобретенные детьми навыки и умения позволяют им реализовывать себя в процессе постановки спектаклей, где они достаточно успешно вживаются в свои роли.

При правильной организации работы старшие дошкольники выходят на более высокий и ответственный уровень – участие в конкурсах, открытых мероприятиях,  в общественных мероприятиях, организованных социальными партнерами.  

Организованная таким образом работа в разновозрастной группе способствует томy, что театрализованная игра становится  средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества и способствует сплочению коллектива, взаимоподдержке и взаимообучению. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Дети раскрепощаются, становятся активными участниками на праздниках и развлечениях, используют умения и навыки, приобретенные на занятиях в самостоятельной деятельности. Использование приемов и методов в театрализованной деятельности дает возможность развивать способности дошкольников к творчеству. А от того, каким образом будут использованы подобные возможности, зависит творческий потенциал взрослого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация театрализованной деятельности дошкольника в условиях ФГОС ДО Дубовова Олеся Викторовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Слободской детский сад «Пряничный домик»

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опоссредстванно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать с робостью, застенчивостью и не уверен...

«Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми"

Ученье есть индивидуальная деятельность детей.Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работуиндивидуально....

Педагогическая копилка «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в рамках ФГОС»

Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,...