Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
методическая разработка
Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.
Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада и родителей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок открывает посредством языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Донское
Методическая разработка
«Построение работы по развитию связной речи
и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Разработчик:
Ширяева И.С.
2023 г.
Введение
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.
Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.
Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада и родителей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок открывает посредством языка.
В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела, она занимает одну треть всей площади. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Работами профессора М.М.Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому пальчиковые игры, занятия с пластилином, бумагой, крупой, природными материалами, нитками, конструирование очень важны для ребенка.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Речь – это форма мышления. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребенка развита речь до поступления в школу, тем быстрее и легче войдет он в учебный процесс.
Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание,
обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Диалогическая Монологическая
Основной задачей является:
Научить детей свободно пользоваться родным языком. Правильно и понятно излагать свои мысли в устной форме.
Формирование разговорной речи. Обучение рассказыванию.
Диалогическая речь – это разговор одного или нескольких человек.
Формы
Беседа Дидактические Разговор
игры
Приемы
Объяснение Рассказ
воспитателя
Чтение Вопросы Показ
художественного наглядного
произведения Репродуктивные материала
Поисковые
Обобщающие
Игровые приемы ТСО
Обучение рассказыванию
Задачи
Пересказывать Составлять рассказы
Виды По форме По содержанию
Подробный пересказ Описательные: По восприятию
сравнительный и объяснительные (по игрушке, по картине, о предмете)
Инсценировка Сюжетные Из опыта (по памяти)
По аналогии По воображению (творческие)
Пересказ фрагментов
Приемы обучения рассказыванию
Основные Вспомогательные
Образец План Оценка Коллективное составление
рассказа
Частичный Воспроизведение Составление
образец плана рассказа по частям
Дублер Разбор плана Подсказ вариантов
образца развития сюжетов
Разбор образца Указание
рассказа Подсказ слова, фразы
Вопросы
Схемы, модели
Исправление
Обучение пересказу
Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественное произведение.
Последовательность Приемы
Первичное чтение (опускается, если произведение знакомо) Вопросы
Образец чтения
Упражнение Вторичное чтение Объяснение указания
Показ наглядного
материала
Беседа Обращение к опыту детей
Отраженный пересказ
Чтение с установкой на запоминание и пересказ Подсказ слова, фразы
Моделирование
Пересказы детей Сопряженный пересказ
Творческое рассказывание
Виды Условия
Придумывание рассказа по картине Определенный объем знаний
Придумывание рассказа по картине Достаточное развитие аналитико –
синтетической деятельности мозга
Придумывание конца рассказа
Определенный уровень речевого
развития
Придумывание сказки, небылицы
Придумывание рассказа (по плану)
Придумывание рассказа по предложенной теме (самостоятельный выбор темы)
Этапы ознакомления с живописью
Первый этап
Структура
Задачи Приемы
Название картины, автор
Создание интереса к живописи, Искусствоведческий
к картине художника рассказ педагога О чем картина
Что самое главное в картине
Формирование умения внимательно Постановка конкретных
ее рассматривать и подробных вопросов Как оно изображено, цвет,
построение, расположение
Эмоционально откликаться на ее Воссоздание событий Что изображено вокруг главного
содержание последующих и предшест-
вующих произведению О чем думается, глядя на картину
Рассказ – образец личностного отношения к картине
Структура Кто написал О чем, какими красками Какое передано настроение, Какие чувства, мысли,
как называется написана картина что особенно понравилось возникают, когда
смотришь на картину
Второй этап
Задачи Приемы
Развивать умение самостоятельно анализировать Постановка вопросов более обобщенного
содержание картины характера
Выделять выразительные средства Прием точных установок о выполнении ребенком
мыслительных действий
Формировать умение «читать» картину Прием композиционных и колористических вариантов
Мотивировать эмоционально – логическое
отношение к произведению
Третий этап
Задачи Приемы
Формирование умения мысленно создавать картину Сравнение картин
по замыслу
Готовить к самостоятельной творческой Постановка конкретных и подробных
изобразительной и словесной деятельности вопросов
Развивать анализ, синтез сравнения, обобщения Мысленное создание собственной картины
по названию картины художника
Различные дидактические игры
Нетрадиционные приемы обучения рассказыванию
Элементы ТРИЗ Моделирование
Игры с «подзорной трубой» Учить детей выделять объекты, изображенные на картине
«Ожившие предметы» Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.
«Волшебный гость» Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.
«Живые картинки» Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
«Да - нет» Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
«Кто о чем говорит?» Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.
К нам пришел волшебник «Я ощущаю запах» Учить представлять возможные запахи и передавать свои представления
в рассказе
К нам пришел волшебник «Я ощущаю лицом и руками» Учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать их в речи.
К нам пришел волшебник «Я пробую на вкус» Учить детей разделять объекты на съедобные - несъедобные для человека и живых объектов, изображенных на картине. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.
«Что было, что будет?» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ об этом.
«В гости пришли Волшебники Времени» Учить детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять связный рассказ о нем. Учить детей фантастическим преобразованиям свойств времени.
Развивающий потенциал речевой среды
Речевая среда
Естественная Искусственная
Неблагополучная Благополучная Речевая среда со специально установленными
высокими развивающим потенциалом
Развивающие возможности речевой среды, в которой растет ребенок, называют ее развивающим потенциалом.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Принцип открытости и закрытости.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Принципы построения Принцип активности, самостоятельности, творчества.
развивающей среды Принцип стабильности – динамичности.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды.
«Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона.»
М.М.Кольцова.
Для более успешного развития речи детей
Подготовки руки ребенка к письму
Развитие мелкой моторики является средством Предотвращении так называемого «писчего спазма»
Если ребенок – маленький левша, то помочь ему
адаптироваться в мире правшей.
Создание развивающей среды
Специальные игровые упражнения
Условия для развития мелкой моторики рук Мероприятия по художественному труду
Развивать тактильные ощущения и координацию движений
Работа по подготовке руки к письму
Игры с мячом
Сюжетные этюды Игры с палочками
Работа со штампами Работа с трафаретами
Игры с предметами Физкультминутки
Развитие межполушарного Содержание работы Ниткопись
взаимодействия по развитию мелкой моторики рук
Деревянные игрушки Пальчиковый театр
Пластилиновая мозаика Рисование пластилином
Нанизывание бус Лепка из соленого теста
Аппликация методом обрывания
Литература:
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2009. – 400 с.
- Ёлкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – 76 с.
- Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982.
- Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ) – М.,2009.
- Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования / Н.А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр. «Академия», 2012. - 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики в таблицах и схемах
Методическое пособие "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики в таблицах и схемах...
Методическая разработка "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук"
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук....
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах...
Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...
Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...
Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...
Методическая разработка «Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»
Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского са...