Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей от 1.5 до 2 лет.
картотека
Доказано, что мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи у детей. Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками. Такие игры выполняют сразу несколько важных функций:
- благотворно влияют на развитие головного мозга ребёнка;
- стимулируют запуск речи;
- готовят детскую ручку к письму и творческой деятельности;
- тренируют память и улучшают концентрацию внимания;
- развивают воображение малыша и его творческие способности;
- способствуют формированию чёткой и ритмичной речи, обогащают словарный запас ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_palchikovyh_igr_i_uprazhneniy.docx | 747.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика.
Картотека пальчиковых игр и упражнений.
В возрасте 1,5-2 лет все движения в пальчиковых играх за ребёнка делаете вы, а он является пассивным участником игры. Для пальчиковых игр нужно «ловить» момент, когда ребёнок не слишком возбуждён, но и не слишком расслаблен. Для игр с пальцами рук и верхней частью тела надо посадить ребёнка на колени к себе, спину ребёнка прижав к своему животу.
При первых играх ребёнок, если не имеет опыта, может отбиваться и пытаться уйти. Держать силой не надо, ликвидируйте, если можно, в причину отказа (неудобно сидеть, хочет в туалет и т.п.) или поменяйте игру. Подождите момент, когда ребёнок будет более расслаблен, например, после кормления или купания. Лучше всего – выделить определённое время ежедневно для пальчиковых игр, в результате чего такие игры станут для ребёнка такой же привычной процедурой, как и купание или чистка зубов.
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:
- Перед игрой с ребёнком немножко разотрите и погладьте его ручки, чтобы создать необходимый эмоциональный настрой.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
- При многочисленных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Лет до 2,5 ребёнок ещё не может воспроизводить движения сам без многочисленных тренировок.
- Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, уступите ему. Детям
свойственно повторять одно и то же действие для его закрепления.
Игры-подготовки.
Если с ребёнком не занимались регулярно пальчиковыми играми с рождения, часто ребёнок сначала не даётся играть в пальчиковые игры. Это объяснимо, так как у ребёнка недоразвиты мышцы руки, и при воздействии на активные точки ладони, ребёнок испытывает непривычные ощущения, от которых пытается уклониться. Поэтому первые игры ориентированы на приучение к легкому поглаживанию, растиранию и разминанию кисти. Подходите к этим упражнениям, как к весёлой игре. Не используйте для успокоения ребёнка в истерике – тогда может закрепиться устойчивое неприятие пальчиковых игр.
Пальчики просыпаются.
Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик…(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки).
Первичные игры.
Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание взрослым пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка.
Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.
Мышки спрятались.
Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку.
Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.
Ерши.
Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).
На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке).
Белочка.
По мотивам народной песенки, поглаживаем руку, расправляя кулачок.
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки; (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Непоседа.
Аналог всем известной сороки-вороны, на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша.
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила. (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
Антошка.
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой).
Игрушки.
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
Транспорт.
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.
Посчитаем.
(сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.
Дикие животные.
(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Гости.
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
Домашние животные.
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я так довольная своими ребятами!
(по аналогии составьте сами игры-перебиралки пальцев, закрепляя лексическую тему, которую проходите – посуду, мебель, транспорт и т.д. например:
Здравствуй, котёнок!,
Здравствуй, козлёнок,
Здравствуй, щенок!
Здравствуй, утёнок!
Здравствуй, забавный смешной поросёнок!
Или:
Кто у нас в лесу живёт?
Вот-лисичка, вот, вот
Вот зайчик, вот, вот
Вот мишка, вот, вот…..
Будем пальчики сгибать, будем цветочки называть: Это – роза, это – мак, это гвоздика….. и т.д.
Ещё вариант: Вот коза – с козлятами, вот мышка- с мышатами и т.д.
По грибы.
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
Кто приехал?
Кто приехал? Мы, мы, мы.
Хлопать кончиками пальцев.
Мама, мама, это ты? Да, да, да.
Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.
Папа, папа, это ты? Да, да, да.
Большие и средние пальцы.
Братец, братец, это ты? Да, да, да.
Большие и безымянные пальцы.
Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.
Большие пальцы и мизинцы.
Моя семья.
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Пальчики.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Дождик.
Дождик капает, Дождик капает.
Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.
Пальчики обеих рук постукивают по столу.
Новогодняя елочка.
Праздник приближается, ёлка наряжается:
Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)
Звёздочки горят,
А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)
Конфетти кругом!
Одновременно с пальчиковыми играми используйте игры со всем телом. Приведённые ниже примеры игр относятся к приёмам телесотерапии, их эффект аналогичен массажу, но большой плюс в том, что идёт сочетание физического воздействия и расширение словарного запаса. Учтите, игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды! (игра-обучайка, хороша для познания названий частей тела, а также как мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе).
Разукрашенные животные.
У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.
У слонов есть складки, складочки везде.
Щипаем, как бы собирая складки.
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
У котяток шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, на носу, на ушах и т.д.
и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.)
Пожарники.
(игра-пробуждение, активизация)
Пожарники побежали (бежите по животу снизу вверх к лицу)
и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)
Домик.
Стенка, стенка (потрогать щечки),
Потолок (потрогать лобик),
Две ступеньки (прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок! (нажать на носик)
Часы.
Эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.
Мышь скатилась кувырком.
Руки "скатываются" на по телу вниз..
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.
Мышь скатилась кувырком.
Мяу-Мяу.
(игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке)
Придёт кошка не спеша и погладит малыша.
-МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!
Ой, ладушки.
Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
На окно поставим, остывать заставим.
А остынут – поедим и воробушкам дадим.
Паучок.
Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)
Бежит по…. И к (имя ребёнка, ребёнка щекочут)
Важно в этой игре – чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.
Фрукты-овощи.
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.
Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!
Слоник.
«В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает»
Сорока.
(При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки)
Сорока - белобока
Кашку варила,
Детишек кормила.
(Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы)
Этому дала, и т.д.
или, как вариант:
Этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе ничего нет!
(При этом большой палец не загибается).
Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
Скачет, скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)
Жук.
Шесть мелькает ножек-рук –
Это убегает жук.
Ты куда? - но нет ответа.
Жук в траве укрылся где-то. (Изображаем пальчиками лапки жука).
Замок.
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили,(Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули (Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
И открыли! (Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
Улитка.
На одной скользящей ножке
Домик, голова и рожки.
Дай-ка пальчики сюда!
То не пальчики - рога.
(Изображаем пальчиками рожки улитки).
Солнышко.
Ножки вверх! Ножки вниз!
Солнце, солнышко, качнись!
Солнце с тучкою качнулось
И Трезорке улыбнулось.
Пальчиками изображаем ножки Трезорки.
Ягодки.
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
С ветки ягодки снимаю (Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки складываете перед собой чашечкой)
Будет полное лукошко. (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой)
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот)
Легким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше).
Рыбки.
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,
(На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются)
Разожмутся,
(Пальчики сильно растопыриваются в стороны)
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
"Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
С этим - в дудочку дудел.
Осьминог.
Восемь пальчиков для ног –
Получился осьминог.
Сколько ног у осьминога?
Много - Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.
Пальчики.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик — прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В школу нам идти пора.
Кошка.
Как у нашей кошки
Беленькие ножки,
Мяконькие лапки,
Ноготки - царапки.
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
Поцарапаем немножко
Не ребята мы, а кошки
Мышка.
Как у нашей мышки
Ножки-коротышки.
Ножки мышкины спешат
К сырной корке - и назад.
Изображаем пальчиками мышкины ножки.
Мишка.
Мишка топает ногой,
Мишка топает другой,
Ух, как веселится
В доме половица!
(Топаем "ножками" – пальчиками)
А пока танцует Мишка,
Мы похлопаем в ладоши.
Вместе с лисонькой-плутишкой
Будем зрителями тоже.
Хлопаем в ладоши.
Солнышко.
Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить
Малых деток веселить.
(Пальчики разгибаются по одному)
Прилетели тучки
Спрятались лучики.
(Пальчики прячутся в кулачок).
Черепашка.
"Сколько пыли, сколько сора –
До дверей дойду не скоро",
И вздыхает тяжко
Наша черепашка.
(Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки).
Журавли.
"До свиданья, до свиданья,
Возвращайтесь поскорей!" –
Провожаем, провожаем
В путь-дорогу журавлей.
(Машем ручкой вслед птицам)
Крылышками машем:
"До свиданья, Маша!
Полетели мы на юг,
Вспоминай нас, добрый друг!"
(Ладошками изображаются крылья птиц).
Отдыхаем.
Мы сегодня рисовали, (имитировать рисование, плавно поднимать руки перед собой)
Наши пальчики устали,
Наши пальчики встряхнем, (встряхивать кистями)
Рисовать опять начнем. (снова имитировать рисование)
Козел.
"Вот какой козел рогатый!" –
Рожки делают ребята.
"Вот какие рожки
У козла Тимошки!"
Встрече Тимофей не рад –
Грозно смотрит на ребят.
"Уходите, вас не знаю:
Забодаю, забодаю!" (Пальчиками изображаются козлиные рожки).
Рак.
Как хватает рыбу рак?
Да клешней своей - вот так!
Манит он своей клешнею:
"Пощипаемся с тобою!"
(Двумя пальчиками изображается движение клешни рака).
Слоник.
"Слоник, апельсин подай!" –
"Угощайся попугай!"
Слоник очень-очень рад,
Что сильнее всех носат.
(Пальчиком изображается хобот.)
Козочка.
Шел старик дорогою (идти пальчиками по стол)
Нашел козу безрогую. (показать пальчиками рога)
Давай, коза, попрыгаем, (постучать пальчиками по столу)
Ножками подрыгаем.
А коза бодается, (снова показать рога)
А старик ругается. (погрозить пальчиком)
Киска.
Киска ниточки мотала (вращать руками, как бы наматывая нить на клубок)
И клубочки продавала. (вытянуть обе ладони вперед)
Сколько стоит?
Три рубля. Покупайте у меня! (показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони).
Лошадка.
Одной рукой я травку рву, (выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками)
Другой рукой я тоже рву.
Я травкой накормлю коня. (вытянуть руки вперед)
Вот сколько пальцев у меня! (и повернуть ладонями вверх).
Помощник.
Топором дрова колю (имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз)
А потом пилой пилю. (имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад)
Отнесу их бабушке, (показать ладоши)
Чтоб испечь оладушки. (похлопать ладонями друг о друга)
Тесто.
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай в гости друг - друга приглашай.
Капуста.
Мы капусту рубим рубим (говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту)
Мы морковку трем трем (ручками показывать как мы трем морковку)
Мы капусту солим солим (пальчики щепоткой - солим)
Мы капусту мнем, мнем (ручками "мнем" капусту).
Дружба.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок")
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать руки вниз, встряхнуть кистями
Отдохнем.
Наши пальчики проснулись,
Потянулись, потянулись…
И встряхнулись… (выполняем все эти движения)
По ладошке побежали (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали (изобразите эти движения)
И устали. Сели отдыхать (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени).
Строим стенку.
Строим стенку,
Выше, выше, (прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку)
Добрались уже до крыши! (к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья)
Чья крыша выше?
Выше, выше, выше! (сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх!)
Прорубили мы окошко,
И дверку для кошки,
И дырочку для мышки:
Пи-пи-пи-пи–пи! (называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском).
Прятки.
(ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно)
В прятки пальчики играли
И головки убирали,
Вот так,вот так,
И головки убирали
Дом.
Молоточком я стучу, (постукивать кулачками друг о друга)
Дом построить я хочу. (соединить кончики пальцев обеих рук)
Строю я высокий дом, (поднять выпрямленные ладони вверх)
Буду жить я в доме том. (похлопать ладонями)
Квасим капусту.
Это что еще за куст? (Стоя, руки перед грудью в «замке»)
Это что еще за хруст? (Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…)
Как же мне без хруста, (Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой)
Если я – капуста!
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем,
А морковку трем, трем,
Все перемешаем!
В бочки набиваем
В погреб опускаем.
Эх, вкусная капуста! (Выпрямляемся и гладим себя по животу).
Дождик.
Дождик, дождик, поливай (указательным пальцем постукивать по ладони другой)
Будет хлеба каравай, (образовать перед собой круг руками)
Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)
Будут вкусные ватрушки. (соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)
Улитка.
(Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.)
Улитка-улитка,
Отвори калитку,
Выходи из дома,
Будем знакомы! (Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.)
Улитка-улитка,
Высуни рога,
Дам пирога! (Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте. )
Улитка-улитка, пошли гулять! (На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить.)
Поползли, поползли, поползли… («Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу.)
Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке! (При повторении – до свидания, улитки!)
Гусеница.
Гусеница, гусеница, (ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка, («ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает, (то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки: (и по другой стороне обратно)
Ам! Ам! Ам! (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.)
Ам! Ам! Ам!
Поела (Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…)
Спать захотела. (… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко. )
Проснулась – (Постепенно расправляем ладони…)
Бабочкой обернулась! (Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.)
Полетела, полетела, полетела! (Машем «крыльями»).
Круговорот воды в природе.
Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап. (Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.)
Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль. (Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам)
Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур. (Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать)
И в море большое-большое-большое впадает… (Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове "большое” ведем руки обратно, на слове "впадает” – руки прижимаем к груди)
А с моря в жару пар поднимается, (Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх)
К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет. (Тучку изображают сцепленные над головой руки)
Кап-кап и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей 2-3 лет.
Картотека предназначена для детей от 2 до 3 лет. для развития мелкой маторики....
картотека пальчиковых игр и упражнений для детей 5-6 лет.
игры для развития мелкой маторики, для подготовки руки ребёнка к письму....
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей.
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей....
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук....
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей группы раннего возраста
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют...
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей раннего возраста
В "Картотеке пальчикоывх игр и упражнений для детей раннего возраста"подобраны пальчиковые игры и упражнения для детей раннего возраста по тематике ("Игрушки", "Части тела&quo...
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей группы раннего возраста
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности."П...