Консультация для педагогов "Развиваем монологическую речь ребенка"
консультация
Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monologicheskaya_rech_k.rabota.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов дошкольного отделения.
Тема: «Развиваем монологическую речь ребенка».
Воспитатель высшей категории:
Воробьева О.К.
Образовательное учреждение МБОУ«Лицей5»(дошкольное отделение, ул.Октябрьская,25В)
Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно – мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Монологическая речь может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная речь не является коммуникативной. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у ребенка должно быть желание, намерение сообщить что–то слушающим. Ситуация является для монолога отправным моментом, потом он как бы отрывается от нее, образуя свою среду - контекст. Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
- эмоционально-оценочная.
Для дошкольников наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.
Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. В каждой возрастной группе дошкольников определена ведущая задача по развитию речи. В 1 младшей группе это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь. Во 2 младшей группе это дальнейшее развитие речи. Ребенок учится дожидаться очереди высказывания. В средней группе это развитие речевой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе общения и в монологической речи. В старшем дошкольном возрасте это выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в монологе и диалоге. Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка ведется поэтапно в каждой возрастной группе.
Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. На этом этапе продолжается обучение описанию предметных и сюжетных картин. Процесс обучения идёт последовательно. Рассматриваются и описываются предметные картинки, проводится сравнение изображённых на картине предметов и животных, взрослых животных и их детёнышей (корова и лошадь, корова и телёнок, свинья и поросёнок).
В старшем дошкольном возрасте задачи обучения монологической речи на занятиях с картинками усложняются. Дети должны не только понимать содержания картин, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование – большая самостоятельность в рассказах по картинам.
В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
В процессе обучения монологической речи используются и другие приёмы: вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рассказывания для уточнения или дополнения, чтобы не нарушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку.
Приёмы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во 2 младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом из серий «Мы играем», «Наша Таня». Дети постепенно подводятся к составлению коротких в 3-4 предложения - описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания. Он подсказывает ребёнку способы связей в предложении, задаёт схему высказываний(«Пошёл зайчик…Там он встретил…Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объём.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта(о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают не только хорошо знакомые сказки, рассказы, но и те, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала по вопросам взрослого, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, даётся представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый даёт детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет(«Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они… вдруг… взяли звери… и тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказов, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью взрослого способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а взрослый помогает связать переходы от одной картинке к другой(«И вот тогда», «В это время» и т.п.).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опоры на картинку или игрушку, а затем и без опоры и наглядный материал.
В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения без помощи взрослого, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.
В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребёнок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картинке придумывать предшествующие и последующие события.
Старшие дошкольники составляют более подробное, чем ранее, описание игрушек, предметов и картин, учатся составлять рассказы из опыта.
Большое внимание уделяется формированию элементарных представлений о структуре описания и повествования. Предъявляются более серьёзные требования к целостности, связности высказываний.
В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов(описание, повествования, рассуждения) с соблюдением их структуры. Усложняются задачи и содержания обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.
Более высокие требования предъявляются к произвольности и преднамеренности высказываний. Дети сами анализируют и оценивают рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности. У них формируется элементарное осознание своеобразия содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства усложняются требования к детским монологам разных типов.
Развитие устной монологической речи имеет важное значение. Огромную роль играет речь в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими. У ребёнка развивается обобщающая функция мышления. Обобщающая и коммуникативная функция речи
формируются в тесном единстве – с помощью речи ребёнок не только получает новую информацию, но и усваивает её. С помощью речи у ребёнка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает её более дифференцированной и обобщенной. И формирование монологической речи способствует овладению интеллектуальными операциями мышления, способствует развитию у ребёнка возможности адаптироваться в межличностных отношениях. В системе обучения родному языку формирование связной речи выступает во взаимосвязи с освоением звуковой стороны языка, грамматического строя языка, словарного состава. Важное место занимает работа над семантическим компонентом речи. Лишь шаг за шагом ребёнок переходит к построению речевого контекста, более независимо от ситуации.
Появление этой формы речи объясняется новыми задачами и характером общения ребёнка с окружающими.
Развитие связной монологической речи протекает по схеме:
Чтобы повысить удельный вес собственной речи каждого ребёнка, воспитатель должен вводить в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами, потешками, фольклорными формами, звукоподражаниями. Необходимо направлять ребенка таким образом, чтобы он был поставлен в условия решения мыслительной задачи, которая изначально должна решаться на материале небольшого рассказа, объем которых не превышает одного смыслового отрезка, а затем на тексте, состоящем из нескольких смысловых частей. На занятиях по формированию связной речи хорошо использовать различные графические схемы, помогающие выстраивать фразы. Вначале взрослый составляет схему высказывания, потом дети сами из предложенных графических символов строят самостоятельные высказывания, а в дальнейшем короткие рассказы.
При овладении и обучении детей связной монологической речи необходимо сказать о зоне ближайшего развития. “Обучение тогда хорошо,- писал Л.С. Выготский,-когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии.” По тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет сочинять, рассказывать, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эмоционального и эстетического развития.
Список используемой литературы:
1. Бородин А.М. Методика развития речи детей. М., 1994
2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические
исследования. М., 1956
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми. М., 1993
4. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. Учебное пособие. М., 1998
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981
Интернет источники:
- http://www.vevivi.ru/best/Formirovanie-umenii-monologicheskoi-rechi-ref197236.html
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=526706
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".
Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....
Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"
Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....
Речь ребенка в три года. Что должен уметь ребенок.
Что должен уметь ребенок в три года.- Понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком;- Легко воспроизводить знакомые стихи и п...
ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...
консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"
Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...